Анна* (родители учеников боятся за судьбу своих детей и попросили не называть их реальные имена) задолго до того, как ее сын стал первоклашкой, решила, что обучаться он будет в калининградском 23-м лицее. Школа на хорошем счету, среди учеников дети депутатов, министров. Прописан сын был в другом районе. Полгода мама водила его на занятия, ежемесячно выплачивая по 1 тысяче рублей. В мае курсы закончились, а 1 апреля она узнала, что ее ребенку места не нашлось.
А потом началось
- Пошла к директору, - говорит Анна, - она потребовала у меня бумажку, подтверждающую, что ребенок должен быть прикреплен к лицею. Слава богу, подруга купила в этом районе квартиру и зарегистрировала сына. Нас приняли, но в лицейский класс, платный. Дополнительные услуги, перечисленные завучем устно, нас устраивали - три добавочных урока английского в неделю, бассейн, шахматы. А потом началось! На первом же собрании родителям дали на подпись договоры и реквизиты банка. Это был базовый договор на добровольные пожертвования средств школе, вернее, копия договора с копированной печатью и копированной подписью директора, все в одном экземпляре. Ни перечень услуг, ни суммы прописаны не были. Нас особо не спрашивали, хотим мы подписывать или нет, завуч лишь сказала: «Вы знали, куда шли, если что-то не устраивает, вот вам Бог, а вот порог...»
Филькины грамоты
Выбора у мам и пап не было, год они покорно платили. Массовые волнения начались, когда некоторые родители решили получить вычет на подоходный налог (вычеты положены по закону, если обучение ребенка платное), но в бухгалтериях своих предприятий получили отказ, не договоры это, филькины грамоты.
- Договоры составлены на 10 месяцев, - рассказывает Ольга*, мама одного из учащихся лицея. - Когда мы спросили, почему должны оплачивать, к примеру, каникулы, нам ответили, раз учителя в школу ходят, платите. Не понимаем, почему должны платить за бассейн (оплата за него входит в 1 тыс. руб.), который наши дети не посещают. То окна мы должны менять, то проекторы приобретать за 35 тысяч рублей… Покупаем туалетную бумагу, полотенца, мыло, воду, платим за охрану и за уборщицу! А сейчас новая фишка: дали подписать очередную бумажку – согласие на посещение ребенком танцгруппы «Солнышко», цены и условий нет, гадаем, что на этот раз уготовила администрация школы. Не платить не можем, тут же выдвигают ультиматумы: не нравится - до свидания!
По словам родителей, после прокурорской проверки никаких изменений в школе не произошло, «благотворительные» взносы родители по-прежнему платят. Не раз они просили директора школы о встрече. Марина Алексеевна Беркунова не отказывала, но когда мамы и папы приходили в назначенный час, ее на месте не было. В последнее время она и вовсе не идет на контакт.
Не дает покоя родителям еще один вопрос - в договоре сказано, что пожертвования пойдут на улучшение материально-технической базы. Но по их словам, здесь полный развал.
- Оглянитесь вокруг, - призывает Ирина*, - заборов нет, так называемое футбольное поле не выдерживает никакой критики, бункер посреди спортплощадки прикрыт листами железа, снаряды – лестница и турники – стоят уже лет 20, все разбито, раскурочено, из земли торчат штыри и обломки труб, мой ребенок здесь уже разбивал голову. А утром и в обед к школе вообще не подойти - машины подкатывают к самому крыльцу, пробки образуются! Все сигналят, да еще и матом обложат...Неужели нельзя запретить въезд машин на пришкольную территорию?
Уголовная ответственность школе не грозит
Проверка в лицее, которую по обращению родителей учащихся проводила прокуратура Ленинградского района Калининграда совместно с контрольно-ревизионным управлением горадминистрации, завершена.
-Было установлено, что договоры, заключенные с родителями и согласно которым люди платили деньги, незаконны, - сообщила «СК» старший помощник прокурора Ленинградского района Светлана Левинская, - они не соответствуют требованиям законодательства, потому что носят принудительный характер. Установлено, что договоры о сотрудничестве на нынешний учебный год лицей заключил почти с тысячей человек (983 чел.). За учащихся начальных классов родители ежемесячно платили по 1000 рублей, за учеников 5 -7 классов - по 350 рублей, 8 – 9 классов - по 450 и за выпускников - 550 рублей в месяц. В общей сложности только в 2009-м году в школу было перечислено 5,5 миллиона рублей. Если верить данным, предоставленным администрацией лицея, то более трех миллионов из этой суммы ушло на зарплату учителям. В соответствии с законом «Об образовании» школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований, но только не злоупотреблять этим.
Вернут ли деньги?
По итогам проверки председателю комитета по образованию горадминистрации Алексею Силанову внесено представление с требованием привлечь виновных к дисциплинарной ответственности и устранить нарушения, уголовная ответственность за подобное законом не предусмотрена. Что касается возврата родителям уплаченных денег… «Этот вопрос открыт, мы занимаемся его решением», - заявили в областной прокуратуре.
Алексей Силанов пообещал прокомментировать ситуацию, как только получит на руки документы из прокуратуры.
Директор лицея Марина Беркунова от встречи с журналистами «СК» отказалась, сославшись на то, что комментировать нечего, а ее точка зрения полностью «высказана» в договорах, которые подписывали родители.
*Имена изменены.
Комментарий министра образования области Наталии Шерри по поводу ситуации в лицее № 23: в ее блоге ( http://blog-edu.baltinform.ru/archives/1#comments )
- Согласна с мнением прокуратуры, мало того, считаю, что более прозрачными, понятными и бесспорными являются разрешенные законодательством платные услуги, выбор которых родители определяют самостоятельно. Директора школ пытаются таким способом избежать излишней отчетности, большого документооборота, лишних проверок и тем самым, как показывает практика, «сами себя загоняют в угол». Кстати, там, где платные услуги организованы правильно, жалоб от родителей не поступает.
Екатерина Тейге, kat1980_80@list.ru, фото А. Матвеева