15:48

Борис Овчинников: "Я бы пошел на митинг за повышение транспортного налога"

  1. Новости


- Борис Алексеевич, соглашаясь на это интервью, вы не могли не понимать, что выскажете крайне непопулярную точку зрения, что на вас обрушится град обвинений и оскорблений, что вас назовут зажравшимся буржуем, по меньшей мере. Готовы к этому?

- Я хотел раньше выступить, когда только разошлись позиции власти и народа по поводу повышения ставок транспортного налога. Но, к сожалению, не всю информацию удалось получить быстро. Хотя и сейчас тема не перестала быть актуальной. Отмена митинга 20 марта, позволяет мне высказываться сейчас более объективно, избежать хотя бы обвинений в политической конъюнктуре. А то, что дождусь в свой адрес разных нехороших слов, меня не удивит и даже не огорчит.

Мы все едем в сторону онкологической больницы


- Почему вы считаете, что транспортный налог должен быть высоким?

- Всегда так считал, и говорил об этом раньше. В Калининградской области 300 тысяч автомобилей. В среднем каждая семья имеет автомобиль. Да, у нас самый высокий налог в стране, но у нас и уровень автомобилизации тоже самый высокий в России. В Москве примерно столько, сколько у нас, но есть регионы, где автомобилей примерно 80-90 на тысячу населения - в несколько раз меньше! И если говорить по степени роста автомобилизации и степени ее влияния на экономику и экологию, Калининград обогнал и Москву, и другие города России.

Заблуждается тот, кто думает, что автомобиль – это четыре колеса и руль. Нет, за ним тянется большой хвост проблем. Первая и самая ясная. Я сейчас ехал на встречу с вами, случилась небольшая авария на проспекте Мира и все, я застрял, опоздал. Решение проблемы узких, не созданных для такого количества машин калининградских улиц, есть - расширение дорожной сети, которая не менялась с советских времен. Новый мост через Преголю стоит 4-5 миллиардов рублей. А налога транспортного собрали 700 миллионов. Этого явно недостаточно. 2 миллиарда рублей из федерального бюджета мы получили, чтобы разгрузить транспортный узел Сельмы. Это деньги, которые мы "сэкономили", не отдав их "КД-авиа".

- Но они же были целевые?

- Да, но их разрешили перенаправить на другие цели. 4 миллиарда рублей поступили в казначейство и остались в распоряжении области, остались, в том числе, и на авиационный проект. Но об этом позже.

Вторая – и тоже видимая - часть проблем транспорта связана с тем, что автомобиль - это источник повышенной опасности для окружающих. Я посмотрел статистику. За 2007-2009 годы на Московском проспекте зарегистрировано 94 ДТП с наездами на пешеходов. 8 человек погибли, 94 ранены. Не пугает? Автомобиль способен калечить и убивать людей. Это надо понимать, когда садишься за руль. И чтобы сделать один только Московский проспект безопасным для пешеходов, построив там переходы, нужны десятки миллионов рублей. За чей счет это надо делать? За счет тех, кого там калечат, или все-таки за счет тех, кто там ездит? Справедливо будет - за счет тех, кто калечит. Несправедливо, когда молодой человек говорит, что если можно платить пять рублей, он не должен платить 10. На самом деле надо платить 15, чтобы строить эти развязки.

- Никто об этом просто не задумывается.

- А зря. Третья проблема менее заметная, но тоже очень важная. Средний возраст автомобиля в Москве 9 лет, у нас – больше 15! Средний! То есть у нас ездят автомобили с двигателями, изношенными за 20 и 25, а то и 30 лет. 80 процентов вредных выбросов в атмосферу в Калининграде приходится на выхлопные трубы автомобилей. Эти выхлопы содержат бензпирен - токсический канцероген. Самое страшное, что он обладает свойством биоаккумуляции, накапливается в почве, затем в растениях, затем в животных и в человеке. И на каждой новой ступени его концентрация возрастает на порядок. Бензпирен обладает и мутагенным действием. Испытания на девяти видах животных, включая обезьян, привели к возникновению злокачественных опухолей.

Вот и получается, что когда мы движемся в пробках, считая, что мы движемся в каком-то своем направлении, мы должны четко понимать, что мы движемся в направлении онкологической больницы. Дай Бог, чтобы я утрировал. Но человек, который садится за руль мощного, 300-сильного 25-летнего автомобиля, это потенциальный серийный убийца. Мало того, он еще идет на митинг и отстаивает свое право убивать. Его оправдывает только то, что он делает это бессознательно.

- У вас есть данные по количеству этого вещества в Калининграде?

- Есть. Бензпирен у нас в атмосфере превышает предельно-допустимую концентрацию в три раза. В феврале его уровень на улице Театральной был превышен в 6,5 раз. Если вы думаете, что в новом автомобиле вы защищены и вас это не касается, то это не так, никакие фильтры не спасают от бензпирена.

Выбирайте или платите за понты


- Как на все эти перечисленные факторы риска может повлиять транспортный налог?

- Моя знакомая несколько лет назад купила за 18 тысяч евро навороченный мощный, но подержанный Мерседес. Я, кстати, уже приводил этот пример в прессе. Но если бы она тогда имела нынешний транспортный налог, я сомневаюсь, что она купила бы этот Мерседес. Потому что сейчас за 300 л.с. вы должны заплатить около тысячи евро?. Но есть альтернатива. Если вы покупаете машину мощностью до 100 л.с., вы платите 2,5 тысячи рублей. И можно выбирать. Или платить за понты! Если владеешь палаткой, а хочешь выглядеть как руководитель крупной компании, плати за это.

- Но как вы предлагаете отрегулировать уже существующую данность в Калининграде – огромное количество подержанных автомашин с большими двигателями?


- Никак. Но часть должна оказаться на свалке. Надо понимать, что решить транспортные проблемы в ближайшие годы не удастся. Даже если мы будем много строить. Поэтому неизбежно придется сокращать количество автомобилей. Запретами проводить это сокращение нельзя. Единственный правильный путь экономический. Налоги будут стимулировать покупать более новые и менее мощные автомобили. Тот, кто не в состоянии платить налоги, должен будет пользоваться общественным транспортом. Добиться этого трудно но у нас с вами тоже есть выход - выйти на митинг и требовать, чтобы власть ввела повышенные ставки транспортного налога.

- Боюсь, мы будем вдвоем. А, пожалуй, даже, вы будете в одиночестве…

- Ну кто-то должен начинать рассуждать здраво. Кстати, я позвонил своему приятелю в Вену. И спросил, сколько он платит за автомобиль. Во-первых, он платит за дороги – 70 евро в год. Это наш минимальный налог. Следующий налог оплачивается в зависимости от мощности двигателя вместе со страховкой. Мало того, при покупке автомобиля есть налог за экологию – доходит до 10 процентов от цены. Но если вы покупаете мощный автомобиль – платите больше, безвредную малолитражку – налог минимальный.

Забудем слово "компенсация"


- А как вы оцениваете сам факт того, что калининградцы вышли на акции протеста?

- Активность населения меня радует. Я недавно по ТВ слушал Валерию Новодворскую, и хотя я ее недолюбливаю, согласен с тем, что она сказала - пока народ будет выходить на митинги, заботясь только о своем брюхе, толку не будет.

В резолюции митинга два политических пункта. Один из них – выборы губернатора. Вы знаете, я всегда был за демократические принципы. И считаю, чем выше уровень демократии, тем выше уровень жизни. Казалось бы, выборы губернатора – демократическая вещь. У нас было два назначенных и два выборных губернатора. И вот два назначенных на две головы выше тех, которых мы избирали. Их даже сравнивать нельзя!

Вспомним, ведь Маточкин (Юрий Семенович, глава администрации Калининградской области до 1996 года. – Ред.) проиграл не потому, что был хуже Горбенко (Леонид Петрович, губернатор Калининградской области до 2000 года. – Ред.), а потому, что весь груз тех тяжелых лет, когда народ беднел, когда шли жестокие реформы, лег на него. И сегодня происходит нечто похожее. Экономический кризис, жить стало хуже, Боос виноват – такая логика. Но на это время пришлась и отмена части льгот закона об Особой экономической зоне. Закон этот не бесспорный, но тогда он нас спас. Появились предприятия, которые и сегодня прекрасно работают и развиваются. Вместе с тем закон позволял получать, ничего не создавая, тупо изымать НДС, пошлины и когда-то даже акцизы. В экономике началось создания серых схем. Помню, мы сидим на президиуме СПП, присутствует бывший теперь уже губернатор. И один из руководителей крупнейшей торговой компании заявляет, что недавно они получили в свой адрес два контейнера телевизоров из Турции, на которыхстояло клеймо "сделано в Калининграде". Все понимающе заулыбались, а губернатор сделали вид, что не услышал…

- Что это значит?

- Можно предположить, что наряду с комплектующими некоторые телесборщики получали готовую продукцию, и потом продавали ее в Россию без уплаты налогов и пошлин, как произведенную в Калининградской области. В торговую сеть контейнеры попали по ошибке. Но постепенно и последовательно от халявы нас стали отучать. И это правильно. В резолюции митинга есть пункт о возврате калининградской растаможки. Чтобы самому себе что-то доказать, не надо много мозгового вещества. Но как доказать жителю Воронежа, что он должен покупать тот же автомобиль на 35 процентов дороже, чем житель Калининграда?!

Мы отстаивали свои льготы, прикрываясь обездоленным населением. Но не надо лапшу на уши вешать! Обездоленный человек почти ничего не получает от этих льгот. Он не покупает автомобиль за 10 тысяч евро, и не строит дом за 100 тысяч евро, имея скидку в виде отсутствия пошлин на стройматериалы примерно в 30 процентов. А на бананы пошлина 2 процента. И кто, выходит, реально получает дотацию от государства? Тот, кто побогаче.

- И все-таки у нас есть проблемы, которых нет в России. Есть ли способы их компенсации...

- Давайте забудем слово "компенсация". Через 5 лет закончится действие закона об ОЭЗ от 1996 года. И это может стать серьезной встряской для экономики региона, если не подготовиться. Смена губернатора сейчас может привести к потере времени и потере темпов, потому что инфраструктурные проекты, которые он осуществляет, в том числе строительство АЭС, решит многие проблемы области, не только энергетические. Думаю, что строительство Балтийской АЭС это один из крупнейших проектов не только у нас, но и в России.

- Почему, как вы думаете, у Босса накопилось столько противников?

- Я сам к Боосу отношусь неоднозначно. Думаю, что его желание быть всегда и во всем победителем, часто ему вредит. Не может человек быть всегда и абсолютно прав. Но даже там, где не надо тратить силы, он ввязывается в борьбу, нельзя быть бульдозером, иногда надо уметь отступать. Я могу себе позволить резкие, крайние оценки, а Боос должен в большей степени опираться на общественное мнение. Но сегодня губернатор лучше любого другого понимает ситуацию в экономике региона, имеет стратегические планы и осуществляет их.