Еще пару лет назад этот трактор трудился в одном из сел Калининградской области. Перезимовав под гирляндами и елочными украшениями, ХТЗ-7 Сизова дожидается весны... Но ждет его не пашня, а мастерская, где ему вернут и былую работоспособность механизмов, и приличный внешний вид. После реставрации он займет место в формируемой экспозиции музея Юрия Сизова.
Первые экземпляры ХТЗ-7 были собраны на Харьковском тракторном заводе в 1950 году. Это было действительно новое слово в отечественной сельхозтехнике. Первое — ХТЗ-7 на тот момент был самым легким из тракторов. Второе — до него "работяги" стояли на гусеницах или стальных колесах, а ХТЗ-7 начали оснащать пневматическими шинами. Интересная особенность: силовой агрегат выполняет роль рамы, к нему крепится не только все навесное оборудование, но и мосты. В активе ХТЗ маломощный бензиновый двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с.
Удивительно, но у трактора предусмотрен боковой вал отбора мощности. Конструкция позволяла регулировать дорожный просвет путем переворота бортовых редукторов. На пашне ему была необходима максимальная высота, а для работ в садах и огородах имело смысл уменьшить клиренс на 207 мм. Изменялась и ширина колеи - путем перестановки колесных дисков "наизнанку". Это можно было сделать даже в полевых условиях.
Оформлен трактор более чем "лаконично". Двигатель закрыт коробчатым кожухом со скругленными ребрами, грязевые щитки над колесами и кабины не предусмотрены. Рабочее место тракториста — простенькое каркасное сиденье. Руль можно устанавливать в двух положениях — строго вертикально и строго горизонтально. Трактор был приспособлен для полноценной работы и передним, и задним ходом — сиденье водителя разворачивалось на 180 градусов. Пускался мотор рукояткой, аккумулятора не было, вместо него и генератора имелось магнето — прибор, дающий искру на свечи.
С 1950 по 1956 годы было выпущено 48 тысяч ХТЗ-7. До наших дней сохранилось едва ли несколько десятков.