Следом за дверь полетел его портфель. После этого происшествия ученики 9 «А» отказались посещать уроки химии». Дальше мы сообщили, что учительницу уволили, а суд отказал ей в восстановлении на работе.
В Интернете заметка получила множество откликов. Кто-то осуждал педагога, кто-то говорил, что школьники потеряли всякий стыд и хамское поведение на уроках - давно не новость. Мы решили разобраться в том, что же на самом деле произошло в классе на уроке химии.
Но для начала следует сделать уточнение. Редакция ошиблась с нахождением образовательного учреждения. Неприглядная история произошла не в калининградской школе № 2, а в школе с таким же номером поселка Взморье Светловского городского округа. Приносим извинения администрации, ученикам и родителям калининградской школы.
«Я должна была сдержаться»
- Наши классы зачастую как анархические сообщества, - говорит Лариса Васильевна К. - учительница, уволенная за применение методов воспитания, связанных с физическим насилием над учеником. Так ее проступок трактуется по Трудовому кодексу. - Мальчишка вел себя вызывающе, говорил развязным тоном. Я попросила его выйти, потому что он не давал работать другим ребятам. А это была самостоятельная работа. Конечно, я должна была сдержаться…
Лариса Васильевна отрицает, что, когда тащила хулигана из класса, он ударялся «различными частями тела о столы и вытяжной шкаф». Отрицает и то, что у нее раньше были конфликты с учениками, а после инцидента ученики 9 «А» класса отказались посещать ее уроки, как написано в определении областного суда.
Химию не любит
Другая сторона конфликта - ученик и его родители. Я отправилась к ним, чтобы услышать их версию ЧП. И неожиданно узнала, что они вовсе не считают Ларису Васильевну исчадием ада, достойным увольнения с работы.
«Она хорошая учительница», - уверяла меня мама Володи П., главного «героя» этой истории. Она сама училась у Ларисы Васильевны, после ЧП ходила в школу, пыталась все уладить, но к ней не прислушались.
Маму Володи я застала случайно, она сильно болеет, месяцами лежит в больнице. Подросток находится под опекой 75-летней бабушки. Ей тоже не нравится эта история: «Я не поняла, почему ее уволили».
Володя родным ничего не рассказывал. Это другие его одноклассники поделились с родителям, и кто-то из них пришел в школу жаловаться. Так все и закрутилось.
Сам 16-летний Володя, как мне показалось, просто не придал значения конфликту на уроке химии. Предмет этот не любил и не учил. Его больше интересуют русский язык, литература, история, обществознание. Он вообще решил не продолжать учебу в школе, поступает в колледж.
|
Честно говоря, глядя на него, - рост 170, комплекция худощавая, но не слишком - у меня закрались сомнения, что учительница, которая вовсе не Гулливер в стране лилипутов, могла его тащить так, что он ударялся обо все предметы, встречавшиеся на пути…
И «бойкота» уроков тоже, судя по всему, не было.
- Она мне сказала: больше можешь на мои уроки не приходить. Я и не пошел. И еще несколько пацанов со мной. А остальные ходили, - сказал Володя.
В оппозиции к руководству
Так за что же на самом деле уволили учительницу?
У Ларисы Васильевны 27-летний педагогический стаж. Она уже получает досрочную пенсию по выслуге лет, но до пенсионного возраста ей еще далеко. Сразу видно - она очень эмоциональная. Но зла на строптивого ученика не держит и считает, что уволили ее не из-за него.
По ее словам, в школе случались и более серьезные ЧП. Шестикласснику учительница надорвала ухо, была огромная гематома. Старшеклассница совершила попытку суицида, как говорили, из-за конфликта с классным руководителем. Учитель на уроке оставила класс без присмотра, и ученик серьезно повредил руку. Педагоги, виновные во всех этих происшествиях, по словам Ларисы Васильевны, продолжают работать.
А еще она протестовала против кулуарного распределения надбавок к зарплате педагогов. Что для руководства школы, видимо, грех не меньший, чем непедагогичное поведение.
- Стимулирующие надбавки, введенные по новой системе оплаты труда учителей, в нашей школе назначались не по итогам работы, а по принципу близости к руководству и угодливости, - считает бывшая учительница.
Она показала мне копии обращений к директору школы, в областное министерство образования и другие инстанции, в которых обращала внимание на то, что в их школе нарушается главный принцип новой системы оплаты труда - гласность и коллегиальность. Эти обращения подписаны несколькими учителями.
- Из пяти человек, подписавших письмо в министерство образования, двое - я и учительница начальных классов - уволены. И еще один преподаватель нашей школы, я думаю, испытывает давление. Остальные изменили свою позицию, - говорит Лариса Васильевна.
Лучше бы молчала?
Что думает начальство по поводу всей этой истории? Директор школы, когда я приехала во Взморье, была в отпуске, а Татьяна Королькова, заместитель директора по воспитательной работе, дала мне понять, что если бы Лариса Васильевна молчала, вместо того чтобы письма писать, никто бы ее не уволил. А буквально сказала следующее:
- Эта учительница очень вспыльчивая! Что бы администрация школы ни делала, ей все не нравилось. Если бы она повела себя в этой ситуации правильно, все могло бы быть по-другому. А она стояла на своем: «Я права». Ну где же права! Руки нельзя распускать ни при каких обстоятельствах. Я считаю, что с детьми всегда можно найти общий язык. А если не можешь, тебе не место в школе.
- Мое мнение: учительница должна была сдержаться. Конечно, дети иногда ведут себя безобразно. Однако, когда мы выбираем эту профессию, знаем, что успех педагогической деятельности во многом зависит от нашего умения наладить взаимоотношения с детьми.
Сотрудники министерства дважды проверяли, как в этой школе осуществлялось введение новой системы оплаты труда. Первый раз по заявлению группы учителей еще до инцидента. Второй раз после этого конфликта и увольнения педагога. Была проверена вся нормативная база, нарушений не выявлено. То же и с сокращением учительницы младших классов. Это было сделано по объективной причине (класс не был укомплектован) и с соблюдением законной процедуры.
Сможет ли эта учительница найти работу по профессии? Суд не запретил ей заниматься педагогической деятельностью.
Пропал авторитет
Конечно, учитель не имеет права распускать руки. Но и не учитывать детскую распущенность невозможно. Унизил какой-нибудь «герой» на уроке учителя - весь класс смеется. Да и родители, скажи им, что учитель пальцем тронул их малыша, на крыльях гнева полетят разбираться. И разбираться будут с позиции собственной правоты, считая ребенка безусловной жертвой. Где он, когда-то священный авторитет педагога? Его не осталось ни среди взрослых, ни среди детей.
Поэтому мне кажется, что в истории Ларисы Васильевны виноваты все. И она сама, потому что вышла из себя, и ее ученик, потому что проигнорировал ее замечание, и вообще на химию «забил». Он ведь до сих пор не задумался о последствиях своего поведения! И руководство школы, которому проще оказалось уволить преподавателя, чем отвечать на неудобные вопросы.