11:25

Мотоцикл повышенной проходимости: сделано в СССР

  1. Новости

Продукция ТМЗ участвовала в первенствах СССР заводской марки и различных мотокроссах, хотя спортивной единицей мотороллер был только формально — к гонкам не были приспособлены маленькие колеса и тяжелая облицовка. А в середине 80-х наладили серийное производство мотоциклов с индексом ТМЗ-5.951, способных двигаться по болотам, высокой траве и песку. Официально он звался «мотоцикл специальный повышенной проходимости «Тула»». В активе «Тулы» - широченные покрышки, высоко расположенное кресло и двигатель с принудительным охлаждением (такой же, как на мотороллерах). Над передним колесом нависает длинное прямое переднее крыло: при езде по бездорожью с покрышки летят комья грязи и камешки.
«Мечта лесника, - комментирует житель поселка Чкаловск Юрий. - Я на своей «Туле» выезжал по грибы в близлежащие леса. Канавы, грязь, бурелом для нее не преграда». Недавно свой мотоцикл Юрий выставил на продажу и покупатели нашлись моментально. По-видимому, редкой техникой заинтересовались любители собирать янтарь — мотоцикл им нужен для езды по побережью, карьерам и полям.
«И раньше, и сейчас «Тула» - редкость в Калининградской области, - рассказывает Юрий. - В советские годы в магазине «Спорттовары» продавали разную советскую мототехнику, но продукция ТМЗ была представлена только мотороллерами. Мотоциклы повышенной проходимости «Тула» распространялись по линии «Военторга». Служивые не раздумывая покупали дефицитный товар. Один мой знакомый, бывший военный, до сих пор хранит в законсервированном виде такой вездеход».
Мотоцикл «Тула» прост и надежен. Разве что весьма громок — любой тарахтящий тульский мотор слышно за версту. Выпускались мотоциклы до середины 90-х, пока страну не захлестнула волна инобайков, на фоне которых «Тула» выглядит скромно.