13:25

Огромный ресурс - вода - в Калининградской области используется не в полную силу своих возможностей

  1. Новости


Река, естественная артерия, важнейший транспортный, градостроительный ресурс, богом данный ценнейший элемент ландшафта, который совершенно не используется местными властями, — это нонсенс! Живущего в Калининграде немецкого архитектора Адама Сатха такое положение приводит в ярость, которую он из вежливости старается скрывать. Но, стоя на мосту и глядя на захламленные останки бывшей кенигсбергской набережной, он иногда дает выход эмоциям. Во всей Европе идет широкомасштабная кампания по «ренатурированию», восстановлению естественной речной среды, вон, даже в Рейне снова водится лосось, участки с видом на реку продаются по ценам на порядок выше остальных, богема с руками рвет дома-баржи, а тут... Тишь да гладь, разве что в летний сезон ее слегка нарушают прогулочные катера у «Рыбной деревни». Каких-то сто пятьдесят рублей, и вы увидите Калининград с такого дух захватывающего ракурса, о котором даже не подозревали! Собор, «Витязь», ржавые плавбазы на фоне элеваторов... Кстати, кратчайший путь с Московского проспекта на «Вагонку» — речка.

Бывалым путешественникам известно, что в гондоле по Венеции катаются исключительно туристы-чечако, то есть желторотые новички, а нормальный человек садится на «вапоретто», шустрый речной трамвайчик, и знакомится с прекрасным городом, находясь в толпе его горластых обитателей, так выходит гораздо аутентичнее. Аналогично обстоят дела в Париже, где покупаем круговой билет на «бат-о-бус» и ездим вокруг Нотр Дам де Пари с высадками у моста Александра Третьего и Эйфелевой башни. В Стокгольме, который вообще стоит на архипелаге из десятков островов, поездку по воде ежедневно совершает масса местных жителей, спешащих на Юргорден или Слуссен... 

Скажете, неправомерное сравнение, то ж столицы, а у нас — маленький небогатый городок в провинции у моря?! Но в том-то и вопрос, что как раз водой Калининградская область богата выше головы! На один квадратный километр земли у нас приходится километр водного пути. Считаем: реки суммарной длиной почти тринадцать тысяч километров, из них самая известная — Неман, самые красивые (по субъективной авторской оценке) — Дейма и Анграпа. Если считать все протоки, включая речки-малютки и ручьи, получится почти четыре с половиной тысячи! Два залива, Куршский и Калининградский (он же — Вислинский). Тридцать восемь озер, водохранилищ и прудов, в том числе фантастически прекрасный Виштынец, древний свидетель леднико¬вого периода. Из свидетельств новейшей истории — рукотворные озера, бывшие карьеры. На одном из таких сейчас проводится «Янтарная миля», заплыв на открытой воде. Год за годом в Янтарный съезжаются спортсмены со всей России, тема становится все более актуальной, особенно с тех пор, как плавание в открытом водоеме признали олимпийской дисциплиной. И, конечно, есть Балтика!

Все это громадье ресурсов пока используется скорее как естественный приемник сточных вод: по грустным данным КГТУ, сточных вод, очищенных «по нормативу», в Калининградской области практически нет, «доля загрязненного сброса от общего водоотведения в природные объекты составляет 85%». Поток грязи настолько силен, что природа не может ему сопротивляться. Та же Преголя давно потеряла способность самоочистки и захлебывается от канализационных стоков. На ее дне давно уже лежит многометровый «мертвый слой».

Ужас, да, но если и не рыбу ловить, то хотя бы для передвижения использовать Преголю можно. Например, по маршруту Калининград — Гвардейск. А если утрясти пограничные формальности, то путь по Неману из Советска в Каунас или Друскининкай станет на порядок лучше. А если...

Мечты о том, как наша область становится парусным раем, потихоньку приобретают реальные очертания: в Пионерском строится марина, активизировались лодковладельцы в Калининграде, Светлом и Балтийске. Музей Мирового океана к Дню города организует регату и парад парусов. Не Кильская неделя, конечно, однако надо же с чего-то начинать. КПП открывается в Рыбачьем. Его бы обустроить по уму, и тогда летом наша часть косы будет похожа на Ниду, где в сезон набережная расцвечена флагами стран, яхты которых пришвартовались в этот день. Нам даже велосипед изобретать не надо, все уже давно придумано, и первые яхт-клубы в Кенигсберге появились более ста лет назад, при чем один из них сейчас обретается неподалеку от Калининграда (если мерять по Балтийскому морю) — в Гамбурге. В польской части Вислинского залива не меньше десяти «марин», яхтенных гаваней, и совместное использование акватории — это лишь вопрос времени и доброй политической воли.
Побывать на «Крузере» или на яхте, своими ногами ступить на ее палубу, на себе прочувствовать морское пра¬вило, что капитан, во-первых, всегда прав, а если капитан не прав, смотри пункт первый, — это должно быть в жизни каждого калининградца, каждого, рожденного у моря. Когда вода и ветер несут вас так, как ИМ удобно, вы наконец-то понимаете, что человек есть часть природы и жить с ней должен в согласии.

Уйма
Читать