18:19

Михаил Карапыш: "Через два месяца начнем выбираться из кризиса"

  1. Новости

Михаил Карапыш - человек в нашей области известный. На протяжении 18 с половиной лет он возглавлял крепкое предприятие - «Калининградгазавтоматика». «Это же красный директор», - говорят его коллеги, имея в виду не политические воззрения Карапыша, а крепкую хватку хозяйственника, которую Михаил Лаврентьевич унаследовал с советских времен, когда слово «индустриализация» было известно каждому октябренку. Михаил Карапыш и выглядит, как хрестоматийный директор - твердый взгляд, решительные жесты, строгий костюм. И галстук - не с каким-нибудь фривольным рисунком, а украшенный как будто отчеканенной полоской. С определением «красный директор» Карапыш, кстати, не спорит. Только добавляет:
- Скорее последний демократический директор - потому что я единственный, кто остался из тех, кто был не назначен, а выбран трудовым коллективом в начале 90-х. До этого я работал начальником цеха и, когда предложили возглавить предприятие, долго сомневался: потяну ли такую махину, как целый завод. Подумал, на годик меня хватит.

Пострадали все!


Но хватило почти что на четверть века. За это время «Калининградгаз-автоматика» превратилась в одно из самых успешных предприятий области. При этом пережило не менее острый, чем сейчас, кризис начала 90-х годов. И нет ничего удивительно, что, когда губернатор Георгий Боос решил возродить в областном правительстве министерство промышленности, упраздненное после ухода в бизнес Николая Власенко в 2007 году, предложение возглавить возрожденное ведомство получил именно Карапыш.
- Думал над предложением не один день. Главный вопрос - как бы не подвести. Конечно, это очень важная должность, огромная ответственность. Особенно задумаешься об этом сейчас, когда во всем мире не самая стабильная экономическая ситуация.

Калининградская промышленность также сегодня переживает не лучшие времена. По статистическим данным за январь, практически во всех отраслях зафиксирован спад производства. Особенно кризис ударил по электронной промышленности. Еще в прошлом году калининградские предприятия производили более 75 процентов всех российских телевизоров, сейчас некоторые из заводов попросту встали. Неважно обстоят дела и в швейной, и в целлюлозно-бумажной, и в металлургической отраслях…
- Еще в прошлом году по росту промышленности мы занимали лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе. Но теперь негативные тенденции наблюдаются как на предприятиях, работающих в режиме переходного периода (которые имеют таможенные преференции по старому закону об Особой экономической зоне. - Ред.), так и у новых резидентов ОЭЗ, обладающих налоговыми льготами, - говорит Михаил Карапыш. - Нет ни одного предприятия, ни одной отрасли, которых бы не коснулся кризис. Пострадали практически все! И сейчас, обратите внимание, мы еще не достигли дна кризиса. Это, возможно, произойдет в апреле, после чего потихоньку начнем выбираться.
- Выберемся?
- Куда же мы денемся?! В начале 90-х была еще более тяжелая ситуация, но выплыли же! Тем более сейчас у нас по сравнению с началом прошлого десятилетия есть крупные точки роста, которые в итоге должны вытащить весь малый и средний бизнес. Например, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», «Автотор», «Содружество СОЯ». Эти компании и сегодня имеют хорошую динамику развития. Правительство области уделяет им особое внимание и поддержку.

Антикризисные меры


- Понятно, что к каждому из них нужен свой особый подход. Например, чтобы поддержать сборщиков телевизоров, калининградские власти и предприниматели обратились в Москву с просьбой увеличить пошлины на ввоз в Россию жидкокристаллических телевизоров. Однако наше предложение удовлетворили частично, увеличив пошлину с 10 до 15 процентов, а не до 25, как мы предложили. Это проблемы не решит, будем работать дальше, тем более что премьер-министр постановление еще не подписал.

Чтобы поддержать местного производителя жестяной банки, который испытывает жесткую конкуренцию со стороны польских компаний, готовится еще одно обращение в Москву.
- Мы хотим включить жестяную банку в перечень товаров, которые не могут беспошлинно ввозиться в свободную таможенную зону, - поясняет Михаил Карапыш. - Да, это вмешательство государства в рыночные процессы. Но это вмешательство оправдано защитой калининградского производителя. Это вопрос патриотизма, если хотите!

Также есть предложения ряда предприятий, производящих строительные материалы, по ограничению ввоза на территорию области определенной номенклатуры продукции, которой они могут обеспечить строительные организации. Сегодня эти предложения рассматриваются в областном правительстве.

Еще один способ помочь промышленным предприятиям - получить финансовую поддержку федерального центра. В основном в виде госгарантий для получения кредитов. Для этого в Правительство России был направлен перечень ведущих компаний с просьбой оказать поддержку. Туда вошли системообразующие предприятия.
- Еще одна важная задача, - продолжает Михаил Карапыш, - поиск новых рынков сбыта. Мы будем активно продвигать калининградские товары, калининградские бренды в «материковой» России. Для этого в наступившем году организуется несколько выставок и презентаций калининградской экономики в наиболее платежеспособных регионах России. Кроме того, сегодня значительная часть предприятий в своей работе использует до 80 процентов импортных комплектующих. Этот перекос необходимо исправлять. Большие надежды возлагаются на собственные внутренние ресурсы.
- А может, не нужно ничего этого делать? Вдруг правы столпы экономической теории, которые говорят, что рынок все отрегулирует?
- Называйте меня красным директором, но я с таким постулатом совершенно не согласен. Это абсурд! Сегодня, в частности, на примере Америки, мы видим, как рынок все сам отрегулировал - глобальные банкротства, рост безработицы, промышленный спад. Сейчас как раз то время, когда нужно регулировать рыночные процессы. Скажите, зачем нам сотнями выпускать специалистов, которые нигде не востребованы? А такое сегодня происходит…
- А нужных специалистов нет.
- Да, востребованных кадров нет. Особенно серьезный дефицит специалистов высшего уровня, которые могли бы разрабатывать новые продукты. В области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ идет заметное отставание. Но главная проблема в кризисе не в этом. Знаете, в чем?
- В чем?
- В менталитете. Мы потеряли взаимное доверие. Банки не доверяют торговым сетям, торговые сети не доверяют производителям, производители не доверяют банкам. И так далее. Круг замкнулся. Вот когда мы вернем это доверие, выправим свой менталитет, тогда и кризис пойдет на убыль.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»


Михаил Лаврентьевич Карапыш родился в 1942 году в Днепропетровской области. Четыре года отслужил в части специального назначения в Калининградской области, затем окончил политехникум в нашем городе, после чего Калининградский технический институт по специальности «Технология машиностроения». Трудился на заводе «Торгмаш», ремонтно-механическом заводе (нынешний «Балткран»), 22 года отработал на предприятии «Калининградгазавтоматика». Женат. Имеет сына Александра и дочь Наталью.