Не было бы счастья, да несчастье помогло. А именно - финансовый кризис. Безусловно, кризис затронет строительный сектор и остановит ряд крупных проектов в историческом центре Кенигсберга. К сожалению, напор крупного капитала было сложно остановить во времена благодатной экономической конъюнктуры. Новые крупные инвесторы задались целью застроить быстро исторический центр города - набережные реки Преголи, Королевскую гору, берега Нижнего озера (Замковый пруд), ну и, конечно, лакомым куском остается остров Канта (Кнайпхоф). Себя я также отношу к числу тех, кто считает, что на всех этих местах надо строить, но строить только то, что было в Кенигсберге, реконструировать и воссоздавать исторический облик города, как это было сделано в Гданьске, Дрездене и других городах Европы, сильно пострадавших в годы Второй мировой войны.
Однако прежде чем решиться на застройку пустующего исторического центра города, необходимо решить проблему транспорта, точнее, отсутствия отлаженной системы публичного транспорта в Калининграде.
Эксперты из Белоруссии
К сожалению, после распада СССР развитие сети калининградского общественного транспорта было брошено на самотек. Городские и региональные власти сосредоточены в лучшем случае на строительстве новых дорог и реконструкции старых. Однако нет ясной цели, чего мы хотим в конечном итоге. Может быть, даже цель есть - предотвратить «транспортный инфаркт» города. Однако нет конкретного плана действий.
В декабре 2008 года на сайте администрации Калининграда появилась информация о том, что «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейверов на транспорте» выполнила заказ городской администрации по анализу проблем транспортной системы Калининграда. В ходе исследования «белорусские специалисты сопоставили характеристики маршрутной сети Калининграда с сетями наиболее близких по численности населения, климату и другим параметрам городов Гетеборга (Швеция) и Витебска, а также Минска». Ознакомившись с итогами этого исследования, можно констатировать, что оно подробно описывает транспортные проблемы Калининграда, но вот решений предлагает мало. Вообще, странным является также и выбор городов для сравнения - два белорус-ских и шведский город. Почему? И почему выбрали белорусов для этой задачи? В свое время Калининград был спроектирован немцами, в том числе его транспортные артерии, поэтому не лучше ли было найти специалистов для этой задачи в Германии, например в Берлине, транспортная система которого в свое время была перенесена кенигсбергскими градостроителями на нашу землю?
Есть вокзалы, есть рельсы
Хотелось бы высказать на этот счет несколько своих собственных суждений, на основе немецкого опыта. Калининграду нужна «надземка» или, как обозначают ее в Германии, «S-бан» (S-bahn - Schnellstadtbahn - городская железная дорога). В 90-е годы была разрушена вся транспортная система Калининграда. Сегодня все разрозненно - трамвайно-троллейбусное предприятие - само по себе, частники на маршрутках и автобусах - тоже сами по себе. Каждый в одиночку решает свои проблемы. Сегодня очевидно, что автобусы не станут решением транспортных проблем города. Автобусы и маршрутки точно так же стоят в пробках, даже на новых дорогах. Поэтому и нужен «S-бан». Три ветки уже существуют в нашем городе. К примеру, первая: Гурьевск - Северная Гора (Кутузово-Новое) - ботанический сад (выход на улицу Горького) - Северный вокзал - областная таможня - Южный вокзал - мясокомбинат - Борисово (остальные маршруты смотрите на карте. - Ред.). Все названные станции уже есть, причем со времен почтенного Кенигсберга. Есть вокзалы. Есть рельсы. Однако используется все это не так, как проектировали это немцы в Кенигсберге.
Ввод «S-бана» в эксплуатацию создаст большое количество рабочих мест. Сначала появится работа на строительстве, а потом при эксплуатации. При этом «строительство» беру намеренно в кавычки. Нужно всего лишь навсего в отдельных местах положить рядом вторую колею, построить несколько новых остановочных пунктов - и готово. Этот проект даст большие инвестиции в развитие города, позднее - поступления в казну и самое главное - рабочие места. Плюс - решение проблемы пробок. Несомненно, этот проект по затратам будет многомиллионным (в евро). Так и здорово! Именно этот проект может стать хорошим лекарством во времена финансового кризиса, последствия которого мы ощутим сильнее в 2009 году. Вне всякого сомнения, такой проект должно финансировать государство - Федерация и область.