«Наши ошибки смотрим в записи»
- Александр Петрович, вы являетесь футбольным арбитром категории ФИФА. То есть теоретически можете обслуживать матчи самого высокого уровня. Есть ли шанс увидеть вас на полях чемпионата мира в следующем году?
- На сегодняшний день я не вхожу в группу судей топ-класса, и мне не дадут возможность судить матчи чемпионата мира или группового этапа лиги чемпионов. От каждой страны есть один футбольный арбитр, который входит в так называемый топ-класс. В России это Юрий Баскаков. Чтобы попасть в судейскую элиту, нужно иметь в запасе не менее двенадцати лет работы. Поскольку футбольный арбитр работает до 45 лет, значит, ему должно быть не более 33. Связано это с тем, что УЕФА и ФИФА приняли решение омолодить судейский корпус. Ведь футбол прогрессирует и становится все быстрее. Когда я в 2003 году стал арбитром категории ФИФА, нас в России таких было три человека - я, Игорь Егоров и Станислав Сухина. Я был среди них самым старшим, и впереди оставались всего два четырехлетних цикла. То есть для топ-класса я уже не подходил. Тем не менее я рад, что стал арбитром самого высокого уровня. Ведь я представляю в Европе не только Россию, но и Калининградскую область. И я первый арбитр ФИФА не только в нашем регионе, но и во всем Северо-Западном регионе. Это большая честь.
- А те, у кого впереди двенадцать лет…
- Они попадают в специальную программу подготовки, около четырех лет судят различные международные турниры, начиная от юношеских. У них есть специальные наблюдатели. ФИФА вкладывает в эту программу большие деньги.
- Обязательно. Два раза в год мы сдаем тесты и экзамены по физподготовке и по билетам. То есть по правилам игры. Раз в месяц всех главных арбитров собирают на пару дней в Москве. Делается видеоподборка наших ошибок, которые даже могут быть не заметны для зрителя. Мы их обсуждаем. Ведь у каждого судьи свое видение того или иного момента. Кроме того, в межсезонье, как и у футболистов, есть сборы. Едем вместе с командами в Турцию или на Кипр, судим товарищеские матчи, занимаемся физподготовкой. С нами едет специальный врач и диетолог.
О «Балтике» и премьер-лиге
- В завершившемся российском сезоне вы обслуживали матчи не только премьер-лиги, но и первого дивизиона. Есть ли какая-нибудь разница в отношении к судейству на этих уровнях?
- Разница огромна. Это относится и качеству футбола, и к качеству организации, и, наверное, даже к качеству приема судей. Нашему второму по значимости дивизиону еще далеко до премьер-лиги по многим показателям. Это такой менталитет. Не знаю, откуда в первом дивизионе взялось мнение, что если команда играет дома, то судья должен ей помогать. Покажите мне футбольные правила, где написано, что принимающая команда имеет перед гостями какое-то преимущество. Такого нет. Но люди это не всегда понимают. Но к нам, арбитрам премьер-лиги, данное обстоятельство относится в меньшей степени. Ведь у нас есть определенный авторитет. Даже футболисты на поле ведут себя совершенно по-другому, нежели с судьями первого дивизиона. Каждый арбитр готовится к матчу, просматривает видеозаписи и знает, что можно ожидать от того или иного футболиста.
- Нет. Когда собираемся с друзьями и смотрим футбол, я даже иной раз замечаю, что смотрю его совсем по-другому. Мне интересно, как разыграна комбинация, какую позицию судья занял. А любимая команда - конечно, наша «Балтика», на игре которой я вырос, за которую болею с детства и…
- …официальные матчи которой, к сожалению или к счастью, вы не можете судить.
- Наверное, все-таки к счастью. Потому что не может быть ничего хуже, чем судить свою команду.
Как давать карточки
- Вы очень принципиальный арбитр. А случаются ли во время матчей такие эпизоды, когда вы можете на что-то закрыть глаза?
- Конечно. Определенную роль здесь играет психология судьи. Открою небольшой личный секрет - я знаю, кто лидер команды. Это не обязательно должен быть капитан. Поэтому для меня важно найти с ним общий язык. Если я знаю, что это будет тяжело, то покажу ему карточку или строго, по-мужски с ним поговорю, чтобы это все услышали. Это очень хорошо действует. Но есть такие футболисты, которым можно дать возможность поиграть. Например, если есть так называемая пограничная желтая карточка - то кому-то покажу вторую, а кому-то - нет. Или делаешь второе предупреждение и чувствуешь, как к этому относится стадион. В таких случаях я говорю футболисту: «Ничего личного, это правила игры». Это тоже важный момент. Потому что можно злобно дать карточку, а можно просто поговорить с человеком, и он совсем иначе к этому отнесется.
Играли при минус 19
- Арбитр премьер-лиги Игорь Захаров перед началом игры, когда капитаны команд приветствуют друг друга и судейскую бригаду, произносит фразу: «Я не мешаю вам, вы не мешаете мне». А вы что-то говорите в такие моменты?
- Все начинается еще на предматчевом совещании, которое обязательно проводится в день игры. На нем присутствуют представители обеих команд, правоохранительных органов, пожарных, медиков и других структур, обслуживающих игру. На этом мероприятии я в своем выступлении всегда говорю о том, что футболист должен играть в футбол. Он не должен судить игру, о чем-то переживать. Я предупреждаю представителей команд, чтобы во время матча игроки не подходили ко мне и не оспаривали мои решения. А перед матчем я говорю капитанам: «Играем до свистка и без разговоров». Хотя те капитаны, которые давно играют, это прекрасно знают.
- Случались ли в вашей карьере какие-нибудь курьезные случаи?
- Несколько лет назад 2 марта, в свой день рождения, я судил в «Лужниках» матч кубка России между московским «Торпедо» и липецким «Металлургом». Был девятнадцати-градусный мороз. На стадионе, который вмещает 80 тысяч зрителей, - ни одного человека. Поле искусственное, поэтому в мороз трава становится жесткой, как наждачная бумага. По регламенту соревнований, если температура ниже минус 15 градусов, матч проводить нельзя. Я звоню Алексею Спирину (председатель инспекторского комитета РФС. - Ред.) и спрашиваю, что делать. Он говорит: «Пиши в протоколе минус 15 и проводи игру». Тогда автозаводцы выиграли 2:0, и футболисты почти всю вторую половину второго тайма спрашивали, сколько еще играть осталось.
ДОСЬЕ «КП»
Александр Гвардис родился 2 марта 1965 года в Калининграде.
Начинал карьеру футболистом на позиции защитника. Играл за «Рефтранс-флот» (Калининград).
Судейскую карьеру начал в 1994 году. Судил футбольные матчи Всемирных юношеских игр 1998 года в Москве. С 2000 года судит матчи высшего дивизиона. Арбитр ФИФА. В 2007 году вошел в пятерку лучших арбитров по версии КФА.
В сезоне 2008 года провел 19 матчей в премьер-лиге: показал 88 желтых, 4 вторые желтые карточки и 2 красные карточки, назначил 6 пенальти.
В первом дивизионе обслуживал 5 игр, в которых сделал 20 предупреждений и назначил 2 пенальти.
Занимается частным предпринимательством.