10:08

Эдгар Дега: «Искусство - это обман»

  1. Новости

…и не признавал пленэры. С присущим ему остроумием Дега говорил так: «Можно совсем не выходить из дому: трех старых кистей, воткнутых в суп из травы, вполне достаточно, чтобы написать пейзажи всего мира. Будь я на месте правительства, я отрядил бы бригаду жандармов, чтобы следить за теми, кто пишет пейзажи с натуры. О, я не хочу ничьей смерти и думаю, что для начала можно было бы стрелять дробью». Ему возражали: «А Ренуар, разве он не пишет на пленэре?». «Ренуар - другое дело, - парировал Дега. - Он может делать все, что ему угодно». Чтобы стать хорошим художником, считал мастер, надо «снова и снова копировать старых мастеров, и только после того, как вы покажете себя хорошим копиистом, вам можно разрешить сделать с натуры редиску». Сам он в молодости много путешествовал по Италии, восхищался фресками великого Джотто, копировал с упоением произведения великих мастеров Средневековья.

Он был аристократом по происхождению: настоящая его фамилия звучит как де Га, позже художник сменил ее на более демократичную Дега. Многие считали за честь бывать в его обществе, женщины обожали остроумного, всегда с иголочки одетого Эдгара. В его же жизни были две страсти: театр и скачки. На ипподроме, в балетном классе, за театральными кулисами, в опере и цирке Дега чувствовал себя как рыба в воде. Однако всюду его острый глаз замечал неприглядную изнанку красивой, яркой жизни, неожиданные моменты. Его балерины далеко не всегда так гармоничны и прекрасны, как знаменитые «Голубые танцовщицы», иногда их позы нелепы, а на лицах видна усталость. Как писал известный историк искусств Джон Ревалд, «Дега часто посещал классы, где балетмейстер оперы тренировал группы молодых девушек, так называемых «крыс».

Писал Дега и совсем других женщин - модисток, прачек, гладильщиц и обычных парижанок, занятых своим туалетом. По его собственному выражению, они очень честны и естественны, красота обнаженного женского тела разительно отличается у Дега от классических канонов.
…Желчный, умный человек. Вот несколько его высказываний.

О том, что искусство принадлежит народу
«…скоро будут таскать по большим дорогам Рафаэля и Рембрандта только потому, что все имеют право наслаждаться искусством».
«Искусство для народа! Какое убожество! Прекрасное - это тайна».
О ремесле художника
«Часто говорят: многие плохие живописцы знали анатомию, а многие хорошие - не знали.

Следовательно, анатомия не нужна. То же самое говорят о перспективе. Я отвечу им: нужно знать все, но уметь пользоваться тем, что знаешь».
«Искусство - это обман. Художник становится таковым лишь в определенное время благодаря усилию воли. А видят предметы все люди одинаково».

О браке (на вопрос, почему Дега так и не женился)
«Я слишком боялся, что жена скажет про мою новую работу: «Как это мило у тебя вышло!».