Еще десять лет назад на маршруты выходили 65 троллейбусов, сейчас осталось всего лишь 43 единицы, более половины из которых смело можно сдавать на металлолом. С трамваями намного хуже: из 85 вагонов 74 эксплуатируются сверх нормативного срока.
- На фоне этого растут издержки предприятия, - грустно сказал на вчерашней оперативке в администрации города Юрий Беденко, директор трамвайно-троллейбусного управления. - Убытки предприятия составили более 40 миллионов рублей.
На экране появился слайд, показывающий долю электротранспорта в системе городских перевозок. Доля невелика - всего 14 процентов.
- Мешают другие перевозчики, - продолжал жаловаться Беденко, - частные автобусы и маршрутные такси. Приходится сокращать сотрудников, за лето уволили 50 человек.
Другая проблема ТТУ - текучка кадров:
- Среди кондукторов - до 40 процентов. Приходят и уходят. Работа ведь тяжелая.
- Так кто больше приносит прибыли - трамваи или троллейбусы? - спросил председатель комитета муниципального имущества Александр Зуев.
- Все они субсидируются, - признался Беденко. - Из трамваев прибыльный № 5, из троллейбусов - № 7.
- Так имеет ли смысл расширять трамвайную сеть? - не унимался Зуев.
Вопрос повис в воздухе. На экране тем временем появилась диаграмма, иллюстрирующая, на каком транспорте предпочитают передвигаться калининградцы. Трамваями пользуются 15 процентов горожан, троллейбусами - 23 процента.
- А что дешевле купить - трамвай или троллейбус? - спросил глава администрации Феликс Лапин.
- Троллейбус можно купить за три миллиона рублей, трамвай стоит не менее девяти, - ответил Беденко.
- Нужно определиться с дальнейшей судьбой трамвая, - резюмировал Феликс Лапин. - Видимо, трамваи являются отличительной чертой продвинутого города. Но нужно ремонтировать и содержать полотно, а это дополнительные расходы. Да и у нас рельсы лежат на одном уровне с дорогой, и трамваи зависят от других участников движения…
Фраза эта прозвучала как приговор трамваю. А вот троллейбусам, похоже, повезло. "Рогатым" обещаны новые маршруты в северном и южном районах города, где идет бурное строительство жилья.
Кстати
Трамвайная система Калининграда - самая старая на территории современной России, она существует с 1895 года. И она - одна из двух сохранившихся трамвайных систем с метровой колеей (вторая - в Пятигорске). В настоящее время в Калининграде эксплуатируется пять маршрутов троллейбусной сети и шесть трамвайной.