17:53

Мужчина без ног жил в гараже

  1. Новости

 

В газету позвонили жители поселка Долгоруково  Багратионовского района:
- Приезжайте! В нашем поселке, в гараже, живет безногий инвалид, а впереди зима…
По словам звонивших, до этого Владимир жил в местном специнтернате, тамошние условия ему не понравились, за это якобы и поплатился - был вынужден написать заявление о добровольном выселении из интерната и съехать в никуда. Бездомного и безногого колясочника приютил в своем гараже военнослужащий Александр Егоров.
Мы отправились в Долгоруково. Стучим в дверь гаража, рядом с которым на кустах сушится выстиранная одежда. Владимир очень удивился нашему приезду. В его жилище холодно, спит он на самодельном топчане, укрывается старой одеждой.
- Хорошо еще, друг привозит горячую воду в бутылях, я моюсь и стираю, - говорит Владимир.
 Его подкармливают сердобольные сельчане, ведь выехав из интерната, мужчина потерял прописку и автоматически лишился пенсии!    
- Выпиваете? - спрашиваю в лоб.
-  Да. Трудно не запить от такой жизни. Я вообще не подарок, - честно признается отшельник. 
Его история похожа на многие другие. Несколько лет назад Владимир - мужик с руками (а тогда еще и с ногами) строил дома богатым людям, задумал построить двухэтажное жилье и себе. Для этого решил продать квартиру в поселке Первомайском в Калининграде, но обманули черные риэлторы, и бедолага оказался на улице. С женой на тот момент был разведен, с дочерью не общался. Однажды зимой Владимир очнулся в 5-й горбольнице Калининграда без ног. Врачи сказали: «Отморозил».
- В больнице я провел 2,5 года, жить было негде, - говорит он. - А потом органы соцзащиты Московского района устроили меня в Долгоруковский интернат.
Там Владимир Вареник прожил 1,5 года, пока не поссорился с руководством. 

Не выдержал местных правил

Мы отправились разбираться в ситуации в Долгоруковский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов и были потрясены:  ухоженная территория, красота!  Но местным работникам не позавидуешь: в спецучреждении живут бывшие заключенные (из 100 обитателей таких здесь половина) и те, кого за пьянство перевели из других интернатов. Это не закрытое учреждение: гуляй, ходи в поселковый магазин - все обитатели получают пенсию. Большую часть ее они отдают интернату за питание, одежду и т. д., но и для себя что-то остается. Однако здесь действует одно жесткое правило: спиртное не употреблять, постояльцы даже подписывают соответствующий документ. 
- С этим Владимир Вареник не был согласен, - говорит директор интерната Наталья Шишкарева, -  поэтому, когда в очередной раз возник конфликт, он добровольно написал заявление о выписке, указав, что ему есть куда выехать. Удерживать человека насильно я не имею права, мы поступили по закону.
По словам директора, в интернате полно примеров, когда законченные алкоголики, ничего кроме тюрьмы в жизни не видевшие, исправляются: понимают, что идти-то больше некуда, нет ни жилья, ни прописки, ни семьи. А здесь можно жить нормально.
- У нас был случай, - рассказал завхоз интерната Владимир Шишкарев, - когда один из инвалидов на коляске решил убежать в Балтийск. Через некоторое время вернулся, проехав 120 км!  Другой, у которого от ног осталось еще меньше, чем у Владимира Вареника, сам закодировался. Мы ему протезы выписали. Он научился на них ходить, хотя отказывался поначалу, ругался... А сейчас каждые два дня ездит на работу в Калининград.

Помогать нужно всем

Вышли мы из интерната обескураженными. Вроде бы правильно говорит директор, и все по закону, но что в итоге? Инвалид без ног, жилья и средств к существованию живет в гараже! Да, все мы не ангелы. Да, погорячился Владимир: выписаться-то из интерната легко, а попасть обратно почти невозможно. В такие учреждения - большая очередь.  
Эта история не давала мне покоя несколько дней.   Сегодня проходим мимо лежащих на земле людей, оправдывая себя, что он, мол, алкоголик, допился, сам виноват, отмахиваемся от тех, кто оступился. Что же будет с нами дальше? Я  позвонила Валентине Мышко, помощнику министра соцполитики и труда области Галины Янковской.
- Инвалида, хоть и с тяжелым характером, бросать на улице нельзя, - согласилась она. А на следующий день в газету позвонили из  министерства соцполитики: «Владимира Вареника мы из гаража забрали, помыли, накормили, дали временный кров. Если не сможем устроить обратно в тот же интернат, то на полгода поселим в дом ночного пребывания в п. Космодемьянского, пенсию восстановим. Будем искать выход из ситуации».
Мы позвонили в Долгоруково. Владелец гаража Александр Егоров сказал: «Натерпелся мужик, как только за ним пришли работники соцзащиты, собрался мигом».  

Ольга Саяпина, osa@strana.kaliningrad.ru