11:23

Матрос Балтфлота, заразившийся на службе туберкулезом, требует 1 млн рублей

  1. Новости

ЧП на «сторожевике»



Семь месяцев спустя на сторожевике грянуло чрезвычайное происшествие. В экипаже выявили военнослужащего, заражённого активным туберкулёзом лёгких. А спустя четыре месяца - второго, с аналогичным заболеванием. Причём с этим последним Алексей довольно часто общался.

- После этого, - рассказывает Шелестов, - всей команде стали давать какие-то таблетки. Принимали мы их раз в день на протяжении двух месяцев.

Подошёл срок долгожданного увольнения со срочной военной службы. За месяц до «дембеля» Алексею предоставили очередной отпуск, который он до этого не успел отгулять. Парень уехал к себе в Советск, рассчитывая сразу же после отпуска, можно сказать, «автоматом» стать гражданским человеком. Всё шло отлично до того момента, когда уже бывший матрос не решил пройти медицинскую комиссию. Она-то и принесла обескураживающий результат: «Да у вас туберкулёз, молодой человек!»

Начались больничные мытарства. Лечащий врач направил Шелестова в тубдиспансер Советска. Через месяц, когда стало ясно, что на поправку пациент не идёт, местный военком выписал направление в профильное отделение Балтийского военного госпиталя. Ещё четыре месяца спустя Алексея отправили в город Пушкин Московской области. Там сделали операцию, удалив два сегмента поражённого кавернами левого лёгкого. 29 января 2008-го эпопея завершилась получением инвалидности 2-й группы с пенсией 3 тысячи 120 рублей в месяц. Впереди оказалась целая жизнь и… безрадостные перспективы.

- Не хочется быть никому не нужным калекой, - признается Алексей. - Перед операцией было до того тяжело, что даже жить не хотелось. Да и сегодня не многим лучше.

Чтобы хоть немного компенсировать моральные (да и материальные, чего уж там) издержки, советчанин решил подать в суд на Министерство обороны. Потребовал с военного ведомства один миллион рублей.

Уникальный больной



- Инвалидность снимут через год, и парень вернётся к нормальной жизни, - убеждён главный фтизиатр Балтфлота Алексей Зайцев. - У нас офицеры после таких операций продолжают служить. И в суд почему-то не подают. К тому же в этой истории есть две достаточно важные особенности.

Первая, как можно понять, заключается в том, что Шелестов служил писарем. И в противотуберкулезных мероприятиях, организованных медслужбой в установленные сроки и по всем правилам, участвовал «постольку поскольку». Якобы сложилась даже такая категория срочников, болеющих чаще прочих сослуживцев - писари, хлеборезы, командирские водители…

- Есть ещё один серьёзный нюанс, - продолжает Зайцев. - При обследовании больных мы определяем чувствительность туберкулёзной палочки. До Шелестова ни разу не фиксировалась первичная устойчивость к трём основным препаратам. Подобное иногда проявляется, например, у больных, отбывавших сроки заключения, или алкоголиков. Они лечатся годами и успевают приобрести иммунитет к лекарствам. Есть основания полагать, что Шелестов заразился не на корабле, а где-то совсем в другом месте. Вероятнее всего - от гражданского человека, может быть, ранее судимого или что-то в этом роде. Такая возможность у парня была, едва ли не каждую неделю ездил домой в Советск.

Прецеденты есть



Истину должно установить судебное следствие. Понятно, что тянущийся уже полгода процесс продлится ещё долго. Предстоит не одна экспертиза, ведь за здорово живёшь миллионами Минобороны раскидываться отнюдь не намерено.

Прецедент с Шелестовым для Балтфлота уникален вдвойне. Во-первых, имея в виду редкостный характер заболевания Алексея. Во-вторых, таких судебных разбирательств здесь ещё не было. Их и вообще в Вооружённых силах не так много. Хотя известно о том, что какой-то редкостно сведущий в юриспруденции бывший военнослужащий в Северо-Кавказском военном округе таким вот образом отсудил не один, а десять миллионов рублей. А в Черняховском суде сегодня рассматривается ещё одно такое же дело - правда, истец служил не на БФ, а где-то под Москвой.

Медики дают благоприятный прогноз



Больных призывников в наших Вооружённых силах становится меньше.

Вопреки расхожему мнению, заболеваемость туберкулезом в Российских вооруженных силах - отнюдь не новое явление. Даже в «благополучных» 80-х, к примеру, в Забайкальском военном округе фиксировались тяжелейшие случаи, даже летальные исходы среди заболевших военнослужащих. В Калининградской области десяток лет назад также была зафиксирована вспышка туберкулёза в гарнизоне города Гусева.

Специалисты называют разные причины таких ситуаций. Но нет сомнений в значительном влиянии общей обстановки в стране. В нашем регионе заболеваемость туберкулезом выше, чем в среднем по стране, почти в полтора раза. Причём показатель в отношении детей и подростков впятеро превышает среднероссийский! А ведь сегодняшний подросток - это завтрашний призывник.

До недавнего времени первичная комиссия в каждом призыве выявляла 4-5 туберкулёзников, приходящих с «гражданки» (не только калининградских, но и прибывающих из других регионов). По статистике это уже проходит как заболеваемость туберкулёзом в Вооружённых силах. В последнее время таких призывников стало меньше. Вероятно, стал строже осуществляться отбор на местах.

Заболеваемость туберкулёзом на Балтфлоте в этом и в следующем году уверенно прогнозируется как очень низкая, намного ниже, чем в целом по Вооружённым силам и Военно-морскому флоту России. Сказывается сравнительно малая численность личного состава и компактность размещения. Врачам легче контролировать ситуацию.

- У нас единственный в ВМФ флот, где на каждый случай заболевания немедленно выезжает фтизиатр, эпидемиолог и передвижной рентген-кабинет! - с гордостью отмечают в медслужбе БФ.