13:35

«Балтийские сезоны»: Константин Райкин нашел рецепт вечной молодости

  1. Новости

Завершился очередной фестиваль «Балтийские сезоны». Финальным его аккордом стали спектакли студентов лучших театральных вузов. Одну из постановок показали ученики Константина Райкина (Он уже много лет преподает в Школе-студии МХАТ - Авт.). Спектакль «Будущие летчики» - веселые зарисовки из студенческой жизни. Но с ним связаны и трагические события.

Горе заставило повзрослеть

- Спектакль идет уже два года, и раньше в нем играл студент Фима Рощупкин, автор нескольких сцен постановки. Случилось несчастье: Фима погиб в прошлом году в иркутской авиакатастрофе, когда на каникулах летел домой на Байкал, - рассказывает Константин Райкин.  - Это стало страшным ударом, который сплотил ребят и заставил их повзрослеть в один день. Летом, в годовщину трагедии, я возил «Будущих летчиков» в Байкальск - родной городок Фимы. Ученики называют Райкина «отцом», он же считает студентов своими детьми. И относится к ним, как и подобает родителю, со всей любовью и строгостью. Сразу после прилета в Калининград он репетировал со своими воспитанниками до полуночи, и потом прогоны шли до самого спектакля.
- Если работать меньше, это  халтура, - пояснил свою позицию Райкин.
Несмотря на постоянную занятость в спектаклях и руководство собственным театром, Райкин признался, что преподавание никогда не оставит (Его жена, артистка «Сатирикона» Елена Бутенко, тоже преподает в Школе-студии МХАТ - Авт.).
- Студенты мне нужнее, чем я им, - улыбается Константин Аркадьевич. - Для меня они как эликсир молодости: набираюсь энергии, что не дает стареть.

Обломки былой красоты

В последние годы Райкин часто бывает в Калининграде (К примеру, в прошлом году он выступал на «Балтийских сезонах» - Авт.), но впервые увидел наш город еще в 80-х, когда снимался в фильме «Жена керосинщика». Актеру накладывали грим, превращая в страшного нищего оборванца.
- Не смывая грим и не переодеваясь, я ходил по улицам и ничем не выделялся из толпы. Тогда мне показалось, что чудовищнее города в стране нет. Обломки великолепных замков, церквей и рядом с ними ужасные серые «хрущевки», - вспоминает актер. - Не обижайтесь, но так действительно было. Сегодня город расцвел, стал гармоничнее, я им просто очарован.

Профессиональная смерть

- Вы не снимаетесь в кино, это принципиально?
- Актер может реализоваться по-настоящему только в театре, а кино, особенно в его массовом виде, для меня не искусство. Не знаю, что должно такого произойти, чтобы изменилось мое отношение к кинематографу. К тому же у меня репетиции, театр, студенты, каждая минута на год вперед расписана. Пожертвовать этим ради какой-то роли я не готов. В моем случае подходит известный анекдот. Актера спрашивают: «Вас в Голливуд приглашали, почему не поехали?», а он отвечает «Так у меня же елки!».
- А своим ученикам разрешаете?
- После 2-го курса не запрещаю, а дальше им самим решать, тиражировать свое лицо в мыльных операх или нет. Ведь куда их зовут? В сериалы, где играют непрофессиональные актеры, нет условий для съемок, я уж не говорю о репетициях  все учится за 5 минут, ведь в день надо произвести сотни метров пленки. Актеру вообще тяжело, много искушений. Раньше можно было пойти по партийной стезе, в обнимку с каким-нибудь комсомольским лидером двигаться по карьерной лестнице. Сегодня легко польститься на славу, ведь молодежь хочет, чтобы и на улицах узнавали, и смотрели восторженным глазам. Да еще вокруг полно примеров, когда бездари становятся богатыми и знаменитыми, а ты ,весь из себя талантливый, получаешь копейки и никто тебя не знает… Каждый сам выбирает между искусством и пустой конфетной оберткой.
- Неужели нет хороших фильмов?
- Есть. Недавно с удовольствием посмотрел «12» Михалкова. Он удивительно театральный человек: актеры перед съемками репетируют, могут весь фильм прогнать как спектакль. Но попадают в его картины далеко не все.
- Но ведь времени, наверняка, хватает и на занятия, и на съемку.
- Как сказать…  Многие думают, что быть актером легко. Спросите моих студентов, и они вас быстро переубедят: первые два года они ежедневно без выходных занимаются с 9.30 утра до 12 часов ночи с двумя перерывами по 45 минут.
- Вы выпустили уже несколько курсов. Бывает стыдно за учеников?
- И нередко! Некоторых даже прошу, чтобы они никому не говорили, что учились у меня. Курс, который я к вам привез, у меня второй курс (авт. первый полным составом работает в «Сатириконе»), а до МХАТа я преподавал у Олега Табакова. Мои ученики стали потом основой «Табакерки».
- После спектакля собрали актеров на сцене. Был разбор полетов?
- Как всегда! Похвалил, поругал. А что? Меня тоже до сих пор режиссеры «отчитывают»…Нельзя упиваться собственным талантом, умением, это означает профессиональную смерть.

P.S.
В будущем году «Балтийские сезоны» будут состоять из четырех частей. Стартует фестиваль в июле концертами на променаде в Светлогорске, уже есть договоренность с оркестром Юрия Темирканова. В сентябре -организаторы планируют привезти театр «Мастерская Петра Фоменко» со спектаклем «Волки и овцы», «Сатирикон» Константина Райкина и другие коллективы. В начале октября - время симфонической и камерной музыки, а во второй половине месяца - выпускные спектакли театральных вузов.

 

Оксана Сазонова

Погода на море 4 августа
Читать