Завершился очередной фестиваль «Балтийские сезоны». Финальным его аккордом стали спектакли студентов лучших театральных вузов. Одну из постановок показали ученики Константина Райкина (Он уже много лет преподает в Школе-студии МХАТ - Авт.). Спектакль «Будущие летчики» - веселые зарисовки из студенческой жизни. Но с ним связаны и трагические события.
Горе заставило повзрослеть
- Спектакль идет уже два года, и раньше в нем играл студент Фима Рощупкин, автор нескольких сцен постановки. Случилось несчастье: Фима погиб в прошлом году в иркутской авиакатастрофе, когда на каникулах летел домой на Байкал, - рассказывает Константин Райкин. - Это стало страшным ударом, который сплотил ребят и заставил их повзрослеть в один день. Летом, в годовщину трагедии, я возил «Будущих летчиков» в Байкальск - родной городок Фимы. Ученики называют Райкина «отцом», он же считает студентов своими детьми. И относится к ним, как и подобает родителю, со всей любовью и строгостью. Сразу после прилета в Калининград он репетировал со своими воспитанниками до полуночи, и потом прогоны шли до самого спектакля.
- Если работать меньше, это халтура, - пояснил свою позицию Райкин.
Несмотря на постоянную занятость в спектаклях и руководство собственным театром, Райкин признался, что преподавание никогда не оставит (Его жена, артистка «Сатирикона» Елена Бутенко, тоже преподает в Школе-студии МХАТ - Авт.).
- Студенты мне нужнее, чем я им, - улыбается Константин Аркадьевич. - Для меня они как эликсир молодости: набираюсь энергии, что не дает стареть.
Обломки былой красоты
В последние годы Райкин часто бывает в Калининграде (К примеру, в прошлом году он выступал на «Балтийских сезонах» - Авт.), но впервые увидел наш город еще в 80-х, когда снимался в фильме «Жена керосинщика». Актеру накладывали грим, превращая в страшного нищего оборванца.
- Не смывая грим и не переодеваясь, я ходил по улицам и ничем не выделялся из толпы. Тогда мне показалось, что чудовищнее города в стране нет. Обломки великолепных замков, церквей и рядом с ними ужасные серые «хрущевки», - вспоминает актер. - Не обижайтесь, но так действительно было. Сегодня город расцвел, стал гармоничнее, я им просто очарован.
Профессиональная смерть
- Вы не снимаетесь в кино, это принципиально?
- Актер может реализоваться по-настоящему только в театре, а кино, особенно в его массовом виде, для меня не искусство. Не знаю, что должно такого произойти, чтобы изменилось мое отношение к кинематографу. К тому же у меня репетиции, театр, студенты, каждая минута на год вперед расписана. Пожертвовать этим ради какой-то роли я не готов. В моем случае подходит известный анекдот. Актера спрашивают: «Вас в Голливуд приглашали, почему не поехали?», а он отвечает «Так у меня же елки!».
- А своим ученикам разрешаете?
- После 2-го курса не запрещаю, а дальше им самим решать, тиражировать свое лицо в мыльных операх или нет. Ведь куда их зовут? В сериалы, где играют непрофессиональные актеры, нет условий для съемок, я уж не говорю о репетициях все учится за 5 минут, ведь в день надо произвести сотни метров пленки. Актеру вообще тяжело, много искушений. Раньше можно было пойти по партийной стезе, в обнимку с каким-нибудь комсомольским лидером двигаться по карьерной лестнице. Сегодня легко польститься на славу, ведь молодежь хочет, чтобы и на улицах узнавали, и смотрели восторженным глазам. Да еще вокруг полно примеров, когда бездари становятся богатыми и знаменитыми, а ты ,весь из себя талантливый, получаешь копейки и никто тебя не знает… Каждый сам выбирает между искусством и пустой конфетной оберткой.
- Неужели нет хороших фильмов?
- Есть. Недавно с удовольствием посмотрел «12» Михалкова. Он удивительно театральный человек: актеры перед съемками репетируют, могут весь фильм прогнать как спектакль. Но попадают в его картины далеко не все.
- Но ведь времени, наверняка, хватает и на занятия, и на съемку.
- Как сказать… Многие думают, что быть актером легко. Спросите моих студентов, и они вас быстро переубедят: первые два года они ежедневно без выходных занимаются с 9.30 утра до 12 часов ночи с двумя перерывами по 45 минут.
- Вы выпустили уже несколько курсов. Бывает стыдно за учеников?
- И нередко! Некоторых даже прошу, чтобы они никому не говорили, что учились у меня. Курс, который я к вам привез, у меня второй курс (авт. первый полным составом работает в «Сатириконе»), а до МХАТа я преподавал у Олега Табакова. Мои ученики стали потом основой «Табакерки».
- После спектакля собрали актеров на сцене. Был разбор полетов?
- Как всегда! Похвалил, поругал. А что? Меня тоже до сих пор режиссеры «отчитывают»…Нельзя упиваться собственным талантом, умением, это означает профессиональную смерть.
P.S.
В будущем году «Балтийские сезоны» будут состоять из четырех частей. Стартует фестиваль в июле концертами на променаде в Светлогорске, уже есть договоренность с оркестром Юрия Темирканова. В сентябре -организаторы планируют привезти театр «Мастерская Петра Фоменко» со спектаклем «Волки и овцы», «Сатирикон» Константина Райкина и другие коллективы. В начале октября - время симфонической и камерной музыки, а во второй половине месяца - выпускные спектакли театральных вузов.
Оксана Сазонова