Как рассказал государственный обвинитель Станислав Пятеренко, деятельность ООО «Аркада - строй» начиналась в 2001 г. Фирма помогала военным «обменивать» государственные жилищные сертификаты (ГЖС) на деньги. Учредителем компании был Андрей Стригалев, кроме него в фирме работало еще трое сотрудников - супруга Стригалева Оксана, бывший военный Юрий Дорошин и экс-милиционер Юрий Щербина.
Фиктивная покупка
Стоимость одного ГЖС колебалась от 20 тыс. до 1 млн руб. (в среднем $25 тыс.). По нему военнослужащие могли получить только готовое жилье. Владелец сертификата выбирал подходящую квартиру, и на основании договора купли-продажи Министерство обороны перечисляло деньги на счет продавца. Именно в качестве такого продавца и выступала фирма «Аркада-строй». Сюда обращались те, кто хотел получить не квадратные метры, а деньги. За услугу такого рода сотрудники ООО «Аркада-строй» просили $1000 - 1500.
Схема «обналичивания сертификата» была следующей: у «Аркады» было в собственности несколько квартир. Дорошин якобы продавал военнослужащему жилье. Заключался договор купли-продажи, сделка регистрировалась в юстиции. Новый владелец тут же выписывал генеральную доверенность на квартиру на имя Щербины, который, по сути, и становился реальным хозяином квартиры. На основании договора купли-продажи Министерство обороны перечисляло деньги на счет продавца. «Аркадовцы» забирали свои $1,5 тысячи, оставшиеся деньги отдавали военнослужащему. Далее по этой генеральной доверенности Щербина заключал следующую сделку с очередным военным. По словам Стригалева, таким образом ООО «Аркада-строй» обналичила около 300 сертификатов.
Техпаспорт на воздух
Все были довольны, но военнослужащих, желающих обналичить сертификат, стало гораздо больше, чем реальных объектов, принадлежащих ООО «Аркада-строй». Либо сделки нужно было проводить очень быстро (что фактически невозможно), либо терять клиентов. Тогда Стригалев решил продавать «воздух». В 2002 г. он договорился с начальницей БТИ г. Полесска Галиной Рябковой и главой администрации Головкинского сельского округа Полесского района Леонидом Саливончиком (он скончался во время следствия). Рябкова делала фиктивные техпаспорта на несуществующие квартиры, а Саливончик выдавал липовые справки, подтверждающие существование этих адресов. Так формировался пакет документов для сделки, военнослужащие платили за воздух.
«Мы им доверяли…»
Вскоре Стригалев вовсе перестал рассчитываться с военными. С конца 2002 г. до момента возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в крупных размерах (декабрь 2003 г.) фирме удалось обмануть 26 человек. Все, что у них было, - это договоры купли-продажи на жилье, которого не существовало. Они получили банковские уведомления о том, что деньги «Аркаде» перечислены, ждали, звонили Стригалеву, но тот скрывался…
- Меня не интересовало жилье в Полесске, нужны были деньги, - рассказывает один из потерпевших - Владимир Кисов. - «Аркаду» мне рекомендовали коллеги - им заплатили, а меня лишили около $30 тыс. Когда я поехал взглянуть на «свою квартиру», нужного адреса не нашел. В администрации района мне подтвердили, что такого дома нет. Тогда я обратился в милицию.
Почему люди шли в эту фирму?
По словам того же Владимира Кисова, система реализации программы получения квартир по ГЖС не отлажена. На нормальное жилье этих денег военнослужащим не хватает, риэлтерские компании с ГЖС работают неохотно, вкладывать деньги в «долевку» запрещается. Действие сертификата ограничивается 9 месяцами, поэтому люди рады любой возможности получить деньги.
Миллион в доход государства
Сейчас потерпевшие пытаются восстановить свое право на жилье.
- Нам еще предстоит гражданский суд, - говорит Владимир Кисов, - если он признает сделки недействительными, у нас появится возможность вернуться в очередь на жилье. А виновным придется возместить в доход государства более одного миллиона долларов США.
Следствие и суд длились 3,5 года. Уголовное дело составило 65 томов. На суде Стригалев признался, что присвоил деньги. Приговор в отношении четверых подсудимых вступил в силу 26 июня: Оксану Стригалеву, Дорошина и Щербина осудили условно. Андрея Стригалева приговорили к 6 годам лишения свободы.
Ольга Запивалова, zapivalova@yandex.ru