Досье «СК»
Федор Федорович Литвинов, старший научный сотрудник Ат-лантНИРО, кандидат биологических наук. Родился в 1954 году в Балтийске. Окончил КТИ по специальности «ихтиология», затем аспирантуру при Институте океанологии РАН. Работал в научных организациях в России и за рубежом. Основная сфера научных интересов - изучение Мирового океана.
Синей акулы в морях-океанах так много, что некоторые ученые считают ее самым многочисленным животным океанического нектона (планктон носят течения, а нектон плывет куда захочет, он крупнее).
Так было не всегда. Судя по летописи океана, «буквами» которой служат упавшие на дно акульи зубы, пирамиды Гизы уже подпирали небо, а синяя акула была еще на вторых ролях у прежних властителей океана - длинноперой и короткоперой акул-мако. Так было долго, несколько миллионов лет. А потом что-то случилось. Быстро и повсеместно. Пожар революции охватил Атлантику, Пацифику и Индийский океан, и о былом величии рода мако сегодня напоминают лишь выпавшие зубы, устилающие ковром дно океана.
Нельзя сказать, что победа была случайной. Синяя долго готовилась к моменту истины, усваивая все самое прогрессивное в акульем мире. Прежде всего, она рожает живых и довольно крупных детенышей до 50 см длиной, штук по 30-70 за раз. Мако тоже рожают крупных живых акулят, но не более 18 штук, обычно 4-8, и обходятся они намного дороже. У синей акулы питательные вещества из тела матери через пуповину попадают прямиком к детям, а мако должны сначала сформировать специальные яйца для кормления и сбросить их в матку: глотайте, детишки! При таком способе передачи энергии потери неизбежны. И мако, и синяя акула могут слопать все, что поймают или найдут, мелкое проглотят, крупное откусят. Но синяя акула и тут исхитрилась: у нее есть что-то вроде цедильного аппарата, позволяющего собирать многочисленных маленьких рыбок, крабов и даже отфильтровывать из воды мелких рачков океанического планктона. Таких аппаратов у хищных акул не бывает, только у синей!
Огромные грудные плавники позволяют ей «седлать» течения и ездить на них от континента к континенту, не тратя энергию понапрасну. Взрослые синие акулы не любят мелководье и идут туда только на нерест. Новорожденные акулята немедленно разбиваются на стайки из мальчиков и девочек и проживают по отдельности, хоть и недалеко друг от друга. Но род надо продолжить! По достижении возраста 4-5 лет и длины 170-180 см самки покидают прибрежные «детские сады» и спешат на первое в жизни свидание к «мужским клубам», расположенным неподалеку над подводными горами. Там их ждут здоровенные самцы, причем в огромных количествах: плотность синей акулы в «мужских клубах» в десятки раз выше, чем в окрестных океанических водах. Кто там первый, кто последний - загадка для
науки. Львы, козлы, косули и прочие за самок бьются насмерть, а на самцах синей акулы - ни царапины. То есть у синей акулы сложные социальные отношения и брачный ритуал, пока не изученный.
Самки, зная, что им предстоит, перед визитом в «мужские клубы» в несколько раз увеличивают толщину шкуры. Поскольку у самцов рук нет, а прислониться в океане не к чему, самок приходится удерживать зубами. Причем чем старше кавалер, тем длиннее и тоньше его зубы: берет самку «на вилочку», чтобы шкуру не порезать. Так может, дамы партнеров по зубам выбирают? Все же ущерб неизбежен, и самки покидают «клубы» изрядно потрепанными. Но шрамы быстро зарастают, не оставляя следа.
Самки растут, яйца дозревают и попадают в скорлуповые железы, где их давным-давно поджидают мужские клеточки. Оплодотворенные яйца поступают в матку, эмбрионы растут, и цикл повторяется. Можно надеяться, что еще повторится не раз. Хотя поводы для беспокойства есть. Синей акулы очень и очень много. Но известно немало видов, уже не существующих сегодня. У синей акулы есть две уязвимые точки: «детские сады» и «мужские клубы». Прибрежные воды Западной Африки буквально перегорожены жаброподобными сетями из мононити наподобие тех, что перекрывают наши реки, озера и морское мелководье. Молодь океанических акул залетает в них целыми стаями. А взрослые акулы в «клубах» представляют немалый соблазн для браконьеров: цена тонны мороженых плавников - от 70000 евро.
Кстати
В июне 2006 г. выездная сессия МСОП (Международный союз охраны природы) проверила гипотезу Ф. Литвинова о «критических точках» в жизненном цикле океанических акул и признала ее справедливой. Ожидается, что будут приняты меры по охране синей и других видов океанических акул.