Как рассказал заместитель прокурора Октябрьского района Андрей Калужин, РТМС «Звезда» принадлежал калининградской компании ООО «Звезда Балтики» - дочернему предприятию ООО «СРЗ АМС-Интер», учредителями которого были Григорий Коцуба, Федор Виноградов и Андрей Быковских.
Траулер с экипажем из 88 человек вышел на промысел в район Мавритании 15 апреля 2003 года. Моряки подписали контракт на 7 месяцев.
Первые четыре месяца родственники моряков получали небольшие аттестаты, план команда перевыполняла.
В августе учредители сообщили морякам о передислокации в Анголу. Это было нарушением контракта, и многие были против.
В начале сентября 6 человек списали, и «Звезда» все-таки отправилась в район Луанды.
Этим же летом, несмотря на «трудности», руководство компании «Звезда Балтики» приобрело в Мурманске еще одно транспортное судно - ТР «Ранд-1» за 900 000 руб. «Ранд-1» тоже отправили в рейс. Впоследствии десять членов его экипажа также не дождались зарплаты.
$100 за 11 месяцев
В Анголе «Звезда» запросила разрешение местных властей на право работы в районе. Простояв три месяца на рейде, траулер ни с чем вернулся в Мавританию, так и не получив разрешения.
Сразу после Нового года на судно прилетел учредитель Виноградов. Многие моряки написали заявление с просьбой вернуться на родину. Но Виноградов объявил, что фирма в затруднительном положении и предложил команде «подзаработать» на перелет. Часть экипажа сменилась, но большинство людей были вынуждены остаться.
Команда вернулась в Калининград
15 марта 2004 г. В самолете морякам заплатили по $ 50 - 100...
В Калининграде учредителей одолевали моряки и их жены. Виноградов признался: «Я бессилен. Подавайте в суд».
Куда ушло имущество?
Моряки подали иски в суд, часть потерпевших обратилась в прокуратуру. Уголовное дело возбудили по ст.145 ч. 2 УК РФ (невыплата заработной платы, повлекшая тяжелые последствия). Следствие длилось 1,5 года. Но, как выяснилось, к сентябрю 2004 г. ООО «Звезда Балтики» обанкротилось.
- Виноградов не отрицал свою вину, а Быковских (обладающий правом подписи финансовых документов) доказывал свою непричастность к долгу перед моряками, - говорит адвокат потерпевших Сергей Сергеев. - В связи с банкротством часть имущества распродали, в том числе оба судна. «Звезду» продали в Мавритании примерно за $690 тыс., но деньги ($40 тыс.) получили только 6 человек, которые в момент продажи находились на судне. Имущество - два участка земли площадью примерно 1500 кв. м, - пока длился суд, Быковских переписал на тещу (мы подали иск о признании этих сделок недействительными). Из имущества головного и дочернего предприятий осталось здание с цехом и офисами, реализовав которое, можно было бы погасить часть долгов. Но банкротом признана «Звезда Балтики», а помещения принадлежат ООО «СРЗ АМС-Интер» - то есть юридически продать их можно только с согласия учредителей (пожертвовать своим имуществом согласился лишь Виноградов).
Обвиняемый не согласен
В декабре 2006 г. суд приговорил Виноградова и Быковских к 4,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком три года без права занимать руководящие должности три года. Вопрос о возмещении долгов по зарплате суд передал для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Решение суда первой инстанции обжаловали прокуратура Октябрьского района, некоторые потерпевшие и оба обвиняемых: прокуратура посчитала наказание для Виноградова слишком жестким, поскольку он активно помогал следствию, часть истцов посчитали слишком мягким наказание для Быковских, а Быковских считает себя невиновным. Рассмотрение кассации назначено на май 2007 г., тогда, возможно, вынесут окончательное решение.
Слово морякам...
- Считаю, что обвинения по одной статье мало! - говорит один из участников рейса Георгий Козляковский. - Думаю, были нарушения трудового законодательства, моих конституционных прав, Международной конвенции по мореплаванию.
Буфетчица Валентина Малинина была в рейсе с мужем - шеф-поваром Владимиром Гайдеем.
- В Анголе были жуткие условия! Жара 40 градусов, металлические стены нагреваются, дышать нечем! Иллюминаторы не открыть - малярии боялись. Воды мало - приходилось собирать дистиллированную воду от кондиционеров. Ели почти одну рыбу. Однажды на судно привезли кур. Муж открыл упаковку, а там тухлятина - потом по телевизору показали, как грузовики свозили кур на свалку. Когда мы вернулись домой, дочери потребовалась срочная и дорогая операция. Выжили за счет друзей, которые дали в долг. Сейчас заработанные мной три года назад деньги превратились в $5 тысяч.
- Я пошел в рейс с двумя братьями, - рассказывает Андрей Синебок. - Мы всей семьей приехали в Калининград из Киргизии, хотели на квартиру заработать, а вернулись без копейки. Мой брат Александр после рейса попал в психиатрическую клинику, а в апреле 2005 г. повесился.
...и учредителям
Андрей Быковских:
- Не нужно на меня ярлыки вешать! Я с решением суда не согласен и, если будет нужно, дойду до Европейского суда. Процессом руководил генеральный директор Виноградов, он и должен нести материальную ответственность. У меня была формальная должность финдиректора. Куда исчезли деньги, я не знаю. Моряки работали и зарплату должны были получить, я бы им помог, но выше головы не прыгнешь…
- Сейчас есть возможность выплатить морякам долг, - утверждает Федор Виноградов. - Осталось здание цеха и офисов стоимостью полмиллиона долларов. Я готов отдать свою долю этой собственности, чтобы погасить долги перед моряками, но мое мнение ничего не решает - есть еще два учредителя, которые сдают эти помещения в аренду и за счет этих средств оплачивают работу своих адвокатов. До сих пор не ясно, куда делись деньги от продажи рыбы (около $500 тыс.) - нет ни договоров, ни контрактов. Я не получил с этого ни копейки и остался виноватым. Буду настаивать, чтобы дело вернули на дополнительное расследование.
Подготовила Ольга Запивалова, zapivalova@yandex.ru