20:25

Новый Годзилла: хвост крючком, нос пятачком

  1. Новости

В болотах под Калининградом водится гигантский кабан. Вы с ним еще не встречались?

Вокруг Калининграда довольно много зверья, даже в городской черте. Стремительных косуль на заре видно из машины в утренней дымке, зайцы и ежи в свадебный сезон постоянно нарушают дорожные правила, за что и расплачиваются. Но встречи с большинством зверушек мимолетны, а их следы малозаметны неискушенному глазу. Не таков кабан, его присутствие ощущается повсеместно. Достаточно отойти, скажем, от «свадебного» танка на Светлогорском шоссе всего несколько метров за деревья, и вот они - следы, и россыпью, и тропами.

Спальни и цирюльни

Кабаньими тропами часто пользуются грибники. Эти дорожки всем хороши, только узковаты и местами уходят так низко под ветки, что не пригнуться. Там, где сыро, прямо посреди троп, – огромные лужи, кабаньи купальни. Это и грязевой крем от паразитов, и терморегулятор на жаре. Купальни также часто посещают разные кулики и дикие утки.

Там, где повыше и посуше, под молодыми елочками, - кабаньи спальни. Это такие продолговатые ямы вплотную к стволу, с высокими бортиками. Если хвои мало, кабаны добавляют вниз подстилку изо мха и мелких веточек. Кабаньи столовые особенно хорошо заметны. Их называют пороями, в лесу они встречаются повсеместно и бывают величиной с теннисный корт, а то и два.

А еще в лесу много кабаньих парикмахерских, их называют чесальнями. Для чесален кабаны используют елки, от совсем тоненьких до вековых исполинов. Сдирают старую шерсть и вычесывают паразитов. Трутся о ствол и корни. Пользуются лосьоном – еловой смолой, для чего бьют клыками ствол и выступающие из земли корни, а потом втирают в шкуру сочащуюся смолу.

Ядро кабаньей семьи - самки с молодняком, их обычно бывает 2-3, но состав стада сильно меняется в течение года. Во время гона и жировки на урожае желудей или орехов лещины и бука, поздней осенью – в начале зимы, стадо может увеличиваться в 7-8 раз. В помете у зрелой самки 4-6 поросят, бывает до 12. Главный природный потребитель поросят – волк, при его отсутствии на большей части области выживаемость кабана у нас может быть довольно высокой, если погода позволяет. Самые страшные враги кабана – снег и гололед. Там где снеговой покров бывает толще 30-40 см, кабан жить не может: ноги больно коротки. У нас в последние годы такой снег бывает не часто и не долго. А вот гололед перекрывает источники питания, и часть кабанов гибнет.

Прошлым летом на островке посреди болот в 40 км от Калининграда я видел чесальню со свежими ударами клыков ну на очень большой высоте. Поскольку в летнее время сугробы исключаются, то одно из трех: или кто-то подставил спину, или кабан был изрядным трюкачом, или Хогзилла покурит в сторонке. Жду летней засухи, попробую опять пробраться на тот островок.

Слопает и гриб, и ягненка

Кабана проще услышать, чем увидеть. Если он не прикормлен, как часто бывает на турбазах, на глаза попадается редко. Зато часто слышно, как вспугнутый кабан ломится сквозь кусты или заросли золотарника на опушках. В основном это ночной зверь, на кормежку летом выходит на закате, зимой, когда корма мало, добывать его приходится и в дневные часы. Меню, как и у домашней хрюшки, безгранично, но есть предпочтения. Очень любят корешки кольника, обнаруживая изысканный вкус – в сезон это просто курятина с орехами. Уважают витаминные салаты, чесночницу, которой у нас в мае-июне зарастают все городские пустоши и лесные поляны, проростки папоротника и рогоза. А вот черемшу не трогают, резковата, видно. Говорят, едят грибы. Очень может быть, но, скорее всего, выкапывают деликатесные трюфели, за которыми охотятся с домашними свинками, или другие подземные грибы. Белые, подосиновики, деликатесные серо-розовые мухоморы, сыроежки, etc., остаются нетронутыми. Кабаны – не вегетарианцы.   Зимой раскапывают мышиные гнезда. Охотятся на кротов, можно встретить кротовые ходы со снятой на десятки метров крышей. При случае не откажутся от молодой косули или ягненка. Поедают майских жуков и их личинки, причем резко снижают численность этих и других вредителей леса. Нашествие саранчи – благодать для лакомки-кабана.

Если позволяет погода, круглый год выкапывают дождевых червей. Причем так перепахивают и удобряют землю, что именно в таких пороях черви лучше всего и разводятся, так что кабаны еще и огородники. При ненарушенной плотности кабана он во время кормежки заделывает в землю часть желудей, увеличивает тем самым площадь дубрав. Где плотность кабана охотники искусственно завышают, а подкармливают его недостаточно, все происходит наоборот: земля под дубами перепахивается по нескольку раз, все желуди уничтожаются, и дубравы сменяются березовыми рощами или ельниками. Словом, кабан в нашей зоне организует ландшафт, как слон в саванне.

Богатая история

Обычная длина кабана 130-175 см, рост до 1 м и вес 60-150 кг. Бывает до 275 кг. А в Карпатах – до 350. В последние годы кабан вновь заполонил Европу, Азию и Индонезию, и появился в тех местах, где был выбит еще в феодальные времена охотниками и крестьянами. В Великобритании последний кабан был убит в XVII веке, и несколько веков о нем не слышали. Но совсем недавно кабаны разбежались с охотничьих ферм и заселили леса. Вообще, сбежавший из загона кабан – частое явление. Хотя взрослый секач или вепрь сам по себе достаточно внушителен, его подрывные и таранные способности все же часто недооценивают. Говорят, кабанам удавалось проломить изгороди, с которыми не смогли справиться быки, выпестованные для корриды.

Северную границу распространения кабана определяет глубина снежного покрова, а на юге он доходит до тропиков. Обычные домашние хрюшки на воле быстро дичают, и отличить их от диких по прошествии лет не всегда возможно. Наверняка не известно, где кабан водился испокон, а куда его завезли люди. Зато хорошо известно, что сбежавшие хрюшки, в борьбе за собственное выживание, на многих островах извели всю фауну, до которой смогли дотянуться или дорыться, птицу Додо на острове Маврикий, к примеру. Потомство сбежавших домашних и диких, приготовленных для охотников, свинов, размножилось и заполонило обе Америки, Австралию, Новую Зеландию, Гавайи и многие другие места.


Всего три месяца назад, 5 января 2007 г. в штате Джорджия охотник убил кабана весом 500 кг. Его предшественника, убитого 17 июня 2004 г. в том же штате, окрестили Хогзиллой, от hog – вепрь и Годзилла. Судя по останкам, он весил 360 кг при длине около двух с половиной метров. Длина клыков составляла почти полметра. Полагают, что Хогзилла был потомком домашней свиньи хемпширской породы и дикого кабана.

Прошлым летом на островке посреди болот в 40 км от Калининграда я видел чесальню со свежими ударами клыков ну на очень большой высоте. Поскольку в летнее время сугробы исключаются, то одно из трех: или кто-то подставил спину, или кабан был изрядным трюкачом, или Хогзилла покурит в сторонке. Жду летней засухи, попробую опять пробраться на тот островок.

«Звезда» зоопарка Арнольд. Запомните его запах, и в лесу всегда определите место, откуда только что ушли кабаныЧто сегодня происходит в природе?

Каждые выходные я выезжаю в лес  и наблюдаю много интересного.

В лесу вовсю цветет печеночница,  зацветает гусиный лук, собачья фиалка, доцветает волчье лыко, появились цветки белой анемоны – ветреницы дубравной, в парках сочным желтком деревенского яйца засверкали первые цветки лютика весеннего, его еще зовут чистяком. Именно чистяк и анемона несколько недель будут определять облик наших лесов и парков, покрывая сплошным белым или желтым ковром пространства между деревьями. На открытых местах, включая дюны – желтые звездочки мать-и-мачехи.

В лесу стоит звон и свист, к зимовавшим у нас синицам добавились их пролетные и прилетевшие родственники. Особенно много «большака» - большой синицы, и лазоревки. Не очень близкий родственник обыкновенных синиц – ополовник или длиннохвостая синица – с позапрошлого года продолжает попытки вывести у нас потомство.  Появились «холостяки» - расписные самцы зяблика. Они прилетают намного раньше самок, за что и получили это прозвище. Видовое имя зяблика – Фрингилла целебс, от того же корня слово целибат – обет безбрачия у католиков.

На полях и лугах собираются стаи серого журавля, до 300 птиц в одном месте. На них ведут охоту лисы – мечтатели и фантазеры: нужно быть редким идиотом, чтобы не увидеть лису на голом поле или не услышать в высохшем прошлогоднем бурьяне. Среди наших журавлей таких не оказалось. Лысухи по всем водоемам области дерутся за дам и участки, генерируя вопли и брызги. Проходя блок-посты чибисов по берегам заливных лугов, озер и болот, можно оглохнуть от осточертевшего вопроса «Вы-вы-вы-вы чьи?». Грачи митингуют прямо у губернатории, орут и мусорят. Ремонтируют гнезда, скандалят из-за какой-нибудь веточки, а потом ее просто теряют или выбрасывают. До нас докатилась волна «цивилизованного» вяхиря (другое имя - витютень). Наш местный – редкий крупный голубь лесной глуши, а эти гнездятся прямо на стадионе «Балтика» и гордо гуляют по площади Победы, выпячивая радужную грудь и бормоча что-то очень самодовольное.


Фото Александра Матвеева