Познакомиться с Литвиновым мне довелось много лет назад, за что я очень благодарна своей профессии. Приключился тогда в нашем городе скандал. Служебный «мерс» губернатора Горбенко едва не сбил научного сотрудника «АтлантНИРО», мирно шедшего утречком на работу. Водитель будто бы даже пистолет вытащил, мол, куда прешь? Однако ученый оказался не из робких: врезал водиле и пистолет отобрал.
Даже имя вояки-ихтиолога говорило само за себя - Федор Федорович. Солидно так, по-мужицки. Оказалось - всю жизнь занимался спортом, на хамство реагирует жестко. «К сожалению, - сказал он грустно, - наша действительность часто не оставляет выбора»…
Спустя много лет судьба вновь свела меня с Литвиновым. Мы подружились, и сегодня я с удовольствием представляю этого неугомонного путешественника и ученого читателям «СК».
- Федор, многие бывали в Музее Мирового океана, видели потрясающую коллекцию акульих челюстей. Но не все знают, что ты ее автор. Откуда такое увлечение зубастыми монстрами?
- Акулами начал заниматься задолго до всемирного интереса к ним, в 70-х. В начале 90-х в рамках Международной Комиссии по Сохранению Атлантических Тунцов (ИККАТ) удалось осуществить первые меры по их защите. Тогда над этим мало кто задумывался. Для мировой науки акулы - несравненный источник информации, за время жизни они производят многие тысячи зубов, которые остаются в палеонтологической летописи и помогают решить немало загадок. Например, калининградскому археологу Константину Скворцову посчастливилось найти в захоронениях допрусской эпохи ископаемые зубы акул конца мелового периода (около 70 миллионов лет назад), которые долгое время, около тысячи лет, были предметами не разгаданного пока культа. Эти зубы собрали за пределами нашего края и принесли сюда предшественники пруссов.
- Ты много путешествуешь. Какое место на земле произвело наибольшее впечатление?
- Вся природа чудесна. Но самая невероятная земля - наша Самбия, Самбийский полуостров, который занимает северо-западную часть Калининградской области. Здесь есть много и от Калифорнии, и от Фолкленд, даже от Антарктики и Кавказа. Весной прогулялся по нашим лесам с ботаниками из Питера, они изъездили весь мир, но в таком количестве на таком крохотном пятачке чудес не встречали. История здешних мест поспорит и с Римом и с Чатал-Куюком*, а изучена до настоящего времени очень мало.
- Что меняется у нас со временем? Что тебя радует, что тревожит?
- С одной стороны, деградация сельского хозяйства и промышленности способствует восстановлению растительного и животного мира. Стало больше кабанов, косуль, бобров, лисиц, зайцев, перепелок, куропаток, журавлей, черных аистов, белохвостых орланов и других хищных птиц. В то же время чехарда с границами водоохранных зон и совершенно дикое строительство приведут в ближайшем будущем к уничтожению целых местообитаний, признаки этого уже есть. Чтобы срубить ценное для производства мебели дерево, прокладывают целые просеки, даже в 15-20 километрах от города. За последние 2-3 года уничтожено немало сказочных древних дубов, из знакомых мне остался лишь один, периодически проверяю его и каждый раз трясусь перед встречей: жив ли еще? Растет он в лесу возле питьевого канала. Рядом березовый лес вырубают, несмотря на водоохранную зону. Похоже, дуб - на очереди.
- Сегодня выражение «заниматься наукой» стало редким. А вот ты не предаешь ее. Что придает силы? И что сегодня входит в сферу твоих научных интересов?
- Науку не выбирал, как и Ахилл войну. Это то, что раньше называли судьбой, потом натурой, а теперь генетикой. Пока не получу ответ на интересный для меня вопрос, испытываю самую настоящую «ломку», иногда годами. Не знать по имени встречных птиц, травы, деревья, камни, мышей, пауков - это ж с ума свихнуться! Моя последняя публикация - об ископаемых следах событий, имевших место несколько тысяч или сотен лет назад в Мировом океане. События эти сопоставимы по масштабу с гибелью динозавров. Ключ - ископаемые зубы акул на дне океана. Следом - очень интересная работа о миграции птиц через Куршскую косу, писал ее вместе с питерскими орнитологами. Есть публикации по Балтике, археологии… За то, что по-настоящему интересно, денег никогда не платили. Чтобы выжить, пришлось покрутиться в бизнесе. Помогло знание языков и международные связи.
- Наука и образование - вещи взаимосвязанные, обе системы деградируют одновременно. Мы с сыном нашли в интернете сайт, на котором классические произведения из школьной программы пересказываются на 8-10 страницах. Полуграмотные дети идут в вузы, которые штампуют полуграмотных спецов…
- На новогодние праздники по «России» показали «Трою». Как раз для тех, кто оригинал в глаза не видел. Белые пушистые троянцы против черных склизких ахейцев. Гомер в гробу перевернулся - грек все-таки… У нас уже готово поколение, знакомое с первоисточниками по пересказам. К сожалению, даже канал «Культура» не исключение. Берется совсем неплохой материал: документальные фильмы от BBC, Discovery, National Geographic, etc. Делается перевод, потом диктор несет проникновенным голосом полную ахинею: путает африканских буйволов с американскими бизонами, Людовика XVI с Людовиком XIV, etc, etc. А своих современных документальных образовательных фильмов у нас просто нет. И последние энциклопедические справочники на русском - это либо репринты старых изданий, либо перево-ды. Например, «Биологический энциклопедический словарь» был опубликован в 1986-м, с исправлениями переиздан в 1989-м, да так с тех пор и перепечатывается. А в биологии с тех пор чего только не нарыли…
* Одно из древнейших известных поселений, расположенное на территории нынешней Турции.
Беседовала Анастасия Кондратьева, фото из архива Ф. Литвинова