Еще недавно подводных археологов в Калининграде вообще не было. Это за границей в каждом морском музее формируется отряд, специалисты которого ищут затонувшие корабли и заставляют их делиться тайнами. Счастливчики! На их глазах оживает все, чем грезили в детстве читатели Роберта Стивенсона и Жюля Верна!
В Калининграде, увы, с подводной археологией дела обстоят не так радужно. Хотя поле деятельности огромное, в буквальном смысле - море. Вернее, наша часть морской акватории - terra incognita.
Однако есть и у нас энтузиасты. В прошлом году группа профессионалов так называемого wreck-diving, то есть исследовательского дайвинга, с одной стороны, и дирекция Музея Мирового океана - с другой основали отдел подводной археологии. Музей выделил катер, на котором новоиспеченные подводные археологи под руководством старшего научного сотрудника музея Николая Парикова уже совершили несколько экспедиционных рейдов на побережье и в залив.
Этим решили не ограничиваться и разослали по всем мировым морским музеям специальный документ с просьбой привлекать наших специалистов для подводных работ. И вот недавно получили первое приглашение. И какое!
Последователи Кусто
Польские коллеги из Гданьска, где расположен Центральный морской музей Польши, пригласили калининградских дайверов Александра Макарова и Павла Маратаева помочь в исследовании старинного парусника.
Поляки давно занимаются такими судами. До места они добираются на корабле под названием Kaszubski brzeg («Кашубский берег»). Это замечательное судно во многом повторяет историю знаменитого «Калипсо», на котором плавал Жак-Ив Кусто: военное прошлое, затем «научная карьера».
Затонувший корабль при помощи специального оборудования освобождают от наносов (заодно и от всего, что представляет музейную ценность) и заносят объект в специальную картотеку. Затем информацию о судне делают достоянием общественности и отдают на «растерзание» подводным туристам. В год поляки обследуют 10-15 таких находок.
Ихтиандр с насосом
В очистке корпуса специальным насосом и заключалась работа Александра Макарова.
- До этого я никогда дела с парусниками не имел, - рассказывает дайвер. - А тут вдруг такое! Конечно, было волнительно.
Таинственный объект оказался голландским парусником, сошедшим со стапелей аж в 1821 году!
Когда Александр оказался на глубине, то поначалу мало что рассмотрел: настолько мутной была вода, а сам парусник за прошедшие полтора века занесло чуть ли не с «головой». К тому же во вторую мировую войну морское дно изрядно «пропахали» минные тральщики. По всей видимости, это из-за них обломки судна были разбросаны по дну в радиусе полусотни метров. Там же можно было полюбоваться и на поверженные мачты.
Так что, кроме романтики, нашего водолаза ожидал еще и каторжный труд. Шутка ли: орудовать насосом, который то и дело норовит втянуться под корпус и прихватить с собой человека, дерзнувшего потревожить покой глубин. А тучи песка, которые он поднимал, вообще сводили на нет и без того плохую видимость.
- В такие моменты было особенно нелегко, - вспоминает дайвер. - Вокруг темнота, вода холодная, за насосом - глаз да глаз. Действовать приходилось на ощупь. Потом, когда всплывал, на поверхности был шторм и до корабля я сразу добраться не смог. Они отдельно, и я отдельно. Вот когда я себя настоящим Ихтиандром почувствовал! Море эмоций!
После четырех дней обработки корпус судна полностью освободили, и на него, наконец, стало можно полюбоваться целиком. Кое-какие экспонаты с корабля подняли и передали в музей. К сожалению, выяснить, что это был за корабль, как он назывался, какой груз вез и при каких обстоятельствах отправился на дно, так и не удалось. Но порассуждать на эту тему можно было вволю. Наши герои сошлись во мнении, что это был один из торговых кораблей.
Так он и остался лежать там, на дне, храня свою тайну и привлекая туристов.
Все находки - на карандаш
Дайверы, вернувшись домой, загорелись идеей создать и у нас что-то вроде туристической картотеки. «В области предостаточно всяческих тайн, - говорит Павел Маратаев. - Почему бы их не разгадать?»
Археологи создали «горячую линию», и каждый может сообщить об интересных находках в Музей Мирового океана по тел.: 53-89-15. Возможно, и вас пригласят в экспедицию!
Подготовил Асхат Мечиев, фото из архива Александра Макарова. Если у вас есть вопросы или пожелания, звоните по тел.: 72-81-37, пишите, e-mail: rec@strana.kaliningrad.ru