«Вот уже три года, как еда стала для меня чем-то вроде наркотика, - жалуется отчаявшаяся пациентка. - Заканчивается рабочий день, и нужно идти домой, где меня ждет пустота. Ни дети, ни накопившиеся дела не способны ее заполнить. Тогда я думаю: «Сейчас съем немного халвы, и полегчает». Но стоит сладкому попасть в рот, как нападает дикий приступ обжорства. Я начинаю сметать все, что есть дома, и мчусь в магазин за новой порцией. Я запихиваю в себя батоны, селедку, зефир… обещая, что это в последний раз. Когда тошнота подступает к горлу, я обреченно иду блевать к унитазу. Но даже не это самое страшное. Ничего нет хуже чувства вины, которое загоняет меня в жесточайшую депрессию. Кажется, что все вокруг знают о моем пороке...»
- Так чувствуют себя больные булимией, - рассказывает главный областной психотерапевт Ирина Ецина. - Это расстройство пищевого поведения поражает людей все чаще. Как правило, страдают молодые и успешные женщины. Многие годами скрывают свое состояние и даже не подозревают, что это лечится.
Булимия в переводе с латыни означает «волчий аппетит». Нередко думают, что он связан с ожирением, однако больные не страдают лишним весом. Избавляясь от пищи, они изнуряют себя физическими упражнениями. Употребляют слабительное, могечонное, гормоны щитовидной железы, вызывают рвоту. Делать это заставляет страх потерять контроль над весом и жизнью.
Как правило, возникновению расстройства предшествует психически травмирующая ситуация. К примеру, нелестный отзыв о внешности, произнесенный значимым человеком - сверстником или мамой. Для булимика еда желанна и страшна одновременно - это проглоченная «жаба», которую нужно удалить.
Точно так же не налажены отношения с едой и у больных анорексией, чаще это подростки. Они отказываются от любой еды. Она воспринимается, как паук или змея, которых заставляют глотать.
Родителям следует бить тревогу, если их чадо сервирует стол, а само не ест. После еды закрывается в туалете. Если настроение подростка резко меняется от слез до истеричного хохота. Если вдруг начинают портиться зубы и выпадать волосы, нарушились месячные. Тревожный признак: цыпки на руках - это кожа реагирует на дистрофию организма. Кроме того, у 12-15-летних анорексиков замедляется рост, щеки и спина покрываются волосами.
При недостатке жира в организме (меньше 20 кг) перестают работать яичники, что может привести к бесплодию.
Еще одна разновидность расстройства пищевого поведения - бинжитинг: постоянное переедание и малоподвижный образ жизни. Этим недугом страдают люди ранимые, с тонкой душевной организацией. Еда для них сродни алкоголизму. Роль спиртного выполняют углеводы. Сладкое - единственное, что снимает постоянное внутреннее напряжение. Слой жира «защищает» таких больных от мира. Чувство вины - их постоянный спутник. Последствия такого образа жизни плачевны: ожирение, атеросклероз, сахарный диабет и гипертония.
Что делать?
Избавиться от пищевых расстройств самому практически невозможно. Обращаться нужно к психотерапевтам. Результаты лечения зависят от продолжительности заболевания. Так, если человек страдает булимией или анорексией в течение 5 лет, недуг хорошо вылечивается. От 5 до 10 лет - эффективность падает до 50%. Больше 15 лет - лечение успешно лишь в 20% случаев, часто бывают рецидивы.
Интересно, что наши соседи-литовцы научились довольно успешно справляться с этой проблемой. В Вильнюсе, на базе городской психиатрической больницы, открыт Центр расстройств пищевого поведения, где пациентов лечат комплексно психотерапевты, психологи, гастроэнтерологи и диетологи. Есть даже такой специалист, как кенезиотерапевт. Он работает над восприятием больного человека, который неадекватно видит свое тело. Специальное зеркало регулируется по мере выздоровления. Медсестры контролируют питание больных. Постепенно пациенты начинают относиться к еде, как к лекарству.
- Создать такой Центр в Калининграде очень важно, - говорит Ирина Георгиевна. - Множество наших больных лежит в гастроэнтерологии, если и обращаются к терапевтам, то совсем по другому поводу и оставляют свои секреты при себе. В Центре нам удалось бы собрать воедино всех специалистов, ведь одному психотерапевту вылечить булимию трудно, хотя есть хорошие примеры. Кстати, бесплатные психотерапевты есть только в трех поликлиниках города, пациенты остальных вынуждены выкладывать за помощь немалые деньги.
Доказано: если булимию и анорексию не лечить, в 40% случаев неизбежен летальный исход.
Рубрику ведет Татьяна Остапова, тел.: 72-81-37, e-mail: elena@strana.kaliningrad.ru