Существует ли на калининградской станции "Скорой помощи" кадровый кризис, в каком состоянии находится автопарк медучреждения и чего опасаются медики, отправляясь на выезд, в интервью "Клопс.Ru" рассказала главный врач городской станции скорой медицинской помощи Людмила Сиглаева, а также ее заместители – Александр Балаганский и Анатолий Рудой.
– Существует ли на сегодняшний день проблема нехватки сотрудников станции скорой медицинской помощи?
Людмила Сиглаева: – Никакого кризиса в плане укомплектованности штата у нас нет. В этом году ряды среднего медицинского персонала у нас пополнились 26 новыми специалистами, а в прошлом пришло 23 человека – это очень положительная динамика. Конечно, дефицит кадров присутствует. На сегодня у нас он составляет около 20%. Это не самое худшее положение. Для сравнения, в поликлиниках неукомплектация составляет 50%. Поэтому, на наш взгляд, мы не в такой критической ситуации, как наши коллеги. Причем, эту неукомплектованность мы постоянно ощущаем по всё увеличивающемуся количеству вызовов. Они растут планомерно, из года в год. Это заметно по статистике. Граждане обращаются в "Скорую", не получив приезда врача на дом. По нормативам, мы в год должны выполнить 142 тысячи выездов, а мы выполняем свыше 160 тысяч.
– Охотно ли молодые специалисты устраиваются работать в "Скорую"?
Л.С.: – В 2014 году у нас введен особый порядок. Раньше требовалось, чтобы наши специалисты имели сразу два сертификата: и скорой помощи, и профильный. Сегодня допустим, если к нам придет врач только с одним дипломом реаниматолога или педиатра, то мы можем принять его на работу и не обязывать при этом проходить переподготовку по скорой помощи. Таким образом, наши возможности по приему в штат новых сотрудников значительно расширились. Только за последний месяц, благодаря этому, к нам устроились два врача.
– Каков стандартный состав бригады?
Л.С.: – В специализированных бригадах – врач-специалист и два фельдшера, плюс водитель. Врачебная бригада включает в себя врача, фельдшера и водителя. Фельдшерские бригады могут включать в свой состав двух фельдшеров-водителей, фельдшера плюс санитара-водителя. По новым нормам, должность просто санитара полностью исключена из состава бригады, но нами было принято решение на уровне субъекта ее оставить. Санитары – это, как правило студенты, которые потом и становятся фельдшерами и врачами. В прошлом году 11 человек, которые работали здесь санитарами, получили диплом и пришли к нам на работу уже как фельдшеры. Это достаточно мощное вливание специалистов, которые уже привыкли и знают специфику работы на "Скорой". Мое убеждение, что сюда должен приходить человек, который уже "влюбился" в работу. Здесь особая специфика: это не просто посидеть в стационаре, в тепле и выполнить какие-то медицинские манипуляции – это выездная работа, которая накладывает отпечаток на человека.
– Случается ли ситуация, когда сотрудник вынужден брать дополнительные смены? Как "переработки" сказываются на трудоспособности персонала и качестве оказываемой медицинской помощи?
Л.С.: – Всем хочется как можно больше зарабатывать, особенно молодым. А у нас большая часть коллектива – это люди до 40 лет. Раньше наши сотрудники шли подрабатывать "на сторону": устраивались в частные клиники или еще куда-нибудь. Сейчас у нас система оплаты устроена таким образом, что им выгоднее здесь отработать лишние часы, чем бежать к другому работодателю. Если у работника есть желание отработать больше положенной нормы – 7 суток в месяц, то мы, конечно, не будем препятствовать и оплатим "переработку". По ставке выходит, что человек работает сутки через трое – сутки через четверо. Некоторые молодые ребята, имея "ресурс", могут работать сутки через двое или где-то дополнительно выйти "в ночь". Бывает, что ушедшего на "больничный" сотрудника надо подменить, но это всегда происходит только с согласия самого работника. Если фельдшер хочет получить зарплату не 25 тысяч рублей, 50 тысяч – это его право.
– Каковы на сегодняшний день зарплаты у ваших сотрудников?
Л.С.: – Здесь всё зависит от стажа работы и категории сотрудника. Вот, например, фельдшер высшей категории со стажем по ставке получает чуть больше 30 тысяч рублей, а низшей категории фельдшер (это начинающий специалист) получает 23,5 тысячи рублей. Причем, в этом году зарплата наших сотрудников выросла на 10%. Мы стараемся сохранить все выплаты, но, увы, мы же не можем дать больше, чем положено по указу президента.
– Как обстоят дела с автопарком?
Л.С.: – У нас на линию каждый день выходит до 40 машин. Помимо этого имеются еще и резервные машины. Всего в автопарке у нас 52 машины, из них 43 – это авто, у которых срок эксплуатации до 7 лет. У нас есть 9 самых старых машин – 2006 года выпуска. Три из них уже направлены на списание, а шесть стоят в резерве, как "подменные". 12 машин 2013 года, 13 – 2011 года, остальные – 2008 года. В этом году губернатор выделил нам деньги на приобретение еще 10 новых машин, и еще три мы покупаем сами. Я думаю, что рассказы о дряхлом автопарке "Скорой помощи" – это сложившийся стереотип. Может быть, где-то в области и есть несколько действительно старых машин, но в Калининграде другая ситуация.
– А что с оснащением машин всеми необходимыми медицинским оборудованием и медикаментами?
Александр Балаганский: – Абсолютно все автомобили укомплектованы согласно штатному расписанию. Есть в достаточном количестве всё: начиная от лестничных шин, воротников, щитов с фиксаторами, носилки, современные дефибрилляторы, электрокардиографы (а иногда и два, на тот случай, если разрядится аккумулятор) и заканчивая глюкометрами, тест-полосками (они используются при диагностике инфаркта) и различными медикаментами. Я уже не говорю про шприцы, перчатки, маски и бахилы (которые обязательно должны одевать медики, заходя в дом к больному, за исключением очень экстренных случаев).
Л.С.: – Помимо этого, мы приняли решение о приобретении средств, которые не предусмотрены стандартными нормативами. До конца года мы запланировали купить 7 противошоковых костюмов (стоят порядка 30 тысяч). Они очень пригодятся при выездах на ДТП: пострадавших можно будет с меньшими потерями и гораздо благополучнее довезти до стационара.
– Насколько эффективно вашу работу оценивают горожане и вы сами?
Анатолий Рудой: – Если сравнить 2008 год и нынешний: может у нас несколько уменьшилось количество сотрудников, зато эффективность учреждения резко возросла. Теперь мы можем меньшим составом более качественно выполнять работу. Во-первых, потому что было приобретено программное обеспечение, которое позволяет контролировать все звенья, работающие на всех станциях и подстанциях. Во-вторых, появилась система, при помощи которой мы отслеживаем передвижение экипажей, чтобы они ни в коем случае не отклонялись от маршрута. Более того, это позволяет перенаправлять машины на другой вызов (очень удобно в случае пробок). В-третьих: мы можем регулировать количество бригад в зависимости от той или иной ситуации, от количества вызовов – все делается посредством специальных расчетов и формул. Благодаря этому, мы можем рационально, не перенапрягая сотрудников, иметь всегда на посту столько бригад, сколько необходимо. К тому же, мы сейчас можем вызовы правильно дифференцировать: понять какие вызовы первостепенные и бросать "основные силы" туда, где это нужнее.
– Кто-то ведь все равно остается недоволен вашей работой?
Л.С.: – В прошлом году у нас было только 13 жалоб. Большая часть из них – необоснованные. Более того, не было ни одного отказа по оказанию медицинской помощи обратившимся. За все наши "проступки" нас штрафует страховая компания. За несвоевременное прибытие к пациенту, к примеру, с каждой бригады "снимается" 6000 рублей.
– Такие случаи бывают? Что чаще всего не устраивает в вашей работе горожан?
А.Р.: – Ни одна из жалоб, о которых мы упомянули, не связана с несвоевременным приездом бригады "Скорой". Все жалобы начинаются со слов: "Да, "Скорая" приехала быстро…". В большей степени жалобы связаны с "человеческим фактором". Людям, у которых что-то не в порядке со здоровьем или заболел родственник, часто все представляется в негативном ключе. Им кажется, что с ними грубо разговаривают или что-то не так делают…
А.Б.: – Очень часто, если ребенок заболел, родители начинают диктовать приехавшим по вызову медикам, что и как им делать. Из всех непониманий, которые возникают между сотрудниками "Скорой" и гражданами, такие – самые частые.
Л.С.: – Бывает, начинают придираться к медикам, почему те руки не помыли. А наш персонал просто не имеет право пользоваться мылом и полотенцами в доме у пациента – у нас есть специальные дезинфицирующие средства.
А.Р.: – Люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения могут много чего натворить и наговорить. А потом еще и жалобы на нас пишут! Пьяные люди ведут себя агрессивно, нападают на медиков. Один раз нашу бригаду вообще полицейским пришлось вызволять – их такой пациент просто запер в квартире.
– С какими еще трудностями, помимо чисто профессиональных, приходится сталкиваться бригаде скорой помощи во время выездов?
Л.С.: – Бывают "безрезультатные" выезды. Люди иногда вызывают к себе "Скорую", а потом им становится легче и они просто уходят гулять, забывая отменить вызов. Или можно долго блуждать в садоводческих обществах, эллингах, и никто из родственников больного не догадается выйти на дорогу и встретить машину с бригадой. Реальную угрозу представляют домашние питомцы, которых люди почему-то не запирают, ожидая приезда "Скорой". Также приходится опасаться за немедицинское оборудование. Были случаи, когда из машин крали рации, навигаторы. А вот специфическое оборудование за всю историю, что мы помним, ни разу не брали. Бывает, хулиганы бьют наши машины, камни бросают, пинают.
А.Б.: – Кто-то дороги во дворах перегораживает. Знаете, люди во дворах столбики такие забивают, чтобы никто у них под окнами не ездил и не парковался. Бывает, водитель наш хочет через двор проехать, чтобы время сократить, а там тупик. Приходится снова выезжать на центральную улицу и двигаться в объезд. Это очень удлиняет время пути до пациента.
Л.С.: – Бывает и вообще не подъехать к нужному дому. Узкие улицы, на которых еще и припарковались машины. К примеру, возле БСМП столько машин всегда припарковано, что "Скорая" просто не может подъехать к приемному покою. На улице Клинической возле областной больницы всегда затор, который никак не объехать. Наши машины – это не легковушки. Они не такие "верткие", им там вообще не развернуться.
А. Б.: – Фельдшер идет в таких случаях пешком. Если надо транспортировать больного – берет каталку и подвозит сам к подъезду. Вот так довозим, доносим… А что делать?
– А автомобилисты уступают дорогу "Скорой"?
Л.С.: – Нам в последнее время полиция помогает – они проводят рейды, контролируя как двигаются наши машины и как другие уступают им путь. Но ведь такой эскорт тоже нас не всегда может сопровождать. Если где-то стоит пробка, а у нас включен спецсигнал, мы не всегда видим активное содействие водителей. Неохотно люди отъезжают и дают дорогу, а многие даже не пытаются как-то посторониться.