12:16

В молодости я был антисоветчиком и даже сидел за это в тюрьме

  1. Интервью
Владелец ресторана "Песочница" в Сопоте Ян Херманович, повесивший на дверях своего заведения табличку "Не обслуживаем русских", всю жизнь пытается бороться с режимом. Об этом он рассказал в интервью, которое польский журналист Анжей Радунски взял специально для "Клопс.Ru". Ян Херманович сейчас не в Сопоте, с ним удалось поговорить лишь по телефону. 

− Господин Херманович, скажите откровенно: вы или ваши родители потерпели от русских, поэтому вы их не любите?
 
− Нет, мой отец родом из Вильнюса, ни ему, ни, тем более, мне русские не нанесли никакого ущерба.
 
− Значит, социалистическая Польша, находившаяся под влиянием Советского Союза, вам надоела?
 
− Это да. Когда мне был всего 21 год, я работал монтером на судоверфи имени Парижской Коммуны в Гдыне. Активно вел антисоциалистическую деятельность. Организовал забастовки. Получил за это три года строгого режима в тюрьме в городе Потулица. По амнистии был освобожден спустя два с половиной года. Работал в разных учреждениях и на предприятиях. 20 лет назад стал владельцем ресторана "Песочница". В ноябре в знак солидарности с  тем, что происходит на Майдане в Киеве, повесил над своим рестораном украинский флаг.
 
− А откуда вдруг ненависть к рядовым гражданам России?
 
− За молчание. Они молчат, и это ужасно. Если кто-то не протестует, он тоже виноват, потому что невозможно быть безразличным. Редко, но заходили ко мне те, кто не поддерживает Путина. Произносили даже тост за свободную Украину. Однако я боюсь, что Путин уже не остановится и уничтожит остальную часть Украины экономическим путем. Он не разрешит присоединить Украину к Западной Европе.
 
− Разве народ в этом виноват?
 
− Еще несколько лет назад я наивно рассчитывал, что калининградцы пойдут в сторону европейских ценностей, а увидел ужасный менталитет. Не могу понять, почему калининградцы так бездумно поддерживают своего президента.
 
Санкции Евросоюза – глупые шутки. Поляки встревожены, однако немногие готовы протестовать. В 1939 году тоже все было тихо, но это была тишина перед грозой. Я лично боюсь агрессии со стороны России. Как показывает история, союзники могут нас оставить в одиночестве.
 
Поступок Яна Хермановича специально для "Клопс.Ru" прокомментировал мэр Сопота Яцек Карновски.
 
− Я очень быстро среагировал, сказал ему, чтобы не ровнял всех под одну гребенку, чтобы отменил свой протест. И он действительно снял объявление о том, что не обслуживает русских. Написал, что не обслуживает тех, кто поддерживает Путина. Но что греха таить − проблема существует. Это война на Украине. Там гибнут люди, и другие люди имеют право протестовать разными способами. Думаю, однако, что протест, направленный против всех русских, неприемлем. Но с теперешней формулировкой можно в какой-то степени согласиться. Мы хотели бы быть открыты для всех русских, но хорошо бы было, чтобы они не вели тихую войну с другим народом.
 
По словам владельца известной гданьской пекарни и гостиницы Анжея Шидловски, подавляющее большинство поляков доброжелательно и очень вежливо относится к гражданам России.
 
− Для владельцев гостиниц и ресторанов это лучшие клиенты, и пусть приезжают чаще. Такие люди, как этот ресторатор из Сопота, путают бизнес с политикой. Это не приводит ни к чему положительному. Самое грустное, что отдельные примеры ксенофобии встречаются даже среди подростков. К моим знакомым (муж – поляк, жена – русская) часто приходит 10-летний польский мальчик. Он дружит с тремя братьями из польско-русской семьи, им по пять-десять лет. Однажды во время ужина он сказал, что не любит Россию и хочет, чтобы ее команда проиграла в проходящем в Гданьске чемпионате мира по волейболу. На это высказывание первым отреагировал пятилетний мальчик. Со слезами на глазах он спросил: "Как ты можешь не любить Россию? Там же живет моя бабушка. Я ее очень люблю, и Россию люблю…"