09:00

В Особую экономическую зону войдет туристическая сфера

  1. Интервью
На совещании, посвященном развитию калининградской Особой экономической зоны (ОЭЗ), с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было обозначено 16 проблемных для региона и бизнеса вопросов. Все нормативные документы, которые помогут в дальнейшем разработать механизм работы особой экономической зоны в Калининградской области, будут подготовлены до 1 июля. О чем еще шла речь на встрече с главой российского правительства в интервью "Business FM Калининград" рассказал министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Дмитрий Чемакин.
 
− Во вторник в Калининградскую область приезжала делегация в составе премьер-министра России Дмитрия Медведева и еще ряда федеральных чиновников. Дмитрий Александрович, по словам губернатора Николая Цуканова, впервые совещание по проблемам отдельного региона проводилось не в Москве, а именно на территории области, которой этой проблемы касаются. Скажите, пожалуйста, является ли это каким-то показателем отдельного внимания федерального центра к нашему региону?
 
− Безусловно, прежде всего, это показатель того, что по проблем разных направлений − транспортной обеспеченности, социально-экономического развития, госпрограмм, ФЦП − принимаются взвешенные, частные решения, но назрело время комплексного взгляда на развитие экономики. Тем более, есть поддавливающие факторы: "проблема 2016 года" и развитие региона к ЧМ в 2018 году.
 
В целом ожидания бизнеса за последние годы накопились, и такое серьезное совещание было необходимо: впервые кабинет министров, от которого зависит развитие области по многим направлениям, и вице-премьеры, и спикеры Госдумы и наши депутаты − все вместе работали целый день, с утра и до позднего вечера. Это серьезное мероприятие, нельзя его недооценивать, но и, конечно, не надо сегодня говорить о том, что это ключевой элемент, это поворот. Очень многое будет зависеть от того, какие поручения мы сформулируем вместе с аппаратом правительства, и их утвердит премьер. Какие решения в дальнейшем будут приняты по этим поручениям... это очень важный момент, и над ним сейчас работает министерство экономики, правительство области вместе с аппаратом федерального правительства.
 
− Скажите, какие из предложений Медведева могут быть решены в первую очередь?
 
− Базовым посылом в целом и темой для беседы было социально-экономическое развитие Калининградской области за пределами 2016 года - на долгосрочный период. Было необходимо определить правила работы, говорить, прежде всего, об обеспечении устойчивого развития, не только о сохранении некого статуса-кво с 2016 года, о котором мы достаточно много говорим. Появляются таможенные пошлины, появляется НДС, поэтому речь шла обо всем комплексе мер.
 
Да, действительно, цифра 16 прозвучала, это такой набор предложений, который, прежде всего, включал  и вопросы субсидирования. И вопросы выравнивания транспортных тарифов, тарифов на электричество, на газ, который за последнее время существенно вырос, вопросы развития системы образования, вопросы развития морского портового сообщения.
 
Давайте поговорим о каждом, если есть такая необходимость, но базовый посыл: Калининградская область должна быть интегрирована в экономику Российской Федерации. Это невозможно без выравнивания и создания нормальных транспортных условий. Тарифная составляющая и тарифная политика Литовской Республики или перемещение товаров через Белоруссию удорожают наши товары, увеличивают его стоимость и стоимость издержек на транспорт  в разы.
 
Создать конкурентную экономику на таких условиях практически невозможно. Поэтому одним из важнейших вопросов была  транспортная доступность, транспортное обеспечение вывоза нашей продукции на остальную территорию Российской Федерации. Это правильный и честный подход: с одной стороны регион говорит, что готов развиваться без того механизма таможенных льгот, который прекращает свое действие в 2016 году, а с другой стороны мы предложили механизм, когда экономическое пространство региона будет в равной доступности для наших продукций при поставках в субъекты Российской Федерации.
 
Сегодня, только отменив льготы, только применив механизмы субсидирования, невозможно создать конкурентную экономику в регионе. Поэтому был предложен и детально обсужден  с губернатором и министрами механизм по выравниваю тарифов, по субсидированию тарифа, связанного с железнодорожными перевозками, по механизму субсидирования и уменьшения затрат на перевозку на автомобильном, морском транспорте.
 
Есть давящие механизмы в виде норм ВТО, которые запрещают прямые субсидии на экспорт, например, прямые субсидии в адрес государственных монополий. Но есть и разрешенные механизмы. Здесь уже работает наше умение и знание норм ВТО, чтобы осуществить субсидирование производителям (а прежде всего мы хотим сохранить производителя), субсидирование производителям, уменьшение затрат прежде всего производителям.
 
Этот механизм был обсужден, он вызвал определенные споры, но в итоге все согласились с тем, что и до 1 июля в правительство Российской Федерации будет внесено постановление о механизме компенсации, о механизме субсидирования, о механизме выравнивания затрат на перевозку продукции между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации и стран таможенного союза. Этим мы гарантируем нашим производителям, как с точки зрения вывоза продукции, так и с точки зрения поставки сырья и комплектующих, равные конкурентные условия по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
 
 Также прозвучало предложение  компенсировать предприятиям убытки, которые они могут понести после окончания переходного периода с 1 апреля 2016 года, определенными суммами денег. Это, по-моему, предложил Минэкономразвития, но была оговорка: не все предприятия получат эти субсидии. По каким критериям предприятия планируется выбирать?
 
− Речь идет о том, что, признавая увеличение после 2016 года транспортной, налоговой нагрузки на предприятия-производители, которые работают в Калининградской области, в качестве меры поддержки были предложены поддержка рынка труда, поддержка предприятий, которые обеспечивают рабочие места, развитие производства, здоровую конкуренцию.
 
Такие предприятия у нас есть. В регионе зарегистрировано более 700 предприятий, которые сегодня занимаются производством продукции, поставками на остальную территорию Российской Федерации. Наше предложение заключается в следующем: предприятия, которые сохраняются и видят свое развитие за пределами 2016 года, у которых возникает дополнительная нагрузка в виде необходимости уплаты налогов, в виде увеличения транспортных издержек, будут получать субсидии на развитие рынка труда, на сохранение заработной платы, на увеличение объемов производства, применительно к своим показателям работы.
 
Безусловно, будут условия предоставления субсидий: сохранение рабочих мест, увеличение производительности труда, налоговая история, отвечающая и подтверждающая производство и развитие. То есть хороший, долгосрочный вариант. Есть определенные вопросы к механизму предоставления этих субсидий. Поэтому мы предлагаем, и федеральный центр с этим согласился, перечислять эту субсидию на отдельные счета регионального бюджета с тем, чтобы региональный бюджет, исходя из критериев развития, дальше эту субсидию передавал.
 
Целевая субсидия на развитие рынка труда, на поддержку производительности, на поддержку производства продукции. Это поддержка не рынка посредников, это поддержка даже не рынка торговли, а, прежде всего, производителей Калининградской области, которые сегодня работают в условиях Особой Экономической Зоны и за пределами 2016 года почувствуют изменения, прежде всего, налоговых правил работы.
 
 Дмитрий Александрович, на ваш взгляд, насколько сильным стимулом для того, чтобы стать резидентом Особой Экономической Зоны, станет предложение о снижении объема инвестиций с 150 до 50 миллионов рублей?
 
− Механизм Особой Зоны включает в себя предложение по изменению законодательства Особой Зоны, включает в себя несколько направлений. Само по себе снижение со 150 до 50 миллионов рублей − это только один шаг. Его нельзя рассматривать отдельно, не говоря уж о том, что мы предлагаем начинать исчислять период льготного освобождения только после запуска объектов инвестиций.
 
Мы предлагаем расширить перечень видов деятельности, которые могут быть в Особой Экономической Зоне, в частности на туристско-интеграционную деятельность, которая сегодня формально не попадает под требования "Закона 16", под деятельность Особой Экономической Зоны. Это даст развитие туристическому кластеру. Вместе с компенсацией транспортных издержек, вместе с дотациями на развитие производства, хранение рабочих мест, увеличением налоговой базы оборота продукции, изменением механизма Особой Зоны, с предложением снижения ставки платежей во внебюджетные фонды до 14%, применительно к локальным территориям.
 
В целом, это новое видение экономики, которое, на мой взгляд, имеет место быть. Это то, что предлагало наше общественное и профессиональное объединение, это то, что предлагал в свое время Союз промышленников и предпринимателей, это та работа, которая велась в рамках создания нового закона Особой Экономической Зоны. Это та работа, с которой наши предприниматели в рамках Балтийского делового клуба и Торгово-промышленной палаты неоднократно обращались.
 
Сейчас очень важная задача − зафиксировать все предложения и создать реальные механизмы их реализации.