10:11

За тем, куда управляющие компании тратят деньги, должны следить чиновники!

  1. Интервью
Председатель комитета по экономической политике областной Думы Александр Кузнецов в интервью "Business FM – Калининград" рассказал о том, когда калининградцы начнут платить первые взносы за капремонт, на что пойдут деньги, и почему некоторые депутаты зарабатывают на законе политические очки.
 
– В ближайшее время будет рассмотрен во втором чтении проект закона Калининградской области о внесении изменений в закон о капитальном ремонте. В чем заключаются эти изменения, ведь уже был принят в конце прошлого года?

– Это был непростой законопроект. Калининградские законодатели, только когда назрела ситуация  с необходимостью принятия, уже инициировали ряд предложений на уровне Госдумы, как надо подкорректировать документ. Мы инициировали изменения в Жилкодекс и они были поддержаны, и теперь мы эти требования должны отразить в новой редакции закона.
 
Самые яркие наши поправки: собирать взносы с населения на капремонт спустя восемь месяцев после опубликования программы регионального капитального ремонта. А раньше было четыре. Или так: если вы первоначально не имели никакого решения, где накапливать деньги, то автоматом попадали в общий котел к региональному оператору. И для принятия решения вам давалось всего лишь два месяца после опубликования программы. При не очень большой активности  наших жителей почти наверняка большая часть попала бы  в этот котел. Но большинство хочет открыть специальные счета и самостоятельно управлять своими деньгами. Эта инициатива была тоже отработана, шесть месяцев теперь. За полгода уж только ленивый человек не примет соответствующее решение.
 
С другой стороны, мы реагируем на те вызовы, которые формируются либо в среде наших оппонентов, либо в среде общественного мнения. И законодатели тоже разные бывают. Есть те, кто просто говорит, чтобы набрать политические очки. Есть те, кто работает. Всегда кто-то должен пахать, не все же песни поют и пляшут. И оппоненты зачастую какими-то тезисами бросают, достаточно провокационными.
 
У всех недоброжелателей закона на языке “Закон о приватизации жилого фонда” 1992 года. Суть коротко: человек приватизировал жилье в 90-х годах, а на момент приватизации своей квартиры  у него какое-то общее имущество дома требовало капитального ремонта, например, дымоход. Статья 16 закона гласит, что бывший собственник должен отремонтировать данный дымоход. А тут получается, что мы собираем взносы с людей, и дымоход будет ремонтироваться за эти взносы. И тут есть, как минимум, несправедливость, как максимум какая-то правовая коллизия. Как из нее выйти? Жилищный кодекс решения не нашел, но мы люди подготовленные, мы нашли. Я инициатор поправки, которая, на наш взгляд, позволит эту коллизию снять. Она гласит, что деньги, собранные жильцами в виде взносов, не могут расходоваться на ремонт того общего имущества, которое подпадало под необходимость ремонта за счет бывшего собственника. То есть в этом законе будут такие положения, которые обяжут выделять государственные бюджетные средства на то, чтобы отремонтировать это имущество, а взносы, собранные на капремонт, будут использоваться на другие виды работ, которые под данное требование попадают.

– Закон о капремонте сразу после принятия его Облдумой вызвал очень много споров, многие жители им недовольны. Один из самых популярных вопросов: зачем должны делать взносы жители домов, признанных аварийными.

– Достаточно известные люди, обличенные полномочиями, в том числе депутатскими, заняли деструктивную позицию по отношению к населению – вместо того, чтобы общаться с ним, собирать предложения, разъяснять им весьма непростые нюансы. Где-то успокаивать общественное мнение, где-то дискуссии конструктивные организовывать. Ведь это непростой закон с точки зрения нормативной базы. А они просто занимались провокациями. Это ж кто-то эту мысль в голову к людям вложил, кто-то их обманул, говоря о том, что живущим в аварийном фонде придется тоже платить взносы.
 
Но в законе содержится норма, которая гласит: жители аварийных домов не платят эти взносы вообще! Более того, параллельно с ведением этого закона реализуются государственная и региональная программа расселения людей. То есть, если закон будет действовать, и программа капремонта регионально будет реализовываться, то мы получим из федерального  бюджета необходимое количество средств, чтобы расселить эти жилые дома. Если система действовать не будет, тогда мы этих денег не получим и дома не расселим. Почувствуйте разницу.

– Вот есть еще такой вопрос: сейчас половина денег, которая взимается в качестве платы за обслуживание жилья, уходит на зарплаты и содержание управляющих компаний. На что уходит вторая половина – этот вопрос остается открытым, по крайней мере, для населения. Будет ли проведен какой-то тотальный аудит по управляющим компаниям, чтобы понять, сколько вообще денег на счетах домов хранится?

– Еще одна наша большая беда – это качество муниципального управления и, скажем так, качество хозяйственной деятельности. Если мы посмотрим закон, организация обслуживания жилого фонда - это ответственность органов местного самоуправления. Повторю еще раз,  качество очень низкое. И проявляется оно, в том числе, в достаточно неэффективной деятельности многих, не скажу что всех, управляющих компаний.
 
Закон и нормативные акты, которые действуют в нашей области, позволяют эффективно, без нанесения какого-либо ущерба потребителю, то есть жителю, организовать работу УК. Расписано буквально все. Дальше - только хороший контроль и организующее начало со стороны местного самоуправления.
 
Если вопросы, которые мы сказали, до сих пор стоят - куда деваются деньги, почему половина идет туда-то и туда-то, это просто говорит о том, что еще пахать и пахать нашим уважаемым мэрам, администрациям, советам депутатов и так далее. Это не компетенция Областной думы, но помощь свою, в любой ситуации, в практической жизни, мы готовы оказывать. При заключении договора с управляющей компанией должна рассматриваться, смета, в которой записано, куда каждый рубль должен быть потрачен, и может быть потрачен, при условии, что жильцы соглашаются с этим тарифом. Условно, тариф за метр квадратный 10 рублей, из них 2 рубля на заработную плату УК, 1 рубль на содержание дворника, 2 рубля на ремонт детских площадок и так далее. Все должно быть расписано. Повторю еще раз, если кому-то нужна помощь, начиная от дружеского совета или хорошей товарищеской дубины, то обращайтесь, мы готовы в этом деле в рамках закона участвовать.

– На днях стало известно, что российский фонд содействия реформированию ЖКХ приостановил финансирование работы в Калининградской области. Это обстоятельство как то повлияет на закон о капитальном ремонте домов?

– Я по характеру своему уравновешенный человек, но эта ситуация выводит меня из равновесия. Все прекрасно знали, и государство никого не дезориентировало, что если в установленные сроки не исполнять требования жилищного кодекса, не разрабатывать и не принимать необходимые  нормативные акты, то можно выпасть из действующей системы РФ, которая оказывает финансовую помощь регионам.
 
В частности, по организации капитального ремонта имущества в многоквартирных домах. Но в числе моих коллег постоянно присутствуют люди, которые талдычат только одно: "Давайте отложим, давайте проведем еще какое-то широкое обсуждение". Государство отвечает: "Ради бога, обсуждайте хоть пять лет, но если вы закон по капремонту не реализовываете, значит, вы субсидии на его реализацию не получаете".
 
Прилетела первая ласточка, но на очереди вторая. Если мы в конце мая эту программу не доработаем, то есть не продолжим работу по реализации требований закона о капитальном ремонте, то с нас взыщут те деньги, которые мы в предыдущие годы, по 185-ому закону получали на капремонт, а это уже сотни миллионов рублей. Cейчас там 127 назвали, да, а в мае это уже будет, может полмиллиарда или больше. И мы будем полностью отстранены от тех денег, которые выделяются нашему региону на расселение аварийного жилья.
 
Сегодня ситуация выглядит так: калининградцы в лучшем случае, с марта следующего года начнут вносить взносы. Год у нас есть на доработку закона. Но мы не можем останавливаться на этом пути, потому что мы окажемся в ситуации, когда платить за капремонт будете вы из своего собственного кармана при поддержке муниципального комитета Калининграда, Балтийска, Черняховска и т.д. Это недостаточные средства для того, чтобы решить ту большую проблему, перед которой мы сегодня с вами стоим. Мы не можем вести себя так, чтобы отказаться от мощных вливаний из областного бюджета и федерального бюджета. А для этого надо работу продолжать, ни в коем случае не переносить сроки исполнения нашего закона о капитальном ремонте.

Один из важных для меня вопросов: какая свобода выбора остается у калининградца. Вот, говорят, что тут 100 тысяч подписей соберут против этого закона. Это вызов в хорошем смысле этого слова, не прислушаться к которому нормальный депутат не может. Мы должны найти такой вариант, чтобы люди получили право повлиять на конечное решение, непосредственно, но потом за него отвечать. Сегодня у нас нормально с капитальным ремонтом и состоянием жилого фонда? Ответ – ненормально. И случилось это, потому, что действовал принцип добровольности. Хочу – плачу и ремонтирую, не хочу – не плачу, и пусть течет. И поэтому реакция государства через 23 года этого бардака была абсолютно очевидной: добровольно не получается, давайте будем делать обязательно, со всем набором преференций и льгот, социальной защитой и тому подобное. Но, видите, как у нас получилось, вся страна почти уже все нормально реализует, а мы еще с вами обсуждаем, но для депутата это нормальный режим: я обязан обсуждать, я обязан слышать, слушать и принимать решения.