18:07

Во время ЧМ-18 жители города не должны страдать из-за транспорта

  1. Интервью
Каковы требования ФИФА к городам-участникам Чемпионата мира по футболу-2018? Как изменится центр города к началу турнира? Как повлияет на это то, какие именно команды сыграют в Калининграде? На эти и другие вопросы ответил руководитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Александр Башин.
 
– На прошлой неделе вы представили в региональном правительстве схему развития дорожно-транспортной инфраструктуры Калининграда в рамках подготовки к ЧМ-2018. Что она из себя представляет и какие изменения было предложено внести?
 
– Схема представляет из себя комплекс мероприятий, связанных с обеспечением транспортом на территории Острова на период проведения Чемпионата мира в соответствии с требованиями ФИФА. Мы представляли достаточно большой материал, связанный с расчетами, нагрузками, размещением парковок, выполнением всех требований, обязательных с точки зрения безопасности при проведении чемпионата.
 
Какие были замечания? Самое главное из них заключалось в том, чтобы не нагружать набережную возле стадиона, а перераспределить потоки с улицы Дзержинского на Литовский вал и, возможно, сделать небольшой тоннель под Солнечным бульваром. Это позволит в том числе и перераспределить общественный транспорт, и убрать дорогу вдоль набережной за стадионом.
 
– Вы упомянули про общественный транспорт. Как планируется организовать его работу на время проведения ЧМ-18? Будут ли испытывать какие-то неудобства калининградцы, которые не очень интересуются футболом?
 
– Первое требование ФИФА заключается в обеспечении фоновых перевозок. Оно говорит о том, что во время проведения Чемпионата мира жители города не должны страдать. Они должны быть в приоритете при проведении транспортных расчетов. Грубо говоря, люди должны ездить во время турнира также, как и до него. А все, что связано с проведением чемпионата, – это плюс к тем транспортным нагрузкам, которые существуют на сегодняшний день.
 
– На заседании правительства, о котором мы говорили, речь также шла о трех новых мостах. Сначала их хотели сделать пешеходными с возможностью проезда спецтранспорта, но потом прозвучало предложение один из них сделать полностью доступным для транспорта, в том числе и после окончания турнира. С чем это связано и о каком именно мосте шла речь?
 
– У нас спланировано три моста. Первый – пешеходный от Дворца бракосочетаний и перспективной фан-зоны к стадиону через Солнечный бульвар. Второй – транспортно-пешеходный от улицы Дзержинского на Остров. И последний – с улицы Грига на Остров параллельно существующей заправке, которая сейчас там находится. Какие задачи выполняют эти три моста? Первый обеспечивает взаимосвязь между фан-зоной и стадионом. Ориентировочно в этом направлении должны передвигаться 15 тысяч человек после окончания матча. Два остальных моста на период проведения чемпионата будут использоваться как пешеходные. Их задача обеспечить взаимосвязь между Южным вокзалом и стадионом, и между стадионом и Московским проспектом, где также предполагается сделать транспортный пересадочный узел. Ориентировочная нагрузка на эти два моста – 5-6 тысяч человек после каждого матча.
 
– На прошлой неделе также стало известно, что в Калининграде, согласно концепции проведения Чемпионата мира, пройдет пять матчей. Какие команды в них сыграют, мы узнаем только в декабре 2017 года. Как отразится то, кто к нам приедет, на потоке болельщиков? Имеет ли это какое-то значение?
 
– Конечно. Например, если у нас будут конфликтные матчи (например, Англия – Германия), то нам, как минимум, необходимо задействовать две фан-зоны и перераспределять потоки таким образом, чтобы болельщики уходили в разных направлениях. И эта схема позволяет решить эту задачу. Тогда мы задействуем Центральный парк культуры и отдыха, куда пойдет одна группа болельщиков, а вторая уйдет к Дому советов. Кроме того, количество болельщиков будет разным. Если будут играть, например, ЮАР и Бразилия, то не так много фанатов этих команд смогут к нам прилететь. Но если будут играть европейские команды, то количество болельщиков может увеличиться в 5-7 раз по сравнению со вместимостью стадиона.
 
– Какой опыт иностранных коллег вы учитываете при подготовке к чемпионату мира?
 
– Естественно, мы знакомимся с тем опытом, который есть – проведенные недавно чемпионаты Европы в Польше и Украине, мира – в ЮАР, опять же сейчас по чемпионату в Бразилии будут цифры. На сегодняшний день сделана общая концепция проведения турнира в России. То есть по всем городам выставлены определенные цифры и даны рекомендации, какой вид транспорта задействовать на эти мероприятия. В соответствии с этим первичным документом разрабатывается общая концепция для региона. Тогда появляется логистика – как, кто и куда передвигается.
 
– Не так много времени осталось до окончания срока приема заявок на участие в проекте "Сердце города". Известно ли, сколько компаний на данный момент изъявили желание поучаствовать в нем?
 
– Пока нет. Мы дождемся результатов сбора всей информации и тогда сможем достоверно объявить, кто зарегистрировался и кто примет участие. Пока я таких сведений не имею.
 
– Несколько раз в Калининград приезжали знаменитые европейские архитекторы (Ханс Штимман, Ян Гейл). Насколько их советы по развитию архитектуры и дорожной сети города применимы в наших условиях?
 
– Безусловно, они обладают огромным европейским опытом. Я сам недавно ездил в Дрезден и Берлин, изучал инфраструктуру как к Чемпионату мира, так и просто смотрел, как там все происходит (в Берлине прошли 6 матчей чемпионата мира по футболу 2006 года, в том числе финальная игра. – Прим.). В Европе накоплен очень большой опыт по развитию транспорта. Так называемые, интеллектуальные системы управления улично-дорожной сетью. К сожалению, у нас на сегодняшний день их нет. Это грубо говоря, когда вся светофорная часть города интегрирована в общую компьютерную систему и работает как единый механизм. Такими системами обеспечены практически все крупные и средние города Европы. Этот опыт, конечно, весьма интересен. Мы тратим очень большие деньги на создание транспортной инфраструктуры, но, к сожалению, не управляем интеллектуальными системами.