19:53

Калининградская область проходит годы наибольшего вызова и сложно добываемых успехов

  1. Интервью
- Анастасия Леонидовна, среди экспертов каждый рейтинг экономического развития вызывает немало шума. Объясните, пожалуйста, обычным жителям Калининградской области, каково реальное положение нашего региона среди других субъектов РФ? Какие факторы нужно учитывать, чтобы получить объективную оценку?
 
- Место Калининградской области в общероссийских рейтингах только подчеркивает специфику эксклавной территории, развитие которой годами поддерживалось за счет преференций ОЭЗ. Сейчас региону всё сложнее «добывать успехи», но регион достойно справляется с трудностями, - считает министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова, оценивая экономические показатели региона за последние десять лет.
 
Экономическая система любого региона в редких случаях подвергается резким изменениям, хоть в лучшую, хоть в худшую сторону. Настоящий момент обычно представляет собой следствие многочисленных предшествующих событий и решений. Для Калининградской области это даже более справедливо, чем для многих других субъектов Российской Федерации. Наш регион не только "колебался" в своем развитии вместе с конъюнктурой цен на нефть и общегосударственными реформами, но в не меньшей степени его текущее положение сложено теми экономическими преобразованиями, которые реализовались в рамках особой экономической зоны.
 
Можно начать с того, что к концу 1980-х уровень экономического развития Калининградской области примерно соответствовал среднему по России. Однако в период 1990-х спад промышленного и сельскохозяйственного производства оказался более глубоким: если к 2000 году промышленные производство в РФ составляло 48% от уровня 1990 года, то в Калининградской области этот уровень составлял всего лишь 16%. Можно считать, что все последующие годы регион старался восстановить свой потенциал и создать  устойчивые позиции в новых условиях.
 
Динамика промышленного производства, в процентах к 1990 г.
 
На основе данных: Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики.
 
Если рассматривать развитие области в рамках современной истории России (1990-2012), то последовательный рост - даже с учетом кризиса 2008 года - приходится только на период 2000-2012 годов (оценивать на данный момент 2013 год сложно виду отсутствия данных по году). Хотя и на протяжении этого времени регион развивался неравномерно, включая падение в 2009 году и восстановительный рост 2010-2012 годов.
 
 
Валовый региональный продукт Калининградской области, как итог всей производственной деятельности на территории, наибольшего своего роста достиг в 2006-2007 годах, а следующий взлет пришелся на 2010-2012 годы.
Такая же картина и по другим основным экономическим показателям: внешнеторговому обороту, промышленность производству, сельскому хозяйству, объему инвестиций.
На основе данных: Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики.
 
На графиках динамики социально-экономических показателей региона с очевидностью можно выделить четыре периода: 2000-2005 гг. медленного роста на фоне системных федеральных реформ во время работы губернатора В.Егорова. Правительству Г. Бооса пришлось встретить как оптимистичные 2005-2008 гг. на фоне резкого роста цен на энергоносители и такого же роста возможностей федерального бюджета, так и кризис 2008 и его последствия в 2009-2010 гг.; 2011-2013 гг. действующего регионального правительства - годы наибольшего вызова и сложно добываемых успехов. "Сложно добываемых" - поскольку в отличие от 2005-2008 гг. последние три года приходятся на время не улучшающейся, а ухудшающейся ситуации в мировой экономике, возврату к временам дефицитного бюджета страны и нерешенных основных системных проблем в экономической системе области.
 
Несмотря на бурный рост до кризиса 2008 года основные ограничения развития региона в долгосрочной перспективе решены не были. Необходимой капитализации доходов тех лет не произошло: мы вошли в трудные времена всё с теми же ограничениями в энергетике, транспортной логистике, структуре производства, недостатком компетенций и материальной базы для производства. Наверное, будь областные власти того периода более прозорливыми, можно было гораздо раньше поставить вопрос о "Северном потоке", задуматься о рисках отмены таможенных льгот на ввоз в основную территорию страны, больше вложиться в производственную инфраструктуру...
 
А так Калининградская область продолжала уступать по большинству показателей среднероссийскому уровню: низкая норма добавленной стоимости (18% в среднем по обрабатывающим производствам), недостаточная производительность труда (78% от уровня РФ), невысокая фондовооруженность предприятий (57%), низкая инновационность (в 22 раза меньше среднего уровня производства инновационных товаров и услуг на душу населения).
 
Удивительно, но недостаток внимания к экономическим проблемам региона не распространялся на показатели уровня жизни населения. Так, сохранялся благоприятный тренд в части естественного прироста населения, в том числе, за счет введения в 2006-2007 гг. новых мер поддержки семей (материнский капитал и др) и национального проекта в сфере здравоохранения, а в 2011-2012 гг. за счет реализации программ модернизации здравоохранения.
 
Показатели социально-экономического развития Калининградской области, превосходящие средние по РФ (2012 г.) РФ=100.
 
 
На основе данных: Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики.
 
Таким образом, к 2011-2012 году регион подошел с высокими требованиями к уровню жизни и нерешенными системными экономическими проблемами.
Что касается поддержки из федерального бюджета и бюджетных инвестиций в целом, то они на протяжении всех последних лет были устойчивым источником поддержки развития региона, за исключением трудного 2010 года. На данный момент уровень федеральной поддержки не уступает докризисному периоду, а с учетом двойного увеличения объемов Федеральной целевой программы развития Калининградской области в соответствии с принятым бюджетом страны на 20014-2016 годы, уверено превысит его. Это особенно ценно в условиях сужающихся возможностей федерального бюджета.
 
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, млн. руб.)
 
На основе данных: Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики
 
В этих условиях в разное время по-разному строилась система приоритетов региональных органов власти.  Так, например, уровень газификации в 2000-2005 гг. составлял  39,97 %; за 2006-2010 гг. достиг 50,72 %, а за период 2011-2013 гг. – 57,73% (почти в два раза выше предыдущего периода). Обеспечение мест в детских садах в 2000 году составляет 23,9 тыс. детей; в 2005 году – 26,8 тыс. детей; в 2010 году – 32,1 тыс. детей; в 2013 году уже 35,7 тыс. детей. На 2011-2013 годы приходится львиная доля введенных мощностей очистных сооружений. В 2008 году  – п. Донское; в 2011 уже Правдинск, п.Илюшино Нестеровского района, Балтийск; в 2012 году – Краснознаменск, Гусев, Полесск, а в 2013 году – Гурьевск, п.Коса, Б.Исаково, Багратионовск, Озерки, Совестк, Светлый, Калининград. Дорожное строительство в части ремонта дорог активно развивалось в 2006-2010 годах (260-400 км в год). К 2012 году акцент переместился на новое строительство и капитальный ремонт (25-40 км в год) не считая финансовой поддержки из областного бюджета на ремонт муниципальных дорог.
 
Противоречивое «наследство» региона выразилось и в итогах оценки эффективности деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации недавно проведенной Минрегионом России. Если почти по всем показателям, характеризующим уровень жизни (смертность, продолжительность жизни, обеспеченность жильем) Калининградская область занимает неплохие места и даже входит в десятку лидеров, то большинство экономических показателей ставят нас во вторую половину списка. Так по уровню безработицы по методике МОТ Калининградская область на протяжении 2008-2012 годов занимала 65-74 места, по уровню инвестиций в 2009-2012 годах 27-34 места, по доле валового регионального продукта области в структуре ВВП России 0,55-0,60%, по доле Калининградской области в России по инвестициям в основной капитал 0,55-0,7%.
 
Отдельно можно остановиться на такой оценке уровня жизни как оценка удовлетворенности населения. За последние шесть лет (с 2007 по 2012 год) эти показатели медленно улучшались, при этом наибольшее улучшение ситуации видно в период 2011-2012 годов:
 
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
 
Удовлетворенность населения медицинской помощью, %/ место
 
16,2
 
17,3
 
21,5
 
20,3
 
26,7
 
27,7
 
83
 
83
 
83
 
83
 
79
 
79
Справочно: РФ
30,9
32,8
34,5
34
35,7
35,4
Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами, %/ место
 
76
 
76
 
11,4
 
10,4
 
14,3
 
15,7
 
82
 
82
 
82
 
81
 
73
 
74
Справочно: РФ
20,4
20,1
20,8
24,5
24,2
25,3
Обеспечение безопасности населения региона  от чрезвычайных ситуаций, %/место
 
 
17,3
 
 
17,3
 
 
14,7
 
 
12,4
 
 
18,5
 
 
18,2
 
76
 
76
 
76
 
77
 
71
 
75
Справочно: РФ
 
27,1
26,8
27,3
24,8
27,2
 
Подводя итоги, можно сказать, что вся предыдущая история развития региона говорит о том, что перед действующим правительством стоит сложная задача: сохранить и обеспечить рост качества жизни при одновременной тяжелой внутренней перестройке экономики. Такие задачи редко берутся решать одновременно, однако пока нам это неплохо удается, учитывая, что при даже при большем, чем в России падении в 2008-2009 гг., к 2013 году по ряду показателей экономика стабилизировалась и вышла на до кризисный уровень. А в социальной сфере успешно решаются задачи ее развития будь то по строительству детских садов, развития системы здравоохранения или выполнения указов Президента по роста заработной платы в бюджетном секторе.