11:41

В ресторанном бизнесе выживут заведения для хипстеров

  1. Интервью

В проекте журнала "Королевские ворота" − "Пессимистам здесь не место" − руководители ведущих отраслевых компаний сделали оценку ушедшего года и предположения на будущее.

Первое − с гендиректором "Правдинское Свино Производство" Томасом Норгардом читайте здесь.


Второе интервью − с маркетологом торгового дома "Европа" и ресторанного дома Крупицких Анной Захаровой

– Я принадлежу к тем, кого в известном анекдоте называют информированным оптимистом. Ресторанный бизнес и ритейл глобально не росли. Не ожидается большого роста и в 2014 году. В компаниях можно будет увидеть положительные результаты только за счет работы над эффективностью. Появления новых игроков тоже не предвидится, потому что вход на рынок достаточно дорогой. Сегодня не 90-е годы, и любое дело требует глубокой профессиональной проработки. Думаю, в этом плане сюрпризов не предвидится, разве что москвичи или европейцы решат открыть бизнес в Калининграде, но рассчитывать на такой вариант не стоит – калининградский рынок небольшой.

Если говорить о ресторанном бизнесе, он завязан на показатель роста дохода населения. Корреляция дохода населения с ростом ресторанного бизнеса составляет около 99%. Если верить обещаниям правительства, рост зарплат в следующем году составит 3% – чуть меньше, чем в этом году. Может быть, как раз эти 3% погасятся изменением курса евро-доллар.

Я часто использую показатель «свободные денежные средства» (СДР). Средняя заработная плата калининградца – 24 000 рублей, в наступающем году, как обещают, она вырастет на 3,3%. Из этой суммы вычитаем инфляцию и обязательные платежи, расходы на питание, учитываем индекс потребительских цен, и… – остается маленький кусок,  который и делится между тратами на одежду, обучение, лекарства,  развлечения – на жизнь. В основной массе населения данный показатель падает на протяжении последних трех лет: несмотря на то что заработная плата растет, на нее можно купить все меньше товаров и услуг. К тому же, если у человека появляется дополнительный доход, он обычно откладывается и не поступает на потребительский рынок.

В 2014 году потребительский спрос будет падать – это тенденция, характерная для всей страны. Не стоит уповать на близость  Еврозоны – мы будем следовать общероссийскому сценарию: в стране развиваются сети и площадки для продаж, но никто не инвестирует в серьезные вещи — производственную базу или новые технологии. Чтобы заработать, солидные бизнесмены направляют деньги за рубеж, а не вкладывают в средства производства здесь.

В ресторанном бизнесе будут выживать те предприятия, у которых получится сосредоточиться на уже существующих клиентах. Угадает тот, кто станет лучшим для молодой группы гостей от 23 до 35 лет –  в нашем городе эта возрастная группа насчитывает порядка 74 000 человек. Представьте, какая борьба начнется за этих людей! Представители других возрастных групп ходят в рестораны от случая к случаю. Возрастет внутренняя конкуренция, поэтому выживет тот, кто предложит клиенту лучшее, и не обязательно в ценовой категории. Сохраняется тенденция, которую я впервые заметила в романах Ремарка, когда молодые люди за ночь путешествовали по нескольким заведениям Парижа, чтобы в каждом выпить или перекусить. Сегодня молодая группа клиентов ведет себя таким же образом. На рынке не так много мест, где гости проводят весь вечер – необходимо найти то, что сможет удержать их именно в вашем заведении.

Ресторанный бизнес сродни театральному. Не случайно самые успешные рестораны Москвы получались у актеров и режиссеров. Людям нужна игра.

В ритейле одежды и обуви ситуация выглядит оптимистичнее. Но это постоянная тенденция по сравнению с рынком ресторанов и развлечений. В общих затратах человека покупка одежды составляет 11% от дохода, в то время как развлечения – 6,5 – 8%. Емкость этого рынка элементарно больше, и есть место для разбега.

Для самого большого сегмента в этом бизнесе характерна небольшая наценка и высокий оборот. Такие товары покупают люди с небольшим доходом. Но сейчас рост заработной платы не успевает за ростом цен, поэтому данный сегмент не увеличивается, отток покупателей идет в Польшу и Литву.

Товары, которые предпочитают клиенты высокого и средневысокого достатка, в течение сезона не отличаются по цене от предложений за границей. Серьезные отличия могут возникать только в сезон скидок. В этом сегменте покупатели возвращаются в калининградские магазины, но глобального роста не ожидается. Рост может случиться, если к нам приедут тысячи жителей с хорошим доходом. Но квоту мы получили на переезд  людей с низкой квалификацией.

В целом жесткая конкуренция идет не только между марками, но и торговыми центрами. Сегодня этот рынок в Калининграде находится в равновесии, и борьба за клиента вынудит игроков использовать новые методы – многие торговые сети встанут на путь оптимизации марочного портфеля. На пути сокращения издержек важно держать себя в руках: в период первого кризиса все активно взялись за оптимизацию бизнеса, и некоторые вместе с водой выплеснули ребенка.

Но унывать не стоит. Мир глобален. Идет рост европейских экономик. На триллион долларов в этом году вырос Китай. Так что заграница нам «поможет».