15:46

Американцы аплодировали нам круче, чем Брежневу в его лучшие годы

  1. Интервью
"Хор Турецкого" выступит во дворце спорта "Янтарный" в Калининграде 30 ноября. Артисты приедут к нам сразу после американских гастролей.

– Перед тем, как приехать в Калининград, мы решили для разогрева съездить в Северную Америку, опробовать новую программу, так сказать подготовиться, – объяснил Михаил Турецкий. –  Дальше у нас концерты в Минске, а после Калининграда – Вильнюс. В Америке мы набрали такую сумасшедшую энергетику, что ваш город будет очень впечатлен нашим выступлением.
 
 

"В Лос-Анджелесе пели на армянском"

 
- Где были концерты в Америке?

- Это был тур по Канаде и США. По всем крупным городам. В Нью-Йорке мы собрали 6-тысячный зал, и многие зрители не говорили по-русски. Они были серьезно впечатлены. Многие сказали, что это лучшая группа в мире в своем жанре. Настоящее эстрадно-классическое шоу: от классики до рока, от фольклора до шансона. Лучшая музыка последняя двух веков, и не только двух – у нас есть и 18 век и 21, традиции и авангард, классика и модерн. Есть хореография, которая очень нравится народу. Это удивительная история, поскольку наши артисты не занимались танцами никогда, а сейчас мы три раза в неделю занимаемся хореографией. Ну и конечно легендарные голоса. Особенно всех потрясает Михаил Кузнецов, тенор-альтино, участник ликвидации Чернобыльской аварии, который после этого запел женским голосом, и наш бас-профундо Евгений Кульмис и другие. Это редкие коллекционные голоса, благодаря которым можно спеть музыку всех времен и народов в своей интерпретации. Когда старая мелодия превращается в новое музыкальное событие. Особыми сувенирами являются такие номера, как сочетание вальса Хампердинка и музыки Дунаевского. Когда любовная дуэль: он и она. Когда ария Мистера Икс исполняется тремя баритонами, а не одним тенором, как это было когда-то в оперетте «Принцесса цирка». Когда мы поем и за мужчин и за женщин «Свадьбу Фигаро» - за 6 минут исполняются лучшие моменты «Севильского цирюльника» и «Свадьбы Фигаро». Это фантастические вещи. А еще мы очень любим интерактивную работу с залом.

- То есть нам готовиться?

- Обязательно. Мы зовем зрителей на сцену и получаем от этого удовольствие. Калининград должен быть готов выйти на сцену и танцевать с нами. Зал все время участвует в празднике, поет с нами.

- Все, что перечисляли - показывали в Америке?

- В репертуаре нашего коллектива 400 композиций. Мы, заходя в зал, пытаемся изучить нашу публику и ее потребность, интерес. В Чикаго к нам пришло 15 процентов украинцев, такая же история была в Торонто. Украинцы, понимаете? Конечно, мы на украинской мове спели две или три песни. Отклик был очень эмоциональный. В Лос-Анджелесе к нам пришла армянская диаспора, и мы спели на армянском языке песню «Армения» Анатолия Днепрова, которую я очень люблю. В Сан-Франциско была очень большая еврейская диаспора, и наша группа «Сопрано» пела еврейские песни на идише. Так что все зависит от публики. В Нью-Йорке  было много американцев, мы им спели джазовые стандарты, «Let my people go» Луи Армстронга, спели «God bless America».

- Русские и армяне – понятно. А как американцы реагируют?

- Американцы цепляются за уникальность голосов, за то, что у нас два парня поют там, где поют женщины. Кузнецов у нас способен спеть самую харизматичную женскую арию из оперы великого итальянца Винченцо Беллини «Casta diva». Лучшие сопрано мира считают за честь иметь это в своем репертуаре.А еще три парня подпевают ему женскими голосами! Иностранцы смотрят и не верят. А когда Кузнецов убирает микрофон и поет то же самое без него, начинается настоящая овация. Американцы ведь расслабленные люди и когда они видят настоящее искусство, они не скрывают эмоций. Россияне иногда сдержанные, думают, что о них подумает сосед, если они будут свистеть или кричать. Американцы не думают – свистят и аплодируют нам круче, чем Леониду Ильичу Брежневу в его лучшие времена, когда он на 22-ом съезде говорил, что экономика должна быть экономной.
 

"Мы похожи на французов"

 
- Никто не поспорит, что Америка – страна особенная, ни на какую не похожая. В чем для вас загадка США?

- Америка - это Новый Свет, страна иммигрантов. В чем сила Америки? В том, что приезжая в Америку, итальянец, ирландец, француз или русский, старается отдать этой стране все самое лучшее, что он имеет. Итальянский ресторан в Америке сильнее, чем итальянский ресторан в Италии. Потому что в Италии они дома, расслаблены, а в Америке конкуренция, надо делать лучшее тирамису и ризотто.

- Почему так стремятся быть лучшими?

- Жестче условия жизни! Государство очень упорядочивает своих людей. Раньше оно было более расслабленным до террористических атак 2001 года, а сейчас стало жестче. Вокруг нас там много «американских роботов». В бытовой жизни там все друг другу улыбаются, но это, словно улыбку включили им. Вообще люди очень старательно работают, даже до болезненности старательно. И результат есть – у них порядок, чистота, люди платят налоги, все законопослушные. Уровень жизни высокий, несмотря на то, что у них тоже с экономикой сложности.

- Все в ожидании экономического кризиса?

- Я этот экономический кризис в Америке не чувствую. Пойдешь по Манхеттену, приедешь в Чикаго или Майами, посмотришь на количество «Роллс-ройсов» и богатых людей вокруг… Там и средний класс очень мощный. Не видно бомжей, нищеты и социальной незащищенности не чувствуется. Мало того, они сейчас двигаются к социализму. В Торонто уже пришли к социализму – у них бесплатная медицина. А в Штатах жить стало дороже, но и зарплаты, наверное, подросли. Да все там в Америке нормально! Но русский человек все равно любит свою страну. Чтобы в Америке быть по-настоящему счастливым, там надо родиться. И надо менталитет получать с молоком матери. Человеческое счастье оно такое – оно внутри человека сидит.

- А говорят мы и они похожи. Законопослушные, старательные – это не очень про наших людей.

- Ну, с канадцами похожи одним -  у нас и у них растут березы. Остальное у нас разное! «Россия и Америка – два незнакомых берега». Никакого сходства у нас с Америкой нету. Мы антиподы. Может быть, мы похожи на французов сентиментальностью. На итальянцев любовью к гулянкам, женщинам и алкоголю.

Американцы же нация составленная из многих народностей. Американец – нет такой нации. Это либо ирландцы, либо итальянцы, либо афроамериканцы, либо чехи, либо евреи.
 

О дружбе народов


- Кстати о евреях. Сегодня же праздник Ханука. Для вас эти дни особенные, наверное?

- Я, как выходец евреев из Белоруссии, понимаю, что такое еврейский праздник. Но он стал многонациональным. Это праздник волшебства и чуда. Когда Юрий Михайлович Лужков 25 лет назад в Москве поставил в центре у Кремля менору, я понял, что мир перевернулся. И что у нас теперь дружба народов и все лучшее, что есть у одного народа, можно передать другому. Делиться со всем миром – мне это всегда нравилось. Когда на праздник Ханука идут русские люди и поздравляют – это здорово. И когда в зале кричат «Хава нагила», а кричат, как правило, русские люди, хочется сразу петь. Потому что они сразу встают в круг и начинается дружба. Музыка это инструмент, который наводит мосты дружбы и растапливает лед непонимания. Ни один политик не способен сделать то, что способен сделать мощный артист, шоумен и музыкант. А «политика это высшая форма шоу-бизнеса».

- Когда-то вы создали и возглавили мужской хор Московской хоральной синагоги…

- И пели духовную музыку. Мы ее и сейчас поем. Духовная музыка и классика цементирует творчество высокопрофессионального коллектива, но не может быть основой репертуара.

- Ведь один из ваших первых гастрольных выездов пришелся на Калининград.

- Да! Да! Я вспомнил. Когда мы только начинали и пели еврейскую духовную музыку, приехали в Калининград. Это было очень показательно: 1990 год, в немецкой кирхе мы пели еврейские духовные песнопения. Вот она дружба народов. В Калининграде и началось наше восхождение.
 
- Конечно, коллектив поменялся с тех пор?

- Хочу расстроить завистников и порадовать доброжелателей. В коллективе Евгений Кульмис с 1990 года, Алекс Александров – с первого дня. Они были в Калининграде в 90-х. Евгений Тулинов 22 года уже в коллективе. Михаил Кузнецов с 1992 года в коллективе. Я, как создатель и вдохновитель, – с конца 1989 года! Есть еще два артиста, которые 13 лет в коллективе, один с 1994 года, еще один с 2003 и другой – с 2006 года. Вот и все перемены. Это, по-моему, стойкость.

- Я больше не о составе говорю. Для вас какие перемены главные: мастерство, репертуар или что-то другое?

- Эти люди выросли в коллективе с одной стороны, но они способны к эксперименту. Когда мне классический певец сказал: «Я рок петь не буду», я ему ответил: «Нам не по пути». Другое дело, когда мне говорят: «Я мобильный, я коммуникабельный и универсальный певец» - с таким мне по пути. Мои артисты все способные учиться чему-то новому. Мне не стыдно учиться. Я готов меняться, кроме ориентации, конечно! Не бояться экспериментов и учиться – это жизненное кредо и правило коллектива. И да еще – нравиться женщинам… и мужчинам, что тоже очень важно. Ведь пол для любви не имеет значения, в хорошем смысле, конечно.

- А какие у вас еще правила в коллективе. Вопрос употребления алкоголя оговорен?

- Честно говоря, с 2001 по 2005 год я очень интенсивно отстаивал эту историю. В коллективе был один парень, который страдал алкоголизмом. Я держал его наплаву, боролся, поставил жесткие условия. Но он не выдержал и ушел с работы. Потом пошел ко дну и судьба его дальнейшая очень грустная. Сейчас в коллективе остались люди, за которыми следить не надо. Они понимают, что они артисты. Их утро не должно быть без зарядки, они понимают, что алкоголь в неразумных количествах вредит голосу и психике, курение – вредно. Наркотики исключаются из жизни нормального артиста с будущим.

Они понимают, что они в одной упряжке и если рядом слабый партнер, то упряжка идет медленнее.
 

Про женщин и Новый год


- Ваше еще одно детище – женский хор «Сопрано10». Калининград его не видел.

- Да. До вас он еще не доехал. Это проект будущего – лучшие женские голоса России нового поколения. Я сегодня смотрю шоу «Голос» на телевидении и вижу, что этих участниц они могут перепеть. Показательно, что некоторые певицы, которые проходят в финал «Голоса», были на кастинге в мой коллектив «Сопрано10» и я их не взял. Это эти девушки, эти певицы! Я этим горжусь. Мне звонят с Первого канала и просят, чтобы певицы из «Сопрано10» записали олимпийский трек для Сочи-2014. В итоге мои певицы будут записывать этот сочинский трек, они уже над ним работают.

- В работе с девушками нужен особый подход!

- Я, как отец четырех дочерей, знаю про подходы в работе с девушками.  С женским коллективом, порой, работать легче, чем с мужским. Женщины в нашей стране более мотивированы. В детском саду мальчика одевают, а девочка сама одевается. У нас с ответственными и сильными мужиками, к сожалению, в стране не так хорошо, как хотелось бы.  Россия – женская страна. А я формирую своих женщин в «Сопрано10». Это сильные женщины, среди которых я все равно пропагандирую брак и материнство, но в совмещении с работой.

- То есть, рожать вы им не запрещаете?

- Я не изверг. Материнство это номер один для любой женщины, даже для певицы. Мне не нужны несчастные женщины и неустроенные в личной жизни. Зачем? Я желаю им счастья.

- Как отметите Новый год?

- Новый год для артиста это всегда работа. У нас много правительственных выступлений, в том числе на президентском приеме – причем с большим концертом. В новогоднюю ночь я всегда пытаюсь работать, и эта работа всегда находит меня, но я всегда железно работаю только в одном месте, чтобы не бегать, а гарантировать качество и живой звук. Поэтому Новый год наш пройдет в Арабских Эмиратах. Прошлый был в Сочи, позапрошлый – в Германии.

- А ваша семья тоже в Эмираты поедет?

- Конечно. Всех детей туда возьму.

- Себе что пожелаете?

- Чтобы организационные вещи давались чуть легче. Есть понятие обратная сторона успеха. Быт очень тяжелый. Подъем в 4.30 – это нормально. Мой отец – участник прорыва блокады Ленинграда дал мне сильную генетику, прожив 97 лет. Я поэтому и команду свою закаляю и сам закаляюсь.

- В 97 лет на сцену выйдите?

- Зельдин выходит, но я считаю, что надо чуть раньше уходить. Но он имеет право показать себя. Когда чувствуешь, что ничего публике уже дать не можешь – надо уходить. В 97 лет я вожаком не буду. Думаю, еще лет 20 поработаю, так и быть.