16:59

Калининградцы прячутся от нас в шкафах и натравливают собак

  1. Интервью

За 10 месяцев 2013 года из-за долгов выезд за границу запретили более шести тысячам калининградцев. Что делать, если вас не выпускают за пределы области, а долг давно уплачен, сколько дел возбуждено в отношении должников и неплательщиков и какими способами их ловят. Об этом в интервью "Клопс.Ru" рассказал исполняющий обязанности главного судебного пристава Калининградской области Олег Демьянченко.

− По вашим данным, нагрузка на одного судебного пристава в нашем регионе − 2813 дел. Вам не кажется, что это слишком много? Справляются приставы?

− Нагрузка действительно очень высокая. Более того, это только по итогам девяти месяцев, до конца года эта цифра увеличится. Если сравнить, то мы занимаем второе место в России по нагрузке. И чисто физически сложно отработать такое количество производств. Поэтому нами принимались меры по ходатайству перед руководством ФССП России о выделении дополнительной штатной численности и предварительное штатное расписание управлением уже согласовано. На следующий гол мы получим дополнительных 15 приставов-исполнителей.

Кроме этого, мы стараемся максимально развивать и использовать современные информационные технологии в деятельности судебных приставов. Тем самым повышая оперативность работы, что тоже способствует уменьшению нагрузки.

− У приставов есть определенные сроки, которые они должны соблюдать. Они не выходят за их рамки? Успевают?

− Законодательство устанавливает срок исполнительных действий в два месяца. Но в большинстве случаев приставам надо гораздо больше времени: найти должника, его имущество, затем оценить его, а далее провести процедуру торгов. Сроки нарушаются, но это происходит из-за того, что пристав чисто физически не в состоянии отработать все эти исполнительные производства. Ведь 2813 дел − это средняя нагрузка. Знаете, был такой хороший термин, как средняя температура по больнице. В Калининграде в некоторых подразделений нагрузка на одного пристава может составлять 4-5 тысяч производств. И это за рамками возможностей любого человека, в том числе и наших сотрудников.

− Сколько сейчас сотрудников в штате и, по вашему мнению, сколько человек еще необходимо, чтобы такой нагрузки не было?

− Прогнозировать на самом деле тяжело, количество дел постоянно увеличивается. Сейчас в службе судебных приставов работает 222 человека, еще 15 придут в следующем году. Так, не лукавя, получив бы еще 50-100 человек, и я думаю, что проблема была бы решена.

− Как вы разыскиваете должников и неплательщиков? Есть какие-то новые методы? Например, социальные сети.

− Само понятие методов и форм розыска должников попадает под категорию ограниченного распространения, и мы не хотим это афишировать, чтобы все эти люди знали, как их будут искать и не придумали новых, более изощренных способов, как скрываться от нас. Но, тем не менее, скажу, что возможности социальных сетей мы используем. Были факты, особенно по части неплатежеспособности, люди заявляли, что ничего не имеют и не работают, но в интернете публиковали объявления, и выяснялось, что у человека есть имущество и есть работа. И мы принимали меры и заставляли таких людей платить и возвращать долги.

Также, для розыска неплательщиков мы используем, так называемый, программный комплекс дорожный пристав. Было закуплено дорогостоящее оборудование, которое позволяет путем считывания номерного знака автомобиля сразу «пробивает» владельца в базе данных. И если он является должником, то мы его задерживаем. В этом нам часто помогают сотрудники ГИБДД. Если такой автомобиль зафиксировали на парковке, то приставы ждут владельца около него. И должник либо оплачивает долг на месте, либо мы арестовываем автомобиль.

В результате работы этой группы за 10 месяцев было арестовано почти 70 автомобилей должников, принято по квитанционным книжкам более 2 миллионов рублей долга, тем самым было закрыто 600 производств.

− А есть какие-то другие способы? В России, например, должников разыскивают и на дискотеках, и в театрах. У нас будут проходить подобные рейды?

− Пока по ночным клубам и дискотекам не практиковались, так как здесь есть такой технический момент - мы совершаем производственные действия до 22 часов по закону. А все увеселительные заведения начинают работать позже. Но я думаю, что теоретически это возможно. Например, в России вообще были случаи, что приставы задерживали должника на собственной свадьбе.

Также сейчас активно прорабатывается в законодательстве вопрос о возможности лишать человека за долги водительских прав, охотничьего билета, и прочих лицензий, чтобы принудительно заставить его выполнять судебные решения.

− Ваша служба занимается выдворением иностранцев. Тех людей, которые находятся на территории нашей области незаконно. Сколько было в том году, сколько в этом? Насколько увеличилась эта цифра и почему?

− Вы знаете, цифра эта постоянно растет. Во-первых, прошлый год это было только начало исполнения нами этой функции, может с этим связано. В 2012 году мы принудительно выдворили 60 человек, а за 9 месяцев этого года 70. Сейчас в области развивается несколько инновационных проектов, связанных и с подготовкой ЧМ-2018 года. Развивается строительная сфера, а она у нас построена на привлечении к работе иностранных лиц. И поэтому мы ожидаем увеличения роста нелегалов.

Теперь помимо того, что работодатель заплатит немаленький штраф за привлечение к работе нелегалов, так еще и оплатит все расходы государства по его выдворению. Мы еще это не применяли, но уже в ближайшее время это мера наказания начнет действовать.

− Что человек должен делать, когда полностью погасил долг. Нередко происходит такое, когда калининградцы оплачивают полностью свои долги, приезжают на границу, а запрет не снят. Что им делать в таком случае? Возвращаться? Возить с собой квитанции об оплате? Или все же придется разворачиваться и забыть об отпуске?

− Придется забыть! Не все так просто. Даже если он предоставит пограничникам документы о погашении всей суммы долга - ему все равно придется вернуться. Процедура такова, что когда вы оплачиваете последнюю сумму, вы должны поставить в известность об этом пристава, который, в свою очередь, обязан проверить этот факт и снять вам запрет на выезд. Но это целая, скажем так, бюрократическая процедура, и длится она будет не менее двух недель. В некоторых случаях, в связи со смертью родственника или срочной операцией, можно быстрее, но в любом случае – пограничник без приказа свыше не выпустит вас за пределы области. Отмечу, что за 10 месяцев этого года выезд за границу из-за долгов запретили более 6 тыс. калининградцев. Это огромная цифра.

− Что делают должники, чтобы не платить?

− В практике судебных приставов чего только не было. Некоторые прячутся в шкафах, думая, что их там не найдут, другие – натравляют своих собак, а третьи вообще услышав свою фамилию начинают утверждать что это не они, и таких личностей они не знают. Много такого, но, я считаю, что это неправильно. Такие люди как страусы, которые со страху сразу же прячут голову песок.