Интервью
Автор: Константин Сериков
21.10.2017
10:46

Как общаться с сотрудниками ГИБДД по новому регламенту

Фото: Александр Подгорчук / Клопс.Ru Фото: Александр Подгорчук / Клопс.Ru
Фото: Александр Подгорчук / Клопс.Ru
С 20 октября в России вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Как изменится отношение сотрудников полиции к водителям и почему его нужно изучать автомобилистам, в программе "Народ хочет знать" на Клопс.Ru рассказал глава регионального Союза защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев.
 
— Почему для автомобилистов важно знать административный регламент ГИБДД, по сути, внутренний документ для сотрудников полиции?
 
— Этот документ регламентирует общение сотрудников Госавтоинспекции с гражданами. Для автомобилистов есть несколько изменений. Например, документы инспектору теперь нужно предъявлять без обложки и всяких удерживающих устройств — цепочек, шнуров и т д.
 
— Что касается записи общения с сотрудником ГИБДД. В СМИ писали, этот пункт убрали из административного регламента. Водители лишились права записывать разговор?
 
— В регламенте действительно больше не написано, что инспектор не должен препятствовать видеосъёмке. Но конституция и закон "О полиции" по-прежнему не мешает снимать инспектора.
 
— А что делать, если офицер ночью на трассе потребует убрать смартфон и стереть запись? Не предъявят ли потом в случае отказа статью КоАП "Невыполнение требований сотрудника"?
 
— Если инспектор говорит, что не разрешает снимать, то должен разъяснить, на каком основании. Если ссылается на отказ подчиниться требованию, это незаконно. Водителей останавливают в общественном месте, ничего запретного тут нет. Кроме того, в самой Госавтоинспекции заверили, что сотрудник попросит прекратить съемку только если водитель начнет ему мешать или камера будет включена в зоне антитеррористических мероприятий. Если у водителя и инспектора назревает конфликтная ситуация, автомобилист может вызвать старшего наряда.
 
— Теперь водителей могут останавливать где угодно для проверки документов.
 
— В последние годы по всей России и в Калининграде также сократилось число постов. Хотя и раньше у инспекторов не было проблем с остановкой на дороге: нужно было лишь назвать причину, например, проведение рейда. Где попало останавливать водителей нельзя. Местоположение сотрудников определено руководителем батальона. Впоследствии эту информацию можно запросить в ГИБДД.
 
— Есть изменения и по фоторадарам. Судя по всему, их станет больше и они появятся еще и в зоне дорожных работ, где всегда действует ограничение по скорости.
 
— Действительно, камеры контроля скорости можно будет ставить теперь везде. Ранее был запрет на установку автоматических камер в зоне действия временных ограничений. Это вызывает вопросы, ведь дорожники могут забыть ограничительные знаки, и на отремонтированной дороги люди будут или еле ехать, а большинство – получать письма счастья. В главке Госавтоинспекции уже заверили, что камеры будут штрафовать только во время проведения ремонта. Хотя, на мой взгляд, злоупотребления возможны, и в будущем, в регламент снова внесут изменения. 
 
— По ОСАГО есть нововведения. Оригиналы справок о ДТП выдавать больше не будут. Не будут ли копии влиять на последующие выплаты от страховщиков, которые в последнее время и так замучили калининградских водителей?
 
— Регулятор рынка страхования — Центральный банк —эту ситуацию донес до страховщиков, поэтому не думаю, что последние будут требовать оригиналы. Если такое будет происходить, советую обращаться в территориальное подразделение ЦБ в Калининграде на ул. Шиллера. Также в регламенте прописали, что водитель может показывать не только "бумажный" полис ОСАГО, но и электронную распечатку. Это правило действовало и раньше, но сейчас на этом акцентировали внимание дополнительно.
 
— Еще один популярный вопрос регламента, который затронул водителей, — это курение сотрудника ГИБДД в процессе общения с гражданином. Из финальной редакции документа норму о запрете курения убрали. Но дымить в лицо водителям никто же не будет?
 
— Запрет на курение при общении с гражданами есть в кодексе этики поведения госслужащих. Поэтому этот пункт был дублирующим. Вообще инспектор должен вести себя с водителем культурно, не хамить, не грубить, не ругаться матом. Новый регламент запрещает выделять кого-то по признаку возраста, национальности и так далее.
 
— Водитель должен выходить из машины по указанию сотрудника полиции?
 
— Госавтоинспектор вправе предложить выйти из машины и пройти к нему в служебное авто, например, для проверки документов. Но водитель может отказаться от этого. Если у инспектора есть подозрение, что водитель находится в состоянии опьянения, то ему нужно составить протокол отстранения, после чего предложить пройти процедуру освидетельствования на месте или проехать в наркологический диспансер на ул. Барнаульскую. После составления документов автомобилист должен выйти из машины. Водители должны помнить, что, находясь в своем авто, он на своей территории, а в патрульной машине на него может быть оказано психологическое давление.