09:24

Никогда не угадаешь, как Бога нашего накроет с утреца

  1. Интервью
Автор фото Наталья Захарова.
 
Группа "Пилот", которой в этом году исполнилось 20 лет, сейчас колесит с юбилейной программой по российским городам. 1 апреля коллектив даст концерт в калининградском клубе Yalta. В преддверии этого события Клопс.Ru взял интервью у лидера группы Ильи Чёрта. Музыкант рассказал о том, почему скучает по "временам дуэлей", как татуировка помогает ему помнить о Боге и стоит ли в Калининграде проводить безалкогольный рок-фестиваль.

— Группе "Пилот" 20 лет. Я — дитя того самого поколения, которое заслушало до дыр кассету с записью "Сказка о Прыгуне и Скользящем". Вот прямо сейчас я сижу и слушаю "Кукушку" 2016-го. И не узнаю, кроме твоего голоса, там почти ничего! И дело даже не в музыке, а скорее в какой-то "ровности". Ты сам что думаешь о переменах в творчестве и в собственной личности, которые произошли за эти два десятка лет?

— Я думаю, не меняется лишь то, что мертво. А что касается людей, то встречал таких, которые жутко комплексуют по поводу своего взросления, боятся прожитых лет, а ещё больше стесняются старости. Результат этого — комичный старичок с седыми вихрами на всех местах, игриво сыплющий молодёжным сленгом и напоминающий наполовину сумасшедшего больного, наполовину застрявшего в развитии психического инвалида. Девочки в этом плане выглядят и вовсе плачевно — да вы и сами можете в этом убедиться, стоит лишь включить в Новый год Первый канал ТВ и поглядеть "Голубой огонёк". Там весь этот парад задорных мумий представлен весьма широко. Я же считаю, что каждый возраст прекрасен своими дарами.

Что касается меня, то у меня, скорее, присутствует обратное недомогание, ибо в 42 годика меня снова попросили на кассе предъявить паспорт, когда я жене покупал сигареты. И это не единичный случай. Пришлось хотя бы отрастить бороду, чтобы каждый 16-летний шкет не обращался к тебе "Эй, пацан", когда тебе уж давненько пятый десяток светит. И в песнях моих всё соответствует внутреннему возрасту, и он адекватен годам, указанным в паспорте. Поэтому я 18 лет назад и я сейчас — совсем разные люди, мало знакомые друг с другом, имеющие весьма мало общего, и потому глупо ожидать от них чего-то схожего. "Эй, ты там, в зеркале, ты чей будешь-то?"

— Вы сейчас колесите по России с программой "Двадцатничек". Именно её вы представите 1 апреля калининградской публике. Какие композиции мы услышим на концерте?

— Концертная программа составлялась исключительно на основе официального рейтинга популярности песен группы "Пилот" на радиостанциях и телеканалах России. То бишь мы в юбилейном туре везём всё самое любимое и известное с точки зрения СМИ, что-то вроде визитной карточки для тех, кто решил присоединиться к нашей братии только сейчас. "Группа "Пилот?" Ты чё, братан, ща енто модно на районе!".

Учитывая концептуальность нашего творчества, в том смысле, что мы годами играли почти каждый концерт как некий единый спектакль на заданную тему со всеми возможными сопровождениями: свет, видео, декорации, актёры театров — мы решили в праздник не нагружать концерт смытыми скрыслами, глубокими измышлюканиями и прочим, но дать людям возможность отдохнуть, расслабиться и повеселиться чутка. Смех и радость мы приносим людям!

— Я точно знаю, что люди на концерте любой группы, как бы ни был хорош её последний альбом, всегда с бОльшим восторгом воспринимают старые добрые хиты. Можно ли с философской точки зрения объяснить такую избирательность?

— С философской точки зрения всем нравятся те песни, на которых они выросли и которые они слушали в период выпуклой пубертатности, то бишь с 14 до 20 лет. Ибо песни эти связаны с самыми сильными и сексуальными эмоциональными переживаниями в жизни. Получается, что избирательность эта — плод не свободного выбора слушателей, но исключительно результат химических реакций и изменений гормонального фона в кошачье-мартовский период жисти нашей суетной. Хотя, конечно, есть и проверенные временем хиты у каждой группы, и куда тут деваться от "Он уехал прочь на ночной электричке", пёс её покусай!

— Ты говорил, что если начинающий музыкант не готов стать "джедаем" и нести свет и добро в массы, то ему не стоит вообще выходить на сцену. То есть ты не признаёшь искусства ради искусства?

— Это в том смысле, в котором сказал Портос: "Я дерусь потому, что я дерусь". Я, конечно, осведомлён, что есть много представителей человеческой фауны, которые ведут принципиально бессмысленный образ жизни, смысл ими не заложен ни в какое их действие, мысль али слово. Но я, так уж случилось, родился другим, и для меня всё во Вселенной исполнено смысла, всё имеет высшую цель и ничто не случайно. Поэтому я придерживаюсь в своей жизни следующего определения слову "искусство" — это творчество, призванное пробуждать в людях совесть. А писать "рейв — круто, рэп — говно" на стене сортира замудрёным почерком или вертеть голыми ягодицами перед публикой — вы меня извините, я не считаю это искусством. Я считаю это проявлением быдловости. Любовь и секс — разные вещи, на мой взгляд, и таки пущай всему буде место под солнцем, кому что по нраву.

— Если не считать металл-команд, то какие музыкальные коллективы тебе импонировали в начале твоего творческого пути и каких современных музыкантов можешь выделить сейчас?

— В 80-х это были "Объект насмешек", "Фронт", "Скорая помощь", "600", "Патриархальная выставка", "Ау". Сейчас это "Нихау", "Хьюго", "Зорге", "Одно но", Игорь Растеряев и "F.P.G.".

— В настоящее рок-н-ролльное путешествие надо ехать в Питер, в Лондон или в Лос-Анджелес?

— Думаю, в рок-н-ролльное путешествие можно поехать и на трамвае, который огибает твой район. Куда бы ты ни поехал, ты повезёшь с собой себя. Можно схлопотать высшей степени эйфорию на концерте местной группы с соседней улицы в прокуренном кабаке Задрепищенска, а можно в тоске ковыряться в носу на концерте мировой звезды в самом фешенебельном зале Европы или Америки. Здесь многое зависит от погоды внутри тебя. Рок-н-ролл всегда внутри, там, где Бог, а не снаружи.

— Я помню, как в 2000 году "Пилот" выступал на фестивале Калининград-in-Rock. Ты, такой коротко стриженый, в футболке и широких штанах, слонялся по скверу перед сценой — уже узнанный, но ещё не облепленный толпами поклонников. По рассказам, вас в тот вечер чуть не выгнали из местного клуба "Вагонка", где кто-то из членов группы поскандалил с кем-то из персонала… Могла ли в прошлом или настоящем с тобой случиться подобная история в заведении? Насколько ты нетерпимый или склочный человек?

— Скажем так, я многое могу стерпеть в свой личный адрес, ибо убедился, что люди и животные зачастую выглядят одинаково внешне и на вторых нет смысла обижаться, ибо фауна с инстинктами. Разума там нет, Господь на них явно отдохнул. И это как обижаться на иканье и пуканье или на кашель и насморк. Ну, тело шалит, ну и что? Но если я вижу проявленное насилие по отношению к кому-то рядом, то, следуя шастрам Вед и законам Дхармы, в которых сказано: "В праведности сильный обязан защищать слабого, а старший — младшего!" — тута могу дать и по лицу за родную Катманду! Защищать праведность и праведных — это обязанность каждого, кто живёт по совести. Э, ара-джан, Большой Брат видит тебя!
 

— Ты не переносишь хамства и выпивших людей. А где чаще всего ты сталкиваешься с подобным поведением? На твоих концертах тебе приходится наблюдать что-то подобное?

— Всякое бывает, но, слава богу, очень и очень редко. Чаще я сталкиваюсь с подобным в обычной жизни. И это не то чтобы мой личный бзик, но логически и разумно сформированный годами вывод. Нетрезвый человек не контролирует свои чувства, слаб разумом и неустойчив совестью, не может нести ответственность за свои поступки и слова, стало быть, ему нельзя ни в чём доверять и ничему сказанному им нельзя верить также. Резюме: неадекватный балабол. Поэтому нетрезвый человек всегда опасен, непредсказуем и ненадёжен. А уж хамство — это обычная история, когда трусливый и слабый пытается показаться перед тобой сильным и храбрым, что-то типа как в детском саду: "Смотри, какая у меня большая теребунька!". Я просто стараюсь не иметь в своей жизни дел с малышнёй и неадекватами. Будете проходить мимо — проходите!

— Вот в Калининграде уже пару лет идут споры правоохранителей, муниципальных чиновников и рокеров о том, стоит ли разрешать продажу пива на фестивалях. Ты сам как относишься к рок-мероприятию в формате алкоголь-free?

— Любое силовое ограничение всегда необходимо для тех, кто не способен контролировать разумом свои чувства, у кого "хочу" превалирует над "надо" и кто потому опасен для адекватных и добрых людей. Тут уж право кесаря решать — а в данном случае начальства города — насколько адекватны подданные его и, соответственно, нужно ли им запрещать употреблять алкоголь на массовых мероприятиях. Я бы провёл пару мероприятий так и эдак и сравнил бы результаты. И отсюда сделал бы вывод и принял решение: казнить али миловать.

— В школьные годы, по твоим воспоминаниям, тебе частенько приходилось участвовать в массовых драках, потому что так было принято в вашем микрорайоне. А в зрелом возрасте ты когда в последний раз участвовал в драке? Вообще отношение к такому выяснению отношений в современном обществе изменилось, как думаешь?

— До серьёзной драки давно не доходило. Да и не умею я в шутку, вполсилы, потому сам себя опасаюсь. Я согласен с тем, что единственная чистая победа воина в бою — это когда твой враг становится твоим искренним другом прежде, чем битва началась. Всё остальное — плохой воин. Но с другой стороны, я согласен с Арамисом, который пел в известной песне об утраченном праве дуэли и о времени, когда мужчины не будут носить на поясе оружие, и что в это время будет чрезвычайно трудно наказать наглеца и подлеца. У меня тоска по тем временам, когда люди тщательно выбирали слова, встречая незнакомого человека, чтобы не быть тут же убитыми. Что-то в этом есть, ей-богу.

— В подростковом возрасте ты изучал Библию вместе с сатанистами, потом пошёл в буддийскую школу… Что ты знаешь о субкультурах, религиозных мировоззрениях современных подростков? Дочку будешь оберегать, чтобы не увлеклась чем-то не тем, или дашь ей полную свободу выбора?

— Я постараюсь сделать так, чтобы дочь была с детства окружена истинно верующими людьми, которые живут согласно законам совести и разума, любви и сострадания. Я стараюсь, чтобы только такие люди приходили к нам в дом. Стараюсь, чтобы дочь посещала различные религиозные праздники, независимо от названия религии. И дело не в кружке по интересам, а во внутреннем настрое этих людей. Думаю, выросши в их среде, она вряд ли в дальнейшем захочет иметь дело с теми, кто не способен отвечать за свои слова, не способен держать слово чести, не соблюдает высоких стандартов нравственности и культуры. Моя защита заключается только в одном: наглядно показать ей разницу в общении с божьими людьми и с людьми так называемыми демократично цивилизованными. А уж выбирать между благородной семьёй и узаконенной проституцией придётся ей самой. Даёшь победу разума над шерстью! Два раза Ку!

— С рождением дочки ты несколько поменял образ жизни и порядки в собственном доме — например, перестал ругаться матом. А на концертах ты всё ещё употребляешь ненормативную лексику в песнях или нашёл ей альтернативу?

— Из песни слов не выкинешь. Я не считаю мат чем-то запрещённым и заведомо дурным, ибо не играю в эти общественные детсадовские игры "а давайте просто договоримся, что звук "Ы" будет неприличным". Но искренне считаю мат языком примитивных людей с неразвитым интеллектом. Тысячелетиями известна мудрость: чем более развит интеллект у сообщества людей, тем сложнее и многообразнее их язык. Делайте вывод. Лично я не хочу, чтобы люди воспринимали меня аки быдло, поэтому стараюсь приучить себя не употреблять мат нигде, кроме, разве что, соответственных ситуаций, ибо вряд ли вы скажете "ой", наступив ногой в волчий капкан.

— А как вообще относишься к цензуре?

— Контроль нужен над теми, кто не способен контролировать себя сам. Это закон любой праведной власти. Аки и идея анархии в чистом виде, которая возможна лишь при одном условии: когда все люди во всех своих мыслях, словах и поступках руководствуются не своими эгоистическими желаниями, но долгом и обязанностями перед всеми другими живыми существами. Не "хочу", но "надо"! Типа, жениться по любви не может ни один король, как пела Алла Борисовна. И нехай!

— Ты как-то сказал, что не надо пытаться писать песни на модные темы. А как ты выбираешь тему для очередных стихов? Как тебе приходят в голову идеи твоих текстов, сказок?

— Я не говорил, что надо делать, а что не надо. Я просто отделил понятие Артиста от праздношатающихся по сцене. Надо колоться героином или нет — вам решать. Надо сношаться со всеми подряд или жить в чести в семье — вам решать. Надо петь о вожделенных сиськах или об искренних переживаниях своей души — вам решать. Я не выбираю тему своих стихов. Я этим живу. Я об этом думаю. Я переживаю это. Просто каждый живёт своим, о том и пишет. У кого-то душа из сердца в сердце плескает Светом, а у кого-то и весь интеллект в ширинке умещается. Тут уж "ху из ху", как басурмане говорят.

— Твоё творчество надо воспринимать буквально или ты вкладываешь в него философский подтекст? Должен ли тот, кто хочет докопаться до истинного смысла написанного тобой, иметь определённый багаж знаний: например, прочесть определённые книги или разобраться в том или ином учении?

— Тут важно иметь искреннее желание докопаться до правды. Многое в песнях буквально сказано, а многое завуалировано так, что без пары десятков нужных книг и не догадаешься. Багаж какой-никакой нужен везде, при обсуждении любой темы. И тут уж, как было сказано чуть ранее, что кого интересует, кто чем живёт — в том и разбирается. Кто ищет правды — тот поймёт, почувствует, узнает и без слов. Тут главное — в глазки друг дружке глянуть. "Тот старый город — не сказка и не так далеко. Каждый, кто смотрит в мои глаза, может увидеть его!"

— Я слышала историю про то, как в детстве ты сильно разболелся и даже впал в состояние комы на десять дней. После этого сделал открытие, что "в этом мире какой-то подвох — он ненастоящий". Ты до сих пор видишь мир нереальным? Опиши, что думаешь по этому поводу?

— Тут нужно пояснить смысл слова "иллюзия", то есть "Майя": иллюзия — это не то, чего нет вовсе, но то, что кажется не таковым, какое оно есть на самом деле! С этой точки зрения мир, безусловно, иллюзия. Но насколько он реален — зависит от того, смотришь ты или видишь. Люди зачастую не понимают, когда я говорю им, что мы живём с ними в разных мирах. Они думают, что это метафора. Но это факт. Мы находимся в одном и том же месте, но для них и для меня оно буквально различно.
 

— Какие-то литературные, кинематографические произведения на тебя произвели такое впечатление, что это отразилось на творчестве?

— Конечно. Сейчас сходу и не вспомнить конкретно, но в целом, конечно, да. И фильмы, и книги, и картины, и песни других авторов, и музыка — многое влияло на меня и моё творчество. Думаю, это происходит абсолютно у всех. В данном вопросе я согласен с утверждением, что всё новое — это хорошо забытое старое. Поэтому никогда не касаюсь вопросов плагиата, чтобы не выглядеть не комильфо для понятливых. Всё придумал Бог. А мы все — плагиаторы. Так что все молчат, а ты выскочка!

— Должны ли быть какие-то табу для известного музыканта? А у тебя как человека есть свои табу?

— Все табу — к вопросу совести. Прямая зависимость. Кто насколько способен себя контролировать. У меня полно различных внутренних табу, продиктованных и личной совестью, и разумом, и словами моих Учителей, и шастрами Вед, и внутренним голосом Бога. Например: смывай за собой в общественном туалете и мой руки после этого. Могу продолжить список, но уверен, каждый из вас всё это слышал не раз ещё в детстве от папы и мамы.

— Стоит ли в ближайшее время ждать от "Пилота" каких-то метаморфоз, каких-то радикальных перемен?

— А вот енто как бабуля третьего дня на горе свистнет! Тут никогда не угадаешь, как Бога нашего накроет с утреца да пораньше, в каком настроении Сиятельство с постели какую ногу опустит на пол и в какую тапочку попадёт. Так что советую на будущее не загадывать, но рекомендую востро держать нос по ветру, абордажные сабли — заточенными, паруса — в готовности и т.д. по списку. Никогда не знаешь, где накроет и когда отпустит. Здесь важно помнить древнее китайское изречение — "Не сцы!", что означает "Будь спокоен, словно цветок лотоса у подножия храма истины!"

— Твой идеальный слушатель — он какой?

— Обычный нормальный человек. В моём понимании. То есть тот, кто хочет жить по правде и любви. Кто желает самого лучшего и себе, и другим, но искренне, а не бла-бла-бла. И не просто желает того, но делает что-то ради этого постоянно.

— А что может вызвать у тебя злость?

— Упрямство. Хамство. И самолюбование. Эти три головы дракона меня наиболее кусают за бока. Но, по сути, все эти три проявления можно с нюансами определить в одно слово — быдловость. Так вот, я нетерпим к быдлу. Я впадаю в бешенство при виде этих вот, и неважно, одето это в спортивный костюмчик с кепкой наперевес али в лоснящийся модный лапсердак с запонками.

— Ты и вся твоя семья — вегетарианцы. Где-то слышала, что отказ от животной пищи делает человека менее агрессивным. Это так? Какие перемены ты в себе почувствовал, после того как поменял рацион?

— Насчёт агрессивности — не знаю. Гитлер, к примеру, был убеждённым вегетарианцем. Но лично я, когда принял для себя порядка двадцати лет назад вегетарианство, почувствовал себя почти сразу гораздо легче. Именно легче. Лучше стал спать, стал лучше себя чувствовать. Более легко вставать по утрам. С желудком и вовсе всё стало на ура — тут и говорить нечего. В общем, с точки зрения пользы организму — тут сплошные плюсы, и их десятки как минимум, это точно. И когда кто-либо начинает нести эту варварскую дикарскую ересь, мол, человек без животного белка не может и, дескать, нужно обязательно заменять животную пищу специальными заменителями — запомните раз и навсегда, если вы доверяете моему слову, слову человека с двадцатилетним стажем вегетарианства — это ложь. Единственное, если вы решили принять для себя данный путь питания — вам действительно нужно посоветоваться сначала с врачами — диетологами и так далее, ибо всегда бывают исключения, связанные с индивидуальными особенностями здоровья, и бывают случаи, когда человеку вегетарианство противопоказано в данном конкретном ключе. У кармы частенько всё в порядке с чёрным юмором.

— Ты говорил, что все твои татуировки — это не просто рисунки и у них есть не только эстетическое, но и практическое назначение. Расскажи, какую татуировку ты себе последнюю сделал и какую службу она должна тебе сослужить?

— Я нанёс себе на грудь всевидящее око Бога. Чтобы напоминать себе почаще, что Бог зрит, слышит и чует абсолютно всё, что происходит с тобой и через тебя и в тебе. Это напоминание о том, что ты никогда не бываешь один. Никогда. Ни одной доли секунды.

— Во время всех своих телевизионных интервью ты очень много смеёшься. Ты такой позитивный человек?

— Нет. Но в этом мире те, кто разучился добро смеяться, теряют разум. Это одна из многих невидимых обычному глазу татуировок, которая украшает тело моего разума. Извиняйте за неизбежную тавтологию. Здоровья вам и удачи, люди добрые!