09:24

В моей лаборатории вы смотрите на экран компьютера, и на нём появляется текст, который рождается у вас в голове

  1. Интервью
В интервью радио "Комсомольская правда — Калининград" доктор биологических наук, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов МГУ Александр Каплан рассказал о том, можно ли сделать человека умнее, почему мозг верховодит над человеком и как можно печатать текст без рук.
 
— Александр Яковлевич, когда мозг стал вас интересовать как устройство управления организмом?
 
— В детстве меня интересовал компас, часы, я их разбирал бесконечно, потому что никак не мог понять, почему движутся стрелки. А на первом курсе я пришёл в серьёзную лабораторию в Москве, где изучали мозг, и сказал: я бы хотел у вас работать. Это был 1968 год. 
 
— А за эти 50 лет серьёзно ли человечество продвинулось в вопросе изучения мозга?
 
— Три десятка лет я считал, что мы движемся вперёд, но где-то лет 10 назад начал замечать, что мы идём в обратную сторону. Мы всё меньше и меньше знаем о том, как он устроен и работает.
 
Казалось, особенно в начале прошлого века, что знаменитые Иван Петрович Павлов, Сеченов, отечественная физиология много чего открыли. Казалось, что вот-вот мы узнаем последние штрихи, как работает мозг, но с появлением новых молекулярно-генетических технологий, вычислительных технических средств становится ясно, что мозг как-то устроен странно. Он ничего не вычисляет, аналогии с компьютерами не работают.
 
— А это миф, что мозг задействован всего на 10%?
 
— Это, конечно, такой журналистский приём, я думаю, что мозг работает и днём и ночью, и полностью все его клетки загружены, все 86 миллиардов. Но другое дело, что каждая не работает непрерывно. Если в голове просверлить дырочку, по медицинским показаниям так иногда делают, и туда просунуть электрод, сравнимый размером с нейроном, и продвигать его потихонечку, то он будет встречать на своём пути нейроны. Некоторые из них молчат, а некоторые работают, активно дают разряды нервных импульсов. Да, 15-20% работающих встретятся на пути, но если вы задержитесь у молчащего нейрона, то через некоторое время он заработает. У них своя схема взаимосвязи.
 
— Во время Второй мировой войны было много раненых, много операций на мозге и учёные следили за тем, как то или иное вмешательство влияет на человека. А сейчас за счёт чего удаётся получать информацию?
 
— Сначала главной тайной мозга была локализация функций. На 80-90% её удалось разгадать во время двух мировых войн. Сейчас в значительной мере снята эта проблема. Где локализована память? Нигде. Нечего искать. Главная сейчас проблема — понять принципы работы мозга. Как он доходит до таких открытий, которые сам человек вам не объяснит? Допустим, шахматист вам не объяснит, как он догадался сделать такой-то ход в шахматах.
 
При этом, где-то читал я об этом, человеку не стоит забывать, что его мозг не самый сложный, есть и сложнее в природе — у дельфина, например.
 
У человека 1,5 кг средний вес мозг, это всего лишь 86 млрд нервных клеток. У человекообразных обезьян и тех же дельфинов — 16 миллиардов. У слона 4,5 кг весит мозг, а клеток 260 миллиардов, то есть слон оторвался от нас на 150 – 200 миллиардов, а мы от обезьян всего на 70. Но слон большой и у него мышечная масса большая, и к каждому мышечному волокну подходят нервные окончания от нервной клетки.
 
— Следуя этой логике, человек, обладающий большой мышечной массой,  умнее худосочного?
 
— Нейроны обеспечивают движение мышц, а не интеллектуальные операции. А за последние отвечают у человека примерно 15-20 миллиардов нейронов и совсем ничтожное количество у животных — дельфинов, обезьян.
 
— Но мозг ведь может меняться, у слона не было потребности в интеллекте, а у человека была.
 
— Правильно. Мозг — обычный орган, он возник и развивался только потому, что нужно было обслуживать организм. Первое желание организма — это поесть, размножаться, как-то нужно было ориентироваться в этой среде. Вот это работа мозга.
 
— И при этом он весьма обособлен и хорошо защищён. Он получает лучшую кровь, то есть весь организм человека направлен на обслуживание мозга, который, видимо, диктует этому организму себя усиленно питать.
 
— Действительно, с какого-то момента мозг стал подозрительно самостоятельным. Он построил себе некоторую модель внешней реальности, чтобы в ней как-то разбираться. Эту модель нужно питать дополнительными знаниями, и это стало главной задачей мозга. И теперь весь организм подчинён мозгу.
 
— Впечатляют кадры из Америки, когда видишь испытания протезов нового поколения, которыми управляет человеческий мозг. Занимается ли подобным российская наука?
 
— В моей лаборатории вы можете сесть за компьютер, сложить руки и, ничего не делая, просто смотреть на экран и текст будет печататься тот, который вы хотите. Мы это сделали восемь лет назад. Мы регистрируем биотоки мозга, расшифровываем намерения набрать каждую букву в отдельности, буква за буквой, получается медленно, поэтому нет смысла прямо сейчас переходить на мысленную печать. Но мы это делаем для пациентов после инсультов, которые не говорят, не двигаются. Они обречены на безмолвие и бесконтактность, и вот для них мы и делаем вот такой нейрокоммуникатор. Одевается шапочка с электродами, и человек может спокойно, медленно писать письма и т. д.
 
Сейчас мы затеяли проект, который вышел на хорошую господдержку. Он называется нейрочат, это будет специальная социальная сеть для пациентов, обречённых на такую вот бездеятельность. Эта сеть будет насыщена разными опциями, например, пациенты будут общаться на разных языках, и тут же  будет идти перевод.
 
— Александр Яковлевич, насколько увеличились возможности мозга в сравнении, скажем, с тем, что было 50 лет назад?
 
— Это самая главная проблема. Дело в том, что мозг создавался эволюцией под обычную рутинную жизнь, для комфортного существования. Но сейчас всего за несколько десятков лет появились интенсивные потоки информации, и у нас нет оснований думать, что мозг имеет ресурсы, чтобы обработать эти потоки, которые ещё и эмоционально нагружены. Мозг не может обеспечивать такие нагрузки, и с этим связан резкий рост психических заболеваний, в частности депрессий, неврозов и т. д. У детей это дефицит внимания, гиперактивность.
 
— А как должен отдыхать мозг?
 
— Он очень чувствителен к режиму труда и отдыха. Поэтому, как только мозг подсказывает: "я больше не могу", не надо пытаться выжимать его ещё больше.
 
— Совсем недавно стало известно, что в Польше родился  ребёнок, которого выносила уже покойная мать, т. е. её мозг был уже мёртв. Получается, что мозг не участвует в развитии ребёнка?
 
— В данном случае ему незачем там участвовать, потому что эти девять месяцев в основном работают гены. Мозг ребёнка — это фактически чистый лист, нервных клеток там больше, чем у взрослого человека, но практически нет связей между ними. Когда ребёнок рождается, тогда и начинается программирование мозга.
 
— Так что важнее - мозг или сердце?
 
— Сердце у нас отвечает за некоторые эмоции, если строго не подходить к этому. Конечно, мозг отвечает, но сердце чувствует это. Эмоциональность — это наша энергетика, нет эмоциональности — в интеллектуальности не будет потребности.
 
— А можно человека сделать умнее?
 
— Мы не можем пересилить природу. Но мы можем сделать так, чтобы весь ресурс, который у мозга есть, использовался. Я думаю, что большая часть людей не выбирает то, что дано мозгу от природы. Ещё не рождённому  ребёнку надо создать хорошие условия, чтобы он развивался. Не каждая женщина их создаёт, некоторые курят, употребляют алкоголь, а это интоксикация мозга. А когда ребёнок рождается, все ли условия мы предоставляем ему, чтобы он максимально развивался? И дело не в деньгах, нужно посматривать, какая склонность у ребёнка, к чему более лежит душа, чтобы дать максимальную возможность для развития ресурсов мозга.
 
— В вашей сфере что вы считаете самым важным открытием?
 
— Сейчас нет таких впечатляющих открытий, которые были когда-то. Мы добываем руду, много мелких фактов, которые не можем соединить, мы ждём тот момент, когда появится общая теория работы мозга. Сейчас появились новые методы, например, каждый нейрон, который активируется, делать светящимся. И наоборот, какой-то нейрон мы можем запустить с помощью света: лазерными лучами сквозь череп запускать работу клеток. Этим нельзя человека сделать умнее, но это точная работа с мозгом для того, чтобы понять, как он устроен. Эта отрасль сейчас называется оптогенетикой.