13:16

Я никому не позволю держать за горло калининградцев, пользуясь позицией монополистов на рынке общественных перевозок

  1. Интервью
Жизнь современного города требует слаженной работы целого комплекса  систем, повседневное функционирование которых калининградцы обычно не замечают – и это нормально. О том, каковы законы, по которым работает сложный городской механизм, "Комсомолка" побеседовала с главой Калининграда Александром Ярошуком.
 
- Александр Георгиевич, какая проблема является главной для обеспечения нормальной жизни нашего большого города?
 
- В этом нет никакой тайны – Калининград, как и любой современный город завязан на состояние инфраструктуры. Все блага цивилизации: электричество, отопление, водопровод и водоотведение, возможность перемещаться из одного района  в другой – имеют в своей основе мощнейший материально-технический фундамент в виде сотен километров труб, кабелей, насосных станций, теплопунктов и дорог. Причем все это большое хозяйство эксплуатируется круглосуточно, поэтому требует безостановочного ремонта и модернизации. Люди обращают внимание на эти детали лишь тогда, когда  на дорогах появляются ямы, батареи внезапно становятся холодными, а из крана перестает идти вода. Со своей стороны, мы делаем все возможное для того, чтобы подобных поводов было как можно меньше.
 
- Инфраструктура сама по себе тема бесконечная, но нельзя наступать сразу по всем направлениям. Что тогда является приоритетом для возглавляемой вами администрации на инфраструктурном фронте в ближайшие год-два?
 
- Общение с людьми показывает, что им, на самом деле, не так уж много надо. Во-первых, комфортные условия жизни и отдыха. Во-вторых, возможность без ущерба для каблуков и подвесок передвигаться по городу. Отсюда и первоочередные задачи: приведение в порядок жилого фонда за счет капремонта, а также вывод на положенный по стандартам уровень состояния дорожного полотна, путепроводов, тротуаров и придомовых территорий.
 
К этому перечню я бы добавил оперативную замену подвижного состава общественного транспорта. Реализация последней меры позволит не только улучшить качество обслуживания пассажиров, но и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Есть у данного вопроса и социальный подтекст. Я никому не позволю диктовать свою волю калининградцам, держать простых людей за горло, пользуясь позицией монополистов на рынке общественных перевозок. В ближайшее время мы получим первую партию из заказанных новых автобусов для нашего муниципального предприятия "КалининградГорТранс", что позволит к июлю выпустить их на линию. Это оздоровит ситуацию на рынке автобусных перевозок.
 
- Александр Георгиевич, что сможет предпринять город для решения названных проблем в нынешней непростой социально-экономической ситуации?
 
- Без помощи со стороны федерального и регионального правительства на большие и скорые подвижки рассчитывать не приходится. Скажем, в прошлом году мы капитально отремонтировали 70 многоквартирных домов на общую сумму в 340 млн. рублей. В этом году в планах пока стоит лишь 39 зданий. Ремонт в них предусмотрен по ранее принятым решениям судов. Полный ремонт будет лишь в 8 домах, все остальное – доведение до конца ранее начатых работ и частичный ремонт в том объеме, который прописан в судебном решении. В городском бюджете на эти цели предусмотрены 44 млн. рублей.
Мы очень рассчитываем на региональную программу капремонта, которую областное правительство реализует с прошлого года. В 2016 году по этой программе в Калининграде запланирован капремонт 132 многоквартирных домов. Надо прямо признать – самостоятельно Калининград этот тяжкий камень с места не сдвинет. Только по решениям судов мы обязаны провести капремонтов еще почти на полмиллиарда рублей. Своей очереди на ремонт по решениям судов ждут около 80 домов областного центра.
 
Аналогичная ситуация с дорогами, путепроводами и тротуарами. В 2016 году на их ремонт мы изыскали в бюджете 264 млн рублей, из которых 129 млн рублей предназначены для приведения в порядок 50 тыс. квадратных метров тротуаров. Всего же в городе насчитывается 2 млн квадратных метров тротуаров, 40 процентов этой площади – более 800 тыс. квадратных метров давно требуют ремонта. Но для этого необходимо изыскать более 1 млрд. рублей.
 
Нам очень повезло, что такие масштабные объекты, как озеро Верхнее, Поплавок, очистные сооружения, набережная Трибуца вошли в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Калининградской области. Произошло это во многом благодаря особому отношению президента Владимира Владимировича Путина к Калининграду. Серьезную поддержку возведению ключевых объектов оказало также областное правительство, они были профинансированы из областного бюджета благодаря поддержке губернатора Николая Цуканова. Также в декабре после моего обращения к Николаю Николаевичу благодаря его личному решению областные власти списали городу сразу 1,3 млрд рублей задолженности по кредиту за Вторую эстакаду.  Выплату по остатку долга перенесли на 2025-2031 годы. Это позволит рассчитаться с подрядчиками за уже сделанную работу. В этом году правительство выделило на съезды с эстакады 300 млн. рублей. Кроме того, регион в прошлом году выделил 9 млн. рублей на ремонт подъездных путей к путепроводу на Аллее Смелых.
 
Но теперь перед нами стоят задачи не меньшего масштаба - это приведение в порядок подъездов к ремонтируемому городом  следующему путепроводу - на ул. Суворова. Сейчас мы с правительством Калининградской области проводим проверку сметы на строительство подъездных путей к мосту на ул. Суворова, после этого губернатором будет принято решение о выделении средств. Следующим шагом станет реконструкция набережной Карбышева, капитальный ремонт Высокого и Деревянного мостов к ЧМ-2018 по футболу.
 
- Александр Георгиевич, многих волнует тема установки домовых приборов учета тепла. Какой выход из ситуации вы видите? 
 
- Ситуация с установкой общедомовых приборов учета тепла непростая. Рычагов воздействия на УК, которые должны были сделать эту работу, у муниципальных властей нет. А прессовать бюджет жильцов – несправедливо, несмотря на то, что 261-й Федеральный закон об энергосбережении и обязывает собственников жилья установить общедомовые приборы учета тепла. Для многих семей оплатить процедуру установки сразу - тяжелая ноша, хотя установить общедомовой счетчик самостоятельно собственникам многоквартирного дома куда выгоднее, чем делать это через ресурсоснабжающую организацию. При этом калининградцы по закону могут обратиться в наше муниципальное предприятие и заключить договор на установку общедомового прибора учета с рассрочкой на пять лет. А "Калининградтеплосети", в свою очередь, необходимо найти средства на эти мероприятия. В условиях дефицитного городского бюджета сделать это очень трудно. Поэтому было бы полезно воспользоваться уже имеющимся опытом решения данного вопроса, доказавшим свою эффективность в Советске и Гусеве. В нынешний непростой период, по большому счету, ни один муниципалитет самостоятельно данную тему не закроет. В упомянутых городских округах серьезную помощь оказала область: там установка общедомовых приборов учета тепла произведена, фактически, как часть региональной программы капремонта домов.
 
В случае с Калининградом решение вопроса также было бы существенно облегчено, если бы могли рассчитывать на поддержку областного бюджета. Тогда наше муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" смогло бы установить приборы учета за счет средств, которые мы бы в итоге вернули, разбив платежи для граждан на 5 лет. Все это позволило бы уже сейчас обеспечить экономию энергии, и снять градус социальной напряженности в связи с необходимостью для собственников жилья (рядовых калининградцев) одномоментной оплаты установки приборов учета.