Зампред регионального правительства рассказал Клопс.Ru о том, почему приходится контролировать стройки в "ручном режиме", справедливо ли генподрядчики жалуются на долги и когда будут введены в строй важные объекты ФЦП.
— Накануне в облдуме прошло совещание по исполнению ФЦП. Главный вопрос: успеет ли регион использовать остатки федеральных средств, выделенных на реализацию программы, или после 1 апреля их придётся вернуть в бюджет?
— Правительство России давало отсрочку до 1 апреля, чтобы мы успели использовать все остатки федеральных средств ФЦП прошлых лет. Региональными и муниципальными властями была проделана колоссальная работа по навёрстыванию темпов. Поставленный срок не за горами, и мы видим, что в основном укладываемся в отведённое время. Яркий пример — набережная Адмирала Трибуца. Этот объект, несмотря на все сложности, будет введён в эксплуатацию до 1 апреля.
— Однако не так давно власти Калининграда заявили, что не успеют ввести в эксплуатацию коллектор на Дзержинского и насосную станцию на улице Сусанинской…
— Наверное, я не ошибусь, если скажу, что каждый объект ФЦП уникален и требует особого подхода. Неизменными остаются только проблемы, с которым мы сталкиваемся при их строительстве из года в год. К ним относится очень слабая работа проектных организаций, за исключением проектирования линейных объектов — газопроводов, водоводов, теплосетей, отсутствие контроля со стороны муниципальной власти и недобросовестный подход некоторых подрядчиков, которые получают многомиллионные контракты, а в активе имеют только стул, стол, ручку и грамотного юриста. Однако иногда возникают и объективные трудности, как в случае с коллектором на Дзержинского. Благодаря обращению губернатора Николая Цуканова к премьер-министру Дмитрию Медведеву и возглавляемой им госкомиссии по Калининградской области регион получил ещё немного времени, чтобы завершить работы на подобных объектах без штрафных санкций.
Кроме того, в Правительстве России с пониманием отнеслись к тому, что за последние три года поменялись три министерства, которые курировали исполнение ФЦП. Из-за этих структурных изменений очень поздно подписывались соглашения о выделении финансовых средств. В итоге были случаи, когда федеральные деньги доходили до нас в последних числах декабря.
— Решаемы ли в принципе выделенные вами проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при реализации ФЦП? Например, вопрос создания региональной проектной организации так и остался актуальным.
— Что касается проектировщиков, то, действительно, даже те сильные организации, которые работали в Калининградской области, сейчас активно задействованы на федеральных стройках в других субъектах. Поэтому мы активно ищем партнёров, чтобы заполнить эту нишу. В этом плане очень продуктивным оказался визит делегации Калининградской области во главе с губернатором в Татарстан. Мы договорились о привлечении крупных проектных организаций из Казани на наши стройки. Коллеги с интересом отреагировали на наши предложения.
Что касается неумения некоторых муниципальных администраций и генподрядчиков организовать работы, то здесь, к сожалению, мне и министру строительства приходится контролировать стройки в "ручном режиме". Поэтому я сам постоянно выезжаю на объекты, по несколько раз в неделю провожу рабочие совещания по реализации ФЦП с приглашением глав, служб заказчиков, генподрядчиков. Это даёт свои результаты, но хотелось бы, чтобы муниципальные заказчики и генподрядчики сами находили решения своих проблем и вели системную, а не авральную работу.
— Некоторые депутаты, в том числе выступающие в роли генподрядчиков на объектах госзаказа, говорили, что они не получают в срок и в полном объёме причитающиеся им средства. Так ли это?
— У областного и федерального бюджета нет долгов ни перед одним из генподрядчиков. Если работы выполнены в срок, их качество соответствует предъявляемым требованиям, и, что очень важно, заактированы в установленном законодательством порядке, то компания получает средства в полном объёме. К сожалению, случается, что генподрядчики, иногда считают, что оформление актов выполненных работ или сбор всех справок для ввода в эксплуатацию объекта — это чья угодно задача, только не их. Доходит до смешного, когда заказчик сам за строителей оформляет все документы, а директор не удосуживается даже приехать за ними и подать в соответствующие инстанции. А потом такие компании жалуются, что кто-то с ними не рассчитался.
Но есть и другая проблема: иногда с генподрядчиками не расплачиваются муниципальные образования в части своего софинансирования. Последние пару лет нам удалось полностью исключить такие трудности за счёт снижения до минимума доли местных бюджетов. Даже если муниципалитет что-то должен генподрядчику, то это смешные суммы в 100 или 200 тысяч рублей. Однако есть "хвосты", тянущиеся с 2008-2013 годов. В правительство поступают сигналы от не получивших полный расчёт компаний. Сейчас мы обобщаем эту информацию и, естественно, в рамках своих возможностей будем помогать добросовестным организациям взыскивать средства с местных администраций. Положительные прецеденты уже есть. Работа в данном направлении будет продолжена.
— Даже "Балтлитстрою" будете помогать? По их словам, у компании скопилось много претензий к муниципальным заказчикам.
— Быть может, я вас удивлю, но мы уже помогаем "Балтлитстрою" истребовать недополученные ими средства от муниципальных заказчиков, но только в тех случаях, где правота компании подтверждена документально. Однозначная позиция правительства области по всем таким случаям — законодательство должно исполняться в любом случае. Если работы выполнены и их качество соответствует требованиям, то они должны быть оплачены в соответствии с заключённым контрактом и дополнительными соглашениями к нему.
— Но есть ведь и ситуации, когда имеется задолженность перед генподрядчиками по средствам регионального и федерального бюджета. В частности, тот же "Балтлитстрой" утверждает, что с ними не расплатилось областное правительство.
— Поскольку взаимоотношения с генподрядчиком театра эстрады перешли в формат судебного разбирательства и со стороны правительства уже неоднократно давались подробные разъяснения на эту тему, я бы не хотел останавливаться на данной проблеме. Повторю только то, что государственный заказчик расплатился с "Балтлитстроем" в полном объёме согласно заключённому контракту и допсоглашениям к нему. Мы выставили финансовую претензию компании за срыв сроков в размере 141 млн рублей, штраф в размере 11 млн и требование исправить выявленные в ходе эксплуатации объекта недочёты.
На сегодняшний день ни перед кем из генподрядчиков у правительства области и бюджета Российской Федерации просроченной задолженности нет.
— А что делать с калининградскими субподрядчиками театра эстрады, с которыми не расплатился "Балтлитстрой"?
— Однозначно помогать! Я их недавно собирал, мы вместе думали, работали над общим планом действий по взысканию долгов с генподрядчика. Ведь на субподряде "Янтарь-холла" были калининградские компании, наши земляки, которые подставили своё плечо в трудную минуту и не подвели. Поэтому правительство сделает всё возможное, чтобы они получили заработанные средства в полном объёме. Пока мы рекомендовали субподрядчикам подавать в суд на "Балтлитстрой" о взыскании долгов. Есть ещё несколько идей, оглашать которые пока преждевременно.
— Как в целом оцениваете совместную с депутатами думы работу по контролю за исполнением ФЦП?
— Очень позитивно, и председатель профильного комитета думы, насколько можно судить по итогам состоявшегося совещания, разделяет это мнение. Помощь депутатов никогда не лишняя. Поймите, у нас десятки объектов ФЦП, чисто физически проконтролировать каждый очень сложно. Поэтому я благодарен депутатам за то, что они помогают держать нерадивых подрядчиков и не очень активных глав муниципалитетов в тонусе.