11:00

Калининградская энергетика должна быть рассчитана на различные виды топлива

  1. Интервью
О различных видах топлива в связи с географическим положением Калининграда и экологических последствиях строительства электростанции на угле для жителей посёлка Взморье рассказал доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой судовых энергетических установок и теплоэнергетики Калининградского государственного технического университета Александр Филонов. 
 
— Правительством РФ для Калининградской области принят газо-угольный сценарий развития энергетики. Если к станциям на газовом топливе отношение лояльное, то строительство электростанции на угле вызывает сомнение — вчерашний день какой-то.
 
— Пока нет готовых проектов этих электростанций, говорить о том, что какая-то станция плохая или хорошая, рано. Когда будут готовые проекты, тогда будет ясно, что это за станции, какое оборудование будет стоять для предотвращения выбросов оксидов азота, серы, золы в окружающую среду. Могу сказать, что существуют жёсткие нормы проектирования тепловых электростанций, которые определяют допустимые выбросы загрязняющих веществ в дымовых газах, кроме того, оговаривается содержание вредных веществ в сточных водах. Отмечу, что требования, которые заложены в этих правилах, порой оказываются жёстче европейских.
 
— Какой, на ваш взгляд, вид топлива может быть приоритетным?
 
— Нельзя полагаться только на один газ. Географическое положение региона и то, что калининградская энергетика может начать работать в изолированном режиме, диктует нам необходимость, во-первых, иметь 100-процентный запас электрической мощности, а во-вторых — иметь станции, работающие на различных видах топлива.
 
— То есть, вы полагаете, что уголь вполне может быть запасным вариантом топлива?
 
— Должен быть и уголь, и мазут, чем больше будет различных видов топлива, тем лучше. Если смотреть в плане долгосрочных перспектив, то для развития калининградской энергетики это — природный газ, уголь и мазут. В Калининградской области три станции проектируются на газе и одна на угле, для неё мазут является резервным топливом, и это хорошо, потому что случись авария или перебои снабжения на газопроводе, эта станция будет вырабатывать электроэнергию для школ, больниц, домов и объектов Министерства обороны до завершения работ на газопроводе. Важным преимуществом угля является возможность хранения значительного запаса энергетического топлива на территории ТЭС.
 
— Сейчас много говорят о развитии альтернативной энергетики. Как вы считаете, могут ли ветропарки и солнечные батареи стать адекватной заменой, например, угольной электростанции?
 
— Когда мы говорим об энергетике Калининградской области, то здесь должны развиваться несколько направлений, в том числе и возобновляемые источники энергии, то есть это энергия ветра, солнца и биоэнергетика. Но, к сожалению, ни ветроустановки, ни солнечные батареи не сумеют покрыть потребность области в электроэнергии. Я сомневаюсь, что даже через 10 лет эти источники энергии будут покрывать 10% потребностей региона.
 
— А, например, станцию в п. Взморье Светловского городского округа может заменить ветропарк или солнечные батареи?
 
— Давайте посчитаем. Проектируемая угольная станция имеет мощность 190 МВт. Средняя мощность ветроэнергетической установки — это 1-1,5 МВт, тут легко догадаться, что в качестве альтернативы этой станции нужно построить 190 "ветряков". Современные ветроустановки имеют мощность порядка 4 МВт, а это почти 50 установок. Разместить такой громадный ветропарк на территории Калининградской области будет непросто, так как этим установкам нужно иметь резервную мощность в 2-3 раза больше, потому что сегодня ветер есть, а завтра нет, а энергетика области не может зависеть от капризов стихии. Приведу пример: в Литве ветропарк мощностью 220 МВт вырабатывает сейчас всего 80-100 МВт.
 
Солнечные батареи гораздо менее эффективны, их мощность меньше, чем у ветроустановок. Кроме того, это нужно принимать серьёзную программу для развития солнечной энергетики на уровне Правительства РФ, строить здесь свои заводы, которые бы смогли производить собственные надёжные и дешёвые солнечные батареи. Вложения нужны колоссальные. Дорогая это будет энергия, прежде всего для рядового потребителя.
 
— Есть ещё один вид топлива, который можно рассматривать как замену углю — торф. Насколько он эффективен?
 
— В Калининградской области достаточные запасы торфа, но они не безграничны. В прошлом в регионе уже обсуждалась идея строительства паротурбинной станции на торфе, но её отмели по следующим причинам. Калорийность торфа гораздо ниже, чем угля, следовательно, расход этого топлива будет гораздо больше. Кроме того, торф — это влажное топливо, а это значит, что к затратам на логистику добавляются расходы на предварительную подготовку, т. е. сушку. Ещё один момент надо учесть. Как я уже говорил, запасы торфа не безграничны, а это значит, что станция не успеет выработать свой ресурс, когда кончится топливо.
 
Безусловно, торф нужно использовать, но только не для выработки электроэнергии. Им можно отапливать жилые дома, его можно использовать в квартальных котельных, в индивидуальных домах, но, ещё раз подчеркну, ни в коем случае не для выработки электроэнергии. Когда идёт речь о выработке электроэнергии, на любом источнике расход топлива увеличивается в несколько раз по сравнению с затратами топлива на выработку тепла. Это не тот путь, по которому можно двигаться, потому что мы очень быстро сожжём весь запас и надолго торфа не хватит.
 
— Жителей, конечно же, волнует экологический аспект строительства угольной станции.
 
— Относительно угля могу сказать, что при его сжигании образуется зола. С другой стороны, уголь на порядок меньше даёт выброса оксида серы, чем тот же высокосернистый мазут (0,2-0,3% уголь, 2-3% мазут). Иными словами, выбросы оксида серы при сжигании мазута будут больше, чем при использовании угля. Что касается экологических требований, ещё раз хочу подчеркнуть, что существуют достаточно жёсткие нормы проектирования новых электростанций, которые заставляют проектировщиков оснастить станцию всем необходимым оборудованием по улавливанию оксидов азота, серы и частиц золы.
 
Я ознакомился с документацией по угольной станции на сайте госзакупок. Там все эти требования оговариваются. Новая станция будет оснащена системой очистки дымовых газов и переработки сточных вод. Сейчас ни одна станция без всего этого не строится. Вода в Калининградском заливе имеет повышенную минерализацию и для охлаждения конденсаторов турбин использоваться не будет, поэтому в технических требованиях на проектирование рассматривается оборотная система охлаждения с сухими градирнями вместо прямоточной. Это плюс для экологии, так как нагретая в конденсаторах вода сбрасывалась бы в залив, а в данном случае этого не будет.
 
— Многие высказывают опасения, как калининградская энергосистема будет работать в изолированном режиме.
 
— Для работы в изолированном режиме, то, что строят четыре новые станции, это хорошо, потому что мощность, потребляемая Калининградской областью летом и зимой, будет разнесена между всеми этими станциями. Основная нагрузка ложится на Калининградскую ТЭЦ-2 и на строящуюся рядом Прегольскую ТЭС (440ВМт), Маяковская и Талаховская ТЭС — пиковые. То, с какой нагрузкой будет работать станция во Взморье, зависит от нескольких факторов. Допустим, оборудование ТЭЦ-2 выводится из эксплуатации на ремонт или техническое обслуживание, значит, часть нагрузки ляжет на эту станцию. С точки зрения безопасности, региональная энергетика должна быть рассчитана на различные виды топлива.
 
Справка. Филонов Александр Георгиевич, доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой судовых энергетических установок и теплоэнергетики Калининградского государственного технического университета. Научные направления кафедры — судовые энергетические установки и теплоэнергетика, промышленная теплоэнергетика.