В этом году российскому учебному парусному судну "Крузенштерн» исполнится 90 лет. Когда огромный парусник заходит в порт, люди видят только эту величественную красоту. Но мало кто знает о подводных камнях, с которыми сталкиваются мореплаватели. Журналист "АиФ-Калининград" встретился с его капитаном-наставником Михаилом Новиковым.
- На паруснике курсанты со всей России проходят первую морскую практику. Стихия не пугает?
- Задача капитана в том и состоит, чтобы избегать опасностей стихии. Но все предугадать невозможно. Например, во время кругосветного плавания 1996 года, тогда я был еще вторым помощником, мы шли в Токио и попали в шторм посреди Тихого океана.
В прогнозе давали 10 баллов, а получили все 12. А это волна до десяти метров высотой и ветер до 40 метров в секунду в порывах. Он тогда порвал нам несколько парусов. Вообще "Крузенштерн" строили с большим запасом прочности. Весь комплект мачт и рей весит около 200 тонн. Оба главных двигателя тогда работали на постоянный ход, но судно практически стояло на месте. Бывало, крен достигал 35 градусов. В таких ситуациях главное, чтобы люди чувствовали себя уверенно, без паники выполняли команды. И это полностью зависит от капитана. В экстремальных условиях провели двое суток. Несколько человек после такого испытания не захотели продолжать плавание, сошли на берег во Владивостоке и отправились домой. Но для большинства курсантов практика на парусном судне - одно из самых ярких событий
- Говорят, у каждого судна - свой характер. Объяснить это с рациональной точки зрения невозможно, но… Что нравится вашему паруснику?
- Судно хорошо себя показывает в гонках. Ему нравится состязаться. Большая часть экипажа - молодежь. И энергетика, которую она излучает, сказывается на духе корабля. Нашим курсантам на заходах в иностранные порты нравится выстраиваться в линию, кричать всякие "кричалки", махать фуражками, подниматься на мачты, показывать, что они чему-то научились. Это создает некий задиристый образ самому судну. Оно показывает, что, несмотря на солидный возраст, может быть дерзким. У него характер настоящего винджаммера - так раньше говорили о парусниках, которые "выжимают" ветер.
- Какие интересные традиции есть на судне?
- Прежде всего, это купание в парусе за бортом. И, конечно, пельменный аврал. С утра звучит команда старпома: "Пельменный аврал! Пельменный аврал!". И все свободные от вахт - от капитана до курсанта - отправляются лепить пельмени. За день нужно наделать не меньше семи тысяч - по 35 на человека, чтобы всем хватило.
- Барк участвовал в сочинской олимпиаде. Какая у "Крузенштерна" была миссия?
- Мы продумали маршрут в Сочи так, чтобы ребята смогли посетить интересные места и приобщиться к олимпийскому движению, почувствовать его дух. В 2014 году заходили в греческий город Патры, организовали автобусную экскурсию в Олимпию на первый олимпийский стадион. Курсанты и экипаж побывали на том месте, где зажигался Олимпийский огонь.
После этого в итальянском порту Бари от лампады в базилике Св. Николая зажгли огонь. И частицу святыни вместе с иконой привезли в Сочи. Мы передали их Александру Жукову, президенту Олимпийского комитета России, и уже на следующий день трое наших лыжников заняли весь пьедестал почёта. Всем курсантам удалось посмотреть соревнования: хоккей, фристайл, фигурное катание. Событие было грандиозное. Очень горды за державу.
- У вас на борту бывают известные люди. Встречи с кем запомнились?
- В 2010 году в Каракасе (Венесуэла) на борту "Крузенштерна" побывали наш нынешний президент, а тогда премьер-министр РФ Владимир Путин, и президент Венесуэлы Уго Чавес. Они провели короткую встречу на борту.
- Меняется ли отношение к экипажу и паруснику в зависимости от международной обстановки?
- Люди в любом порту настроены к "Крузенштерну" очень позитивно. Конечно, беспокоит возможность арестов по судебным искам к РФ. Приходится при содействии приглашающей стороны организовывать юридическую защиту в зарубежных портах.
- Какие сложные решения вам приходилось принимать?
- Когда судно участвовало в гонке от Бермудских островов до США, ночью ударил такой сильный шквал, что у нас сломало мачту. До дома далеко, до Америки - ближе. Что делать, когда 16 тонн железа повисли на снастях? Решили зайти в Америку - отпилить полмачты и продолжить маршрут, а ремонтироваться уже в России. Экипаж сработал оперативно: отрезали и разоружили мачту, вовремя появились на открытии фестиваля. Все наши обязательства перед американцами по поводу проведения мероприятия выполнили. Никто и не заметил, что у нас что-то случилось.
- У вас на борту много женщин. Это сильно осложняет жизнь?
- Женщины у нас и среди судоводителей, и среди преподавателей. Плюс повара, буфетчицы, машинист по стирке, матрос-уборщик. А последние годы стали девушки-курсантки приходить. На судне такая же жизнь, как и на берегу: люди встречаются, влюбляются, некоторые женятся. Бывало, что кто-то из экипажа или курсантов знакомился с иностранками. Один из курсантов со временем женился на немке, другой - на датчанке.
В прошлом году работала третьим помощником капитана Мария Александровна. Вышла замуж за матроса с нашего судна. Красивая история получилась.
- Что интересного планируете в этом году? Юбилей всё-таки.
- Примем участие в международном фестивале в Бресте (Франция), в крупнейшей европейской парусной регате. Затем будет Балтийская регата с посещениями портов Балтийского моря. А в сентябре, после возвращения, собираемся праздновать 90-летие судна в Калининграде. Готовим для калининградцев сюрприз.