Заместитель главы Минпромторга России Дмитрий Овсянников в интервью Клопс.Ru рассказал о перспективах развития промышленности в Калининградской области и чем министерство планирует ей помогать.
— В марте прошлого года вы приезжали в Калининградскую область и посетили ряд местных предприятий. Что изменилось в местном промышленном секторе за минувший год?
— Те предприятия, на которых я тогда побывал, в частности "Балткран", индустриальный парк "Балтик" и ряд других — они включились в работу с Минпромторгом и по части импортозамещения (здесь речь идет о "Балткране") и по другим мерам поддержки. В эту поездку я оценил текущее развитие судостроительного завода "Янтарь" и Калининградского янтарного комбината.
Я вижу необходимость реализации конкретных мер, направленных на поддержку промышленных предприятий, находящихся здесь: на развитие их производственной кооперации с предприятиями России, на увеличение объема локализации. С тем, чтобы на экономике региона в меньшей степени отразились те изменения, которые грядут с 1 апреля 2016 года.
Мы обсуждали с калининградскими промышленниками, каким образом можно демпфировать эту ситуацию, нивелировать предстоящие изменения через внесение корректив в нормативное поле, которое регулирует деятельность экономики. Все готовятся и озвучивают те сложности, которые у них возникают или теоретически могут возникнуть после прекращения действия режима ОЭЗ, стимулируют нас быстрее устранять эти проблемы и предлагать новые решения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ Минпромторгом России разработан и реализуется план развития промышленного потенциала Калининградской области. Да, ситуация меняется, и предприятия все больше вовлекаются в работу с министерством — пользуются теми инструментами поддержки, которые есть. Вот, что я увидел.
— Вы сказали об ориентации местных предприятий на работу с российскими рынками, но ведь в Калининградской области очень много проблем с доставкой грузов в Россию через территорию иностранных государств.
— Эта проблема уже решена. Принято соответствующее постановление на субсидирование затрат на грузоперевозку железнодорожным транспортом. Предварительно мы собрали данные по различным отраслям промышленности о том, как изменяется себестоимость выпускаемого товара из-за удаленности территории производства и необходимости платить повышенный железнодорожный тариф, как это влияет на экономику предприятий. Мы аргументировали свою позицию перед Правительством России, она была услышана и постановление было утверждено, средства на выплату субсидий были предусмотрены в федеральном бюджете.
— С железной дорогой всё понятно. А вот с транспортировкой грузов автомобильным транспортом (ведь большое количество грузов калининградские предприятия возят фурами), там когда-нибудь получится разработать механизм субсидирования?
— Если такая проблема будет обозначена со стороны Калининградской области, мы со своей стороны обязательно её отработаем. Оценим её влияние на отрасль — если оно существенное, то сделаем необходимые расчеты и сформируем предложения по дополнительным мерам поддержки. Вот, например, лесопромышленная отрасль (малые частные предприятия) производят определенные изделия, работали по "упрощенке" и не платили НДС из-за режима ОЭЗ. На них отмена льгот повлияет существенно — они сразу становятся не конкурентоспособны. Если в части автотранспортных перевозок проблема аналогичного масштаба, то мы примем участие в её разрешении.
А если речь идет о том, что экономика конкретного бизнеса позволяет зарабатывать и постановка проблемы нужна для "не снижения" исключительно его прибыли, то это уже совсем иная история. Каждая ситуация требует предварительного анализа.
— Что можно сказать об инвестиционной привлекательности Калининградской области? В начале 2015 года региональная корпорация развития озвучивала не совсем утешительные результаты своего мониторинга различных рейтингов.
— Рейтингование регионов полезно тем, что оно по определенным параметрам позволяет реально определить эффективность деятельности властей региона по привлечению инвесторов. Но я бы не хотел давать оценку, не имея на руках полных данных по итогам 2015 года. По крайней мере, предварительно можно сказать, что область сохранила свои позиции на прежнем уровне.
У Калининградской области есть много дополнительных возможностей, которые можно использовать. Мы все знаем активные регионы, например, Тюменская, Ульяновская области, Татарстан, которые географически, с точки зрения доставки товара в Европу, находятся в менее выгодном положении. Они могли бы ставить перед правительством страны вопросы о субсидировании перевозок, о дополнительных мерах поддержки... Но они работают, создают условия, и инвестор приходит на их территории, размещает производства.
Поэтому не надо ждать, перекладывать решение проблем. Наоборот, надо действовать, использовать свои преимущества, свое географическое положение — ведь, фактически, вы находитесь в очень удобном для развития бизнеса месте.
Калининградская область должна пересмотреть свои место и роль в экономике государства. Вместо "ворот" для захода импортных товаров в РФ, она должна стать форпостом по экспорту российских товаров в Европу. Это лучший тренд, к которому нужно стремиться. Частично такая трансформация происходит уже сейчас, например, специализация ваших индустриальных парков "заточена" именно на это.
— Вы посетили судостроительный завод "Янтарь", какое будущее ждет предприятие?
— Завод "Янтарь" будет ключевым исполнителем как по гособоронзаказу, так и в части производства судов гражданского назначения. Предусмотрены заказы по рыболовецким судам. Сейчас руководство области активно прорабатывает размещение дополнительного заказа на изготовление железнодорожных паромов. Соответственно, доля "гражданской" продукции в производственной программе завода будет расти.
— На объеме заказов от Минобороны не скажется недавняя история с многомиллионным долгом, который ведомству пришлось взыскивать с завода через суд?
— Как человек, часть трудовой биографии которого связана с работой в руководстве крупных промышленных предприятий, могу сказать, что сложности в производственно-финансовой деятельности любого завода присутствуют всегда. Срыв заказа, недопоставка, некачественная поставка, аттестация... Вот сегодня очень много говорилось о моментальном изменении экономических условий по выданным займам (когда Сбербанк и другие кредитные учреждения в декабре 2014 года направили уведомления об изменении процентных ставок) — произойти может все, что угодно. Задача менеджмента — преодолеть эти сложности и обеспечить возможность дальнейшего развития.
Сейчас на "Янтаре" нет критической ситуации, в частности, угрозы приостановки деятельности — положение предприятия улучшилось. Оно берет в работу все новые заказы. Только в этом году запланирован спуск на воду четырех новых судов. Это вселяет оптимизм и уверенность в будущем завода.
— Кстати, о сложностях: сегодня во время вашей встречи с представителями местного бизнес-сообщества, были ли озвучены какие-то конкретные жалобы? Вот мебельщики наши, к примеру, тревогу бьют.
— Мебельщики — это пример. Сейчас речь идет обо всех предпринимателях, работающих по упрощенной системе налогообложения. Есть четкое понимание того, что перемены, связанные с окончанием режима ОЭЗ, могут коснуться большого количества предпринимателей.
Правительство Калининградской области прорабатывает эту ситуацию, лоббирует интересы бизнеса региона, просчитывает возможные варианты развития событий и предлагает упреждающие меры. В их числе, уменьшение ставки налогообложения. Голос региональных властей услышан в федеральных министерствах.
— Какие предприятия в Калининградской области участвуют в госпрограммах, в каком объеме они получают поддержку?
— В целом господдержка предприятий Калининградской области по разным программам за последние два года превысила 8,8 миллиардов рублей. У нас сегодня есть план действий и на 2016 год. В преддверии заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области, которое состоится в ближайшее время, мы вместе с региональным правительством отработаем все предложения, в реализации которых Минпромторг России может оказать содействие. Их перечень широк: от дополнительной "загрузки" местных предприятий и принятия необходимых нормативно-правовых актов до привлечения средств фонда развития промышленности, а так же субсидий других федеральных органов власти. Одна из главных задач проведенных в ходе этой поездки встреч и совещаний как раз и заключалась в том, чтобы обсудить те мероприятия, которые Минпромторг России включил в план развития промышленного потенциала Калининградской области, — это порядка 20 пунктов.
— Основные пункты можете перечислить?
— Можно объединить их в несколько крупных блоков. Во-первых, это, повторюсь, разработка нормативно-правовых актов: законы Калининградской области, внесение изменений в федеральные нормативные акты, Налоговый Кодекс, постановления Правительства РФ. Этот блок подразумевает как наше прямое участие, если речь идет о субсидиях Минпромторга, или разрабатываемых министерством правовых актах, так и поддержку позиции Калининградской области в других федеральных ведомствах – Минфине и Минэкономразвития России.
Во-вторых, это увеличение объемов "загрузки" производственных мощностей завода "Янтарь", в том числе, в части обеспечения госзаказом и размещения дополнительных заказов.
В-третьих, это рассмотрение инвестиционных проектов, которые обозначила Калининградская область: "Веста", "Стриктум" и множество других, создание проекта под программы развития янтарной отрасли. Помимо этого, мы будем оказывать содействие по предоставлению доступного объема кредитования при реализации инвестпроектов. Так, Фонд развития промышленности может содействовать в выдаче льготных займов предприятиям Калининградской области.
В-четвертых, это поддержка ваших предложений и проектов для включения их в Федеральную целевую программу по Калининградской области. Например, в аналогичную ФЦП Крыма включены проекты создания четырех индустриальных парков — предусмотрено финансирование в размере 5,5 миллиардов рублей. У вас, насколько я знаю, на инфраструктуру парков ранее было заявлено всего 500 миллионов. Сейчас руководство области подготовило и направило нам новые предложения (уже от миллиарда по каждому парку) и мы их поддержали. Минпромторг готов помогать региону в вопросах оказания финансовой поддержки.
В-пятых, это постоянное методологическое взаимодействие при реализации планов по импортозамещению. В частности, по продукции "Балткрана". Сегодня мы ориентируем российские корпорации, будь то "Норильский никель" или "Росатом", на приобретение и увеличение объемов закупок продукции нашего отечественного производства.
— Вы сказали о векторе "импортоопережения", который необходимо взять в общей модели калининградской экономики. Есть какие-то конкретные механизмы для того, чтобы это было реализовано?
— Я считаю, что действия чиновников не дадут эффекта до тех пор, пока не придет конкретный инвестор и не скажет "я готов здесь построить такое производство, дайте мне коммуникации, электроэнергию, не мешайте и тогда я буду работать на Россию и на Запад, буду увеличивать объемы производства". У нас нет функций искать конкретного инвестора для Калининградской области. Минпромторг России может применить инструменты поддержки для помощи инвестору, который придет в ваш регион, чтобы реализовать свой проект. Ключевая роль в процессе привлечения инвесторов отводится именно региону, а не Минпромторгу России.
Калининградская область должна научиться притягивать к себе инвесторов как пылесос. Основные приемы: выполнение взятых на себя обязательств, сжатые сроки выдачи разрешений, понятные правила игры, открытая инвестиционная политика.
— В региональном правительстве сейчас новая команда. Как вы взаимодействуете?
— Министр промышленности и торговли России Денис Валентинович Мантуров ориентирует меня, как своего заместителя, максимально сотрудничать с регионом. И могу с уверенностью сказать, что Калининградская область — хороший пример организации эффективного взаимодействия. На должность вице-премьера, курирующего вопросы промышленности, пришел новый человек и сразу увидел, что нужно сделать, где есть недоработки. Вопросы по таможенной службе и двойной налоговой нагрузке — их на сегодняшних совещаниях поднял именно зампредседателя правительства Антон Алиханов. Когда есть такая активная позиция, нам остается только поддерживать ее, работать совместно, принимать вашу сторону.