11:54

Калининград сравнивают с Берлином и Гданьском, а бюджет-то — как у Пупырловки какой-то

  1. Интервью

Глава Калининграда Александр Ярошук в интервью Клопс.Ru рассказал о том, почему ему стыдно за автобусы, на которых ездят калининградцы; почему он не может остановить точечное строительство; когда в Калининграде появится надземное метро; об отсутствии полномочий у мэра. Вопросы Ярошуку задавали сами калининградцы в рамках онлайн-конференции, которая проходила в социальных сетях — в сообществе Клопс.Ru Вконтакте. За час градоначальнику задали более 400 вопросов. Часть из них вошли в это интервью.

— Вопрос от Дмитрия: на улице Емельянова образовываются пробки...

Ярошук: — Я согласен полностью с Дмитрием. Аллея Смелых — это кромешный ад, особенно утром и вечером. Мы сделали проект реконструкции Аллеи Смелых в рамках 2018 года (подготовки к чемпионату мира по футболу — ред.), сделали Емельянова и Дзержинского — там будет расширение. И самое главное: сделали проект Восточной эстакады, которая будет идти через весь Московский проспект на Остров, третья часть соединится с развязкой на Емельянова, на рынок. И конечно же, на сегодняшний день на это денег нет. Говорю вам честно, откровенно. В планах все проработки есть. Обращаемся во все программы — федеральные, целевые, но пока утверждения по финансированию нет.

— Какова цена вопроса?

— Миллиард. Там надо делать развязки. Это надо делать с мостом через Остров, потом должна пойти на Восточную эстакаду на Дзержинского. Развязка через Дзержинского, переезд и дальше по Емельянова. Дорожная ситуация улучшится, когда Северный обход заработает. Обстановка разрядится на Емельянова, но это будет только к концу 2016 года.

— Это отчасти затронет и проблему неотремонтированной Емельянова. Пишут, что большегрузные машины разбили её в хлам.

— Да, разбили очень серьёзно, мы всё знаем.

— Эта проблема также будет решена до конца 2016 года?

— На Сельме отвод будет достроен, на это деньги есть. По остальным пока вопрос.

— Не могу не спросить про другой транспортный узел, находящийся недалеко от Южного вокзала. Перекрёсток проспекта Калинина с Ленинским проспектом — это один из проблемных узлов, из-за которых стоит Балтрайон. С ним что-то планируется делать?

— Планируется. Балтрайон вот тоже к 2016 году разгрузим. Вот на Аллее Смелых сделали мост, на Киевской сделали мост. Двухстороннее движение пустили. Нужно перекрёсток сделать: проект есть, денег нет. И конечно, серьёзно ухудшит положение в 2016 году ремонт Аллеи Смелых. Мы к декабрю сделаем трёхполосное движение, мост расширим. Надо съезды сделать.

— Следующий вопрос от пользователя Игоря Мафина. Он спрашивает, когда будут давать землю многодетным семьям, вставшим в очередь в 2011 году. Прошёл слух, что, вместо земли, можно будет получить квартиру.

— Да, есть у нас такая идея. 127 из 2706 человек, стоящих в очереди, уже получили землю. У нас много земли, но без сетей и технических точек подключения. Мы посчитали, что, чтобы удовлетворить всех стоящих в этой очереди и обеспечить участки сетями, надо более миллиарда, таких денег нет.

— Можно рассчитывать в этом плане на областной бюджет или федеральный?

— Конечно, если они согласятся дать.

— То есть пока никто не соглашается дать? Миллиарда лишнего не нашлось?

— Сейчас нам область должна передать 17 га земли с сетями в районе Емельянова. Там идёт обширная застройка и всё с сетями. И сейчас мы пробуем пойти другим путём: выдавать вместо участка однокомнатную квартиру. Внесём изменения в наши областные законы, и тогда это будет возможно.

Вторая часть Марлезонского балета: чтобы кто-то пришёл туда, построил там девятиэтажные дома и выдал квартиры. Понятно, вопрос в цене этого участка. Такая идея есть, мы её пытаемся проработать. Тогда, по нашим подсчётам, приличное количество очередников получат своё.

— Следующий вопрос от Людмилы Штейнберг. Александр Георгиевич, планируют ли городские власти благоустраивать ЖК "Восток", улицы Аксакова, Денисова, Флотскую? Там жалуются на тротуары, остановки, дороги, в общем, на всё благоустройство.

— Честно говоря, не собираемся пока. Я как раз выезжал на Аксакова в детсад недавно. Там огромный массив был отдан застройщику, который всё это должен был сделать. Потом при ряде манипуляций, тем чиновником, который был до меня, был подписан акт, что все эти дороги, благоустройство там уже появились. Это отдельная история. Понятно, что без серьёзного благоустройства дорог, для той же Флотской, и застройщику плохо. Я не знаю, как он будет это жильё потом продавать. Во вторник будем встречаться с застройщиком, поговорим с губернатором.

— Это обязанности застройщика?

— Да, сейчас по документам его.

— Хитрый застройщик

— Поэтому вот такая ситуация на сегодняшний день, желание есть, денег нет. Будем общаться, как помогать застройщику выполнить его обязательства.

— Пользователь Дмитрий Харламов спрашивает, когда начнётся строительство дороги, которая должна связать Чкаловск с Окружной дорогой и начнётся ли оно вообще?

— Думаю, в ближайшее время не начнётся. Вообще, чтобы было понятно, мы за 3 года потратили на проекты дорог в Калининграде 120 миллионов рублей. Экономическая ситуация изменилась, федеральное финансирование областного правительства сократилось. Мы сейчас сидим с этими проектами... Конечно, хорошо, что они есть. Мы сейчас ждём своего часа, чтобы получить финансирование на строительство тех дорог, которые нам нужны.

— Юрий Шумилов спрашивает про надземное метро, которое собирались строить, но потом проект отменили. Почему?

— Был проект. Хотели с той же Аксакова проложить его до центра. От него отказались... Даже Московский — вроде бы широкая улица, но там есть свои нормативы, чтобы его (метро — ред.) проводить. И там дома надо было бы сносить в некоторых местах, что утяжеляет весь этот проект. И никто его реализовывать не собирается.

— А сама идея надземного метро могла бы как-то исправить ситуацию?

— Ну, мы все реалисты, вы все реалисты. Как город, где живёт 700 тысяч человек, может окупить такой инвестиционный проект? А это инвестиционный проект, мы из бюджета это делать не будем. Сейчас никто деньги в такие футуристические проекты вкладывать не будет. При принятии того или иного решения должна лежать какая-то экономика, её здесь нет, экономики.

— Евгения Калиничева спрашивает про памятник Владимиру на площади, одним из инициаторов установки которого были вы. Евгения считает, что площадь сильно застроена, и она спрашивает, надо ли было в кризис тратить деньги на памятник, который, по её мнению, не очень нужен?

— Ну это её личный взгляд.

— По поводу денег. На самом деле, большие деньги, которые можно было сэкономить…

— На сам памятник никто ничего не тратил, только на благоустройство той же площади. Чтобы понятно было. Памятник сам — это отдельная история. Его ещё должен утвердить Совет по культуре, как он будет выглядеть.

— Вопрос от молодой мамы Арины Мельник. Её очень волнуют тротуары на улице Леонова. Ей там тяжело гулять с коляской.

— Правильно мама говорит. Ещё раз хочу сказать всем калининградцам. Я ещё с тех пор, когда был бизнесменом, ко всему подхожу концептуально. Сначала надо определить цель, стратегию, после пишешь свойства ресурсной базы. Что ты можешь сделать, что ты не можешь сделать. Потом распределяю приоритеты. Я так же, как в бизнесе, подхожу к управлению городом.

Когда я пришёл восемь лет назад, мы все помним, вернее, мало кто помнит, а я помню, какая повестка стояла. Мои 5-6 часов сна, постоянные совещания, моё здоровье, моё время, которое я не уделял своим близким и родным. Первый вопрос той повестки — вода. На Сельме говорят: "Дайте воды". Октябрьский, Центральный: "Дайте воды после 10 часов вечера. Дайте нам дороги, чтобы проехать". Сейчас проблем нет. Огромные средства были потрачены на это.

Я вам сейчас о проблемах буду рассказывать. Следующий вопрос — это жилой фонд. У нас было более 1700 крыш, которые гнили. У нас были серьёзные проблемы с мостами — на Киевской, Железнодорожной, Аллее Смелых, на Суворова. Ещё одна проблема — очередь в детские сады — 27 тысяч — меня каждый день мучили на каждом собрании: сделайте что-нибудь, чтобы мы могли куда-то детей отвести. Сволочи, негодяи, все садики раздали! Ну действительно, такая ситуация была. Вот я приоритеты по годам расписал, я посмотрел, сколько денег в бюджете: там садичек построил, там тротуарчик отремонтировал, там фасад подладил. Я посмотрел — денег не хватает. Ремонт дома — это крыша и подвал, чтобы дом не развалился хотя бы. А фасады уже потом, когда ситуация изменится. Мы крыши практически все сделали. Программа была, было бюджетирование. По фасадам ещё много чего надо сделать, но тем не менее мы сохранили здания.

Следующее: дороги. По-хорошему, надо было сразу делать и тротуары. Но посмотрели, что денег нет. Помимо дорог ведь надо делать и все сети под ними. Это серьёзно всё удорожало. Да, я за счёт тротуаров сделал очень много дорог в Калининграде!

И конечно же, мосты, на которые нужны миллиарды… Мы нашли решение и каждый год делаем по мосту. Остался один — на Суворова. По всем мостам надо было в районе 3,5 млрд.

Полмиллиарда — мост на Аллее Смелых, 380 млн — мост на Суворова, 260 млн — это мост на улице Железнодорожной. Тогда было под миллиард решение на Киевской. Мы за 280 млн расширили всю Киевскую, за 60 — сделали Аллею Смелых, за 48 млн сделали на Железнодорожной. За 60 миллионов, экспертиза уже подтвердила, сделаем улицу Суворова, кроме этого, там сети на 40 миллионов. За 100 миллионов — трёхполосную дорогу.

Когда Георгий Валентинович (Боос — ред.) ушёл, а Николай Николаевич пришёл,  финансирование остановилось. По новому эстакадному мосту мне пришлось брать кредиты в три миллиарда. У меня был выбор: при отсутствии финансирования всё остановить, и он точно так же, как в 76 году, не был бы достроен, либо брать и принимать решение. Я принял решение и взял кредит, однако там остались нюансы. Надо доплатить 658 млн, чтобы окончательно рассчитаться с подрядчиками и доделать кое-какие работы.

Это грандиознейший проект, по которому я лично принимал решение и не каждый бы с этим справился. Им будут пользоваться многие десятилетия. Это важнейший объект для жизнедеятельности города. Теперь подошла очередь тротуаров, хотя ситуация с бюджетом тяжелейшая. Я пообещал, что каждый год буду делать методично. Понимаю, что мамам, гуляющим с колясками по тротуарам, это жизненно важно.

Когда я начал управлять городом, та система, которая была раньше, когда мэру позвонили или председателю комитета с просьбой быстренько сделать тротуарчик, кусочек дороги или заштукатурить оставшуюся половину дома, — я так не могу. Меня так не учили. У меня три высших образования, но меня так не учили. Да, я лучше будут плохим для этой женщины, которая ходит с коляской, я у неё попрошу прощения, но к своей работе я применяю системный подход, и сейчас подошла очередь тротуаров. Со следующего года мы начинаем тратить сотни миллионов на тротуары.

— Мы говорим обо всём городе?

— Обо всём городе. Мы это будем делать год, три, четыре, пять, пока не сделаем все тротуары.

— То есть с 2016 года в Калининграде начинается масштабный ремонт тротуаров?

— Совершенно верно.

— Расскажите, что это будут за тротуары.

— По центру города — везде отдельные проекты, они уже есть, с разной расколировкой старого города, много вариантов расцветок. Понятно, что внутри дворов будет лежать просто серая плитка. Калининградцы будут ходить по тротуарам и будут ими гордиться.

— Следующий вопрос от Ирины Карповой. Когда на Сельме появится полноценная поликлиника с узкопрофильными специалистами?

— Вопрос не ко мне. Все вопросы по здравоохранению, к сожалению, не к нам. Мы все участки, которые запросило правительство Калининградской области, передали Министерству здравоохранения области. Все вопросы по ремонту жилого фонда тоже не наши. По новому законодательству, с 2015 года всё это решает правительство.

— Вы сегодня ездили в парк Макса Ашманна. Вопрос совпал по времени с поездкой. Анастасия Цепелева спрашивает, когда доделают парк Макса Ашманна. Почему встали все работы, ничего не делают, кроме центрального входа, озеро не чистят?

— Ведутся работы. Сделали два озера внутри, делают качественно и правильно. Лесное озеро почистили просто, убрали столько хлама. Две недели назад оно было уже чистое.  Сейчас иду — какие-то бочки, бутылки, банки. Ну, товарищи калининградцы, мы так можем делать всё что угодно, но мы невозможно ходить за вами каждую неделю и убирать! Вы же с такой периодичностью не гадите у себя в квартирах!

— Может, те, кто в озеро гадит, и у себя в квартирах гадят?

— Может быть, но не в таком количестве же. По сути вопроса, сейчас самое главное — парк, наша жемчужина в 68 гектаров. Не тратя городские деньги, мы получили грант, поработав с нашими городами-побратимами, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве — с поляками и литовцами.  Получили грант Евросоюза, мы осушили (туда же зайти невозможно было), очистили заросли, убрали мусор, копившийся десятилетиями. Уже видно поле для творчества. Озёра стали делать. 

Сейчас повторно подаём заявку на грант, тот трёхлетний уже заканчивается. Работы приостановлены, пока нет финансирования. Самое главное, что мы его поставили на кадастр и больше никто себе не отрежет кусочек под домик. Видите, как он со 138 гектаров превратился в 68 гектаров. Все позастроили территорию парка в разные времена, сейчас этот процесс остановлен. Второе озеро осушили. Всё красивенько сделаем.

— Вопрос от работницы городской музыкальной школы Елены Мартыновой. Александр Георгиевич, ставка в 6 тысяч 665 рублей для работников музыкальных школ города — это допустимо?

— Ну конечно нет. 6 тысяч 100 никто не получает, это бред. Потому что… Жалко, что не оставляют своих координат, чтобы мы разобрались. Мы разберёмся. Трудно ответить, может, там уборщица какая-то. Понять бы… Узнайте, кто это. Здесь ничего страшного нет, мы для себя просто хотим понять.

— Вопрос развлекательного характера. Роман спрашивает, наблюдаете ли вы за контентом в сообществах в соцсетях ВКонтакте, Фейсбуке, есть ли у вас там аккаунты?

— У меня совещания, работа, я не могу следить за соцсетями, для этого есть специально обученные люди.

— Это для работы, а для себя, для души, вот просто вечером сесть и почитать Фейсбук.

— Нет, не могу. Я встаю каждый день (работа даже субботу у меня украла, и я с этим смирился, ещё в воскресенье хотели залезть, но я не дал, не дал и всё) без пятнадцати шесть. Больно не больной. Заканчивается всё полвосьмого — в девять. Какой "залезть в компьютер"? Пришёл, что-то съел, упал, тупо включил телевизор.

Мечта, когда уезжаешь на 2-3 дня, подальше в лес, чтобы вообще никого не было. Я ещё по дорожке хожу час, моё личное время счастья. Когда я включаю что хочу и слушаю.

— А что слушаете?

— У меня много аудиокниг. Вот последняя "Шантарам". Сейчас я её, правда, уже закончил. Начал другую: "Атлант расправил плечи". Поначалу она мне понравилась, но потом все эти революционные высказывания... Я с ними не согласен. И конечно же, обязательно "Житие", которое слушаю постоянно. Религиозная литература успокаивает.

— Следующий вопрос от Андрея Якимова, который при помощи нашей трансляции, по всей видимости, хочет решить свои карьерные вопросы. Он спрашивает, как можно попасть на службу в городскую администрацию?

— На нашем сайте всегда есть все предложения, которые мы публикуем, пожалуйста.

— Девушка по имени Анастасия спрашивает, когда будет вестись ремонт фасадов домов на центральных улицах. Но этот процесс уже идёт, видимо, не до всех ещё дошло.

— Если не будет финансирования, так и закроется процесс. Проекты все сделаны, вот сейчас три дома ремонтируем. На все остальные тоже есть проекты. Мы поразились людям — собрание не хотят провести, не готовы к небольшому софинансированию. Хотя это их дом и его ремонт повышает капитализацию их квартиры. Вот, например, по Ленинскому проспекту обошли все дома, желающих очень мало. Не понимаю, может, это переходный период.

— Мы уже не первый раз обращаемся к теме бюджета. Ваше мнение, какие перспективы для города?

— Перспективы плохие для бюджета. Я не говорю, что для города, город развиваться будет. Я и из ничего что-то сделаю, здесь проблем нет. Но бюджета развития у нас нет, у нас бюджет выживания. Тем не менее те программы, которые мы делаем по чемпионату мира, мы делаем. Программы по тротуарам будут идти, может не в тех объёмах, но они будут идти.

— Вы можете как-то спрогнозировать, когда что-то улучшится?

— Я думаю, да. С конца 2016 года начнётся улучшение. Но об этом я долго могу рассказывать.

— Вот уже на самом деле не один вопрос. Андрей Кулешов спрашивает, планируется ли проведение праздничных мероприятий на площади Победы в новогоднюю ночь?

— Мы организуем мероприятия на следующий день, как делали. В Рождество, однозначно, организуем. Не останемся безучастны. Праздник должен быть праздником.

Ёлка будет. Был план у нас поменять и добавить освещение, но, к сожалению, не получается. Я метался-метался и всё-таки принял решение этого не делать, калининградцы поймут, повесим старые украшения. Будет весело.

— Вопрос о точечной застройке. Тимур Абибуллаев спрашивает, можно ли вообще закрыть город от точечной застройки. Расширить строительство за счёт Окружной, а в городе больше зелёных зон оставить?

— Первое, чтобы было понятно, — все зелёные зоны поставлены на кадастр. Такого понятия, как точечная застройка, нет, есть строительство в городе. Совсем запретить невозможно. Если её остановить, наверное, сразу можно сесть в тюрьму: мне или подчинённым. Потому что, когда есть документы, выданные в соответствии с федеральным законодательством, как можно это остановить? Только по беспределу.

— То есть запретить мы не можем по закону?

— А как, если у человека все документы? Весь список согласований. А ты, получив этот список, обязан выдать разрешение на строительство. Вот "Импера холдинг" за Музеем янтаря. Вчера состоялось совещание. Почти семь лет не давал им строить. Решение суда было в их пользу, он постановил выдать им разрешение. Но за это время, вы видели, что должно было там быть, 58 тысяч квадратных метров от Невского до озера. Теперь у них только возле Невского небольшой кусочек, там будет пяти- или шестиэтажное здание. А вот эта вся земля возле озера будет благоустроенной территорией. Вот за это мы почти семь лет сражались. Семь лет, вдумайтесь! Как можно это остановить, я семь лет сражался, чтобы этот гигант не возник. 44 зелёные зоны, которые остались на карте города. Вот за них я два-три года в судах. Я же не могу по беспределу. Это раньше, можно сказать, никакого законодательства не было, мэр был царь. Я бы сказал: "Здесь ничего не будет, до свидания!" И ничего не будет строиться. Мэр являлся хозяином городом.

— Вам не хватает этих полномочий?

— Нет этих полномочий сейчас. Ты не можешь ничего сказать, все регламентировано. В другом государстве живём. Поэтому и трудно общаться с бабушками, дедушками, с населением, потому что они остались ещё там: "Я ж приходила, ты ж мэр, ты ж глава, ты хозяин". Да, я глава, только с другими функциями, полномочиями, и сейчас другое законодательство. Очень трудно этот переходный период идёт. Земельный, градостроительный кодекс вообще поменялся, жилищный кодекс тоже. Теперь нет такого, ты сказал — побежали и сделали. Мы же хотели европейское государство. Власть поменялась, должно меняться и общество.

— Катерина Федорычева спрашивает: каждый месяц в детском саду требуют деньги на воду, на нужды группы.

— Есть родительская плата, больше ни на какую воду не должно ничего собираться. В некоторых садах есть допобразование, которое не входит в обязательный образовательный стандарт, английский, например. Пожалуйста, оплачивайте. Больше ничего. Здесь надо наказать директора.

— Просят прокомментировать ситуацию с домом на Черняховского, 24а. Жильцов затопило из-за недоделанной кровли.

— Всё знаем по этому делу. Там вина тех, кто не дал денег вовремя, власти виноваты. Власти. Там подрядчик не получил свои 11 миллионов, ушёл с объекта. Сейчас деньги поступили. Сейчас будут делать, всё устранять. Там люди не виноваты, виноваты мы. Власти.

— Дарья Пантелеева спрашивает, какие планы у властей по поводу обновления подвижного состава, когда мы будем ездить на новых автобусах?

— В 2016 году будете ездить на новых автобусах по новой маршрутной схеме.

— То есть все как один новые будут? А старьё это куда?

— А старьё — это проблема тех, кто их сейчас выпускает на линию. Меня это мало волнует. Я обещал жителям. Для того чтобы поехать на новых автобусах, надо было сделать новый генплан, потом транспортную схему, после транспортной схемы — основополагающий документ, комплексная схема организации дорожного движения. Всё это мы сделали, всё оплачено, в марте все документы нам сдадут. Чтобы подойти к конкурсу, надо две серьёзные процедуры пройти — продумать лизинг-закупку. Где-то июнь-июль мы должны выпустить на нашу маршрутную сеть новые автобусы.

— Что будет с маршрутками?

— С ними ничего хорошего не будет. По новой маршрутной сети, их всего 4 маршрута с 16 машинами. Понимая, что есть всё-таки потребность их оставить, но в основном у нас будут большие и средние автобусы. Возможно, их количество увеличится до 60-70 за счёт уменьшения количества средних автобусов.

— Вопрос от Владимира Столярова с улицы Портовой. Спрашивает, чем вызвана необходимость ремонта до улицы Транспортной и кто подрядчик работ. Он считает, что там было хорошее асфальтное покрытие.

— Записал. Спасибо Столярову.

— Гертруда Дмитриевна спрашивает, будет ли восстановлен трамвайный маршрут № 1 . Если да, то когда?

— Трамвай по Тельмана не будет восстановлен. Я вообще хотел его убрать. Чем было вызвано такое решение? Хотелось расширить улицу Тельмана, которая стала второй Невского, а по улице Пролетарской открыть двухстороннее движение. К сожалению, получилось так, что мы не пошли на этот проект. Когда все посчитали и побеседовали с теми, кто хочет сохранить брусчатку, мы решили её оставить. После беседы с общественностью я поменял своё видение. После того как мы сделаем Невского, разгрузится ситуация на Тельмана. Мы трамвай хотели убирать потому, что контактная сеть и полотно, чтобы по ним запустить трамвай, — это 248 миллионов. Таких денег нет, но я подумал, что пройдёт 10-15 лет, ситуация экономическая изменится и мы перейдём к экологическому транспорту. Перейдём и к отдельно выделенной полосе, чтобы увеличить скорость передвижения общественного транспорта.

—  Вопрос от Ирины Васильченковой: будут ли расселять жильцов из ветхого аварийного жилья по улице Миклухо-Маклая?

—  Я не могу так по Миклухо-Маклая сказать, там же комиссия, мне нужно отвечать за конкретный номер дома. Когда я его буду знать, я смогу дать официальный ответ.

— Какие достижения за годы своей работы вы считаете главными, а над чем ещё надо поработать?

—  Про достижения повторяться не буду. Ещё раз о том, над чем нужно поработать. Как я говорил, это тротуары, маршрутная сеть. Мне стыдно, что калининградцы, мои земляки, ездят на таких автобусах. Необходимо выделение полос для общественного транспорта. Не говоря о магистралях, проекты которых у нас есть. Надо уповать на то, чтобы правительство страны и наш губернатор более внимательно относились к нашему городу.

— Вот необычный вопрос от Руфины Сергиенко. Она спрашивает, чем она может вам помочь? Городу и вам лично.

— Калининградцы очень активные и неравнодушные люди. Это очень важно. Наш город меняется, власть у нас другая. Были бы у нас финансы… Для меня было удивлением, три года подряд — 12-й, 13-й, 14-й — более 60% жилья у нас покупают россияне, но не калининградцы. Начали изучать этот феномен. Мы очень много создали, чтобы город стал лучшим, и самое главное — нам оказывают доверие эти покупатели.  Начиная от Севера, Сибирь, Камчатка, Сахалин, Дальний Восток. Кто-то сразу переезжает оттуда, кто-то хочет к нам переехать, когда закончится контракт по работе. Очень долго мониторили. Обычные люди среднего достатка рассматривали много городов, но выбрали Калининград. Ценовое образование, комфорт, парки, архитектура. Я к чему говорю, у населения ко мне, как к главе, высокие требования. Я к этой планке тянусь, я всё умею, но мне не хватает ресурсов.

Надо нашим жителям показать российские города — стоят грязные, трава по пояс. Огромные возможности у этих городов. А меня сравнивают с европейскими городами —  Берлином, Гданьском, Варшавой, Вильнюсом, а бюджет — как у Пупырловки какой-то. Вот и всё.

— Анастасия Маркова спрашивает о велодорожках. У нас их три, можно ли их сделать больше?

— Их будет больше. Любая новая автодорога строится только с велодорожками. Это закон, который действует. Когда будем выделять общественную полосу, будет предусматриваться место для велодорожки. И там, где будем делать тротуары, тоже предусмотрим место для велосипедной дорожки. Где есть нормативная ширина, будем выделять место под велодорожку. Где нет — будем предусматривать место для неё на полосе общественного транспорта.

— Екатерина Анишкевич пишет, что обращалась к вам, её мать была на личном приёме по поводу отопления в квартире на проспекте Победы. Она напомнила, что глава города дал поручение разобраться с отоплением в этом доме, но до сих пор никто ничего не выполнил.

— Мы сейчас запротоколируем и будем разбираться.

— Планируете ли вы очистить фасады зданий от рекламы. В городе очень красивая архитектура, но из-за этой рекламы её не видно.

— Конечно, собираемся и делаем это методично. Очень много уже убрали в центральных частях города. И самое главное, разработали регламент согласования таких рекламных конструкций. Теперь место на фасаде выделяется только с разрешения общего собрания жильцов.

 — Ольга Петрова интересуется судьбой бывшего общежития морского порта на Нансена, 78. Дом 1975 года постройки, износ дома — 40%. Жильцы боятся, что его будут сносить.

— Сходу прямо не смогу ответить. Дайте мне, пожалуйста, адрес, будем узнавать.

— Ирина Беляева интересуется, когда снимут рекламу Сбербанка с КГТУ.

— Пока не снимут. Если договор продлевать не будут, тогда снимут.

— Вопрос от девушки Кристины. С августа ведётся активная вырубка деревьев за вторым эстакадным мостом на Острове. Леса почти не осталось. Зачем понадобилась такая большая территория. Что там будет?

— Прилегающая к стадиону территория. А как стадион строить?

— Вопросы по Институту современного образования. Татьяна Авдеева пишет, что во многих школах организуют платные классы, перечисления называют добровольными пожертвованиями. Родители недовольны.

— Во всех школах точно такого нет. Вы, пожалуйста, узнайте, о каких школах конкретно идёт речь. Для меня важна обратная связь.

— Елену Муравьёву интересует судьба парка Балтийского и озера Летнего.

— Мы многое сделали, даже для собачек всё огородили. Есть у нас проект по парку, но пока не начинаем, денег нет. То же самое по Летнему озеру.

— Лика Васильева спрашивает, может ли наш мэр оказать помощь волонтёрам, которые ищут пропавших людей. На тысячу людей волонтёров только пять фонариков, больше ничего нет.

— Обязательно, пусть ко мне придут.

— Максимиллиам Алфимов спрашивает, не планируется ли включение в городскую черту новых посёлков и так далее.

— Пока не планируется.