15:05

Мы предлагаем сделать для переработчиков янтаря отдельный аукцион

  1. Интервью
Недавнее многократное повышение отпускных цен на продукцию Янтарного комбината всколыхнуло отраслевое сообщество. Предприятие называет это решение экономически обоснованным. Реальную цену солнечного камня, по утверждению руководства комбината, показали результаты первого аукциона по продаже янтаря, по итогам которого стоимость выставленных лотов увеличилась в среднем в четыре раза. Однако новые расценки оказались не по карману калининградским янтарщикам, представителям того самого малого и среднего бизнеса, на которое в деле развития переработки янтаря как раз и рассчитывают власти региона. В конце октября с ними встретился заместитель председателя областного правительства Антон Алиханов, курирующий реальный сектор экономики. Об итогах переговоров он рассказал в интервью Клопс.Ru.
 
— В качестве наблюдателя вы участвовали в первых торгах в форме аукциона на право заключения договоров купли-продажи янтаря. Похоже, что этот эксперимент действительно оказался финансово успешным для Янтарного комбината. Можете пояснить, каким образом такая форма реализации янтаря может поддерживать местную переработку?
 
— Аукцион как публичная форма продажи товаров — это нормально и правильно. И такой формат, особенно, если мы говорим о биржевой торговле, нужен. Но ситуация, когда по итогам аукциона цены устанавливаются на квартал или на полгода — опасна. Поясню, почему. С одной стороны, позиция комбината логична: как можно поставить цену ниже той, по которой сырец отторговали на аукционе? К предприятию могут возникнуть вопросы, например, со стороны налоговых органов. 
 
Но с другой стороны, этот тезис может быть подвергнут сомнению. Предположим, аукционная цена по каким-то причинам оказалась искусственно завышена. Допустим, недобросовестным покупателем. И дальше по этой заоблачной цене никто товар не покупает. Замечу, что по факту это не так: комбинат обеспечен заявками и по новым ценам. Но гипотетически представьте такую ситуацию. Что делать продавцу? Снижать цену? Или удерживать её на уровне аукционного потолка, ссылаясь, опять же, на потенциальные претензии от налоговиков?
 
Вывод: аукцион имеет смысл, если он проводится постоянно. Наверное, можно вывести из-под аукциона отдельные позиции, например, особо ценные категории янтаря. Или прописать под них отдельные процедуры и требования. Поэтому я — за то, чтобы торговать янтарем на аукционе в биржевом формате, но делать это постоянно и, желательно, всем объемом. Или объемом, максимально приближенным к ста процентам. В этом смысле акционер Янтарного комбината делает правильные шаги, только не доводит до завершения логику, которую он взял на вооружение.
 
— Чем грозит новая ценовая политика Янтарного комбината отрасли?
 
— Даже если комбинат переведет всю реализацию на аукцион, есть опасность того, что мелкие игроки начнут умирать. За ними — средние. В итоге российских игроков останется, условно, говоря, с десяток, а на рынок с таким ценами придут и будут покупать или перепокупать янтарь китайцы, итальянцы, поляки — те, кто накопил финансовые ресурсы, достаточные, чтобы убить переработку янтаря здесь, в Калининградской области.
 
С точки зрения доходов это выгодно комбинату лишь в краткосрочной перспективе. В дальнейшем покупатели сырья смогут диктовать и потребление готовой продукции, то есть, влиять на объемы добычи и ценовую политику. Подобный сценарий развития событий, конечно же, недопустим. Полагаю, что такие риски прекрасно понимают в Ростехе.
 
— Какие решения вы, как вице-губернатор, курирующий эту тему, предлагаете?
 
— На недавней встрече с янтарщиками мы озвучили предложение о формировании двух рынков. Оба должны быть представлены в виде биржевого аукциона. Но на один рынок допускаются только аттестованные российские переработчики, а на второй — все, с обычными критериями допуска. Для участников первого рынка должны быть разработаны специальные правила отбора. Не думаю, что это сложно — подобрать перечень проверяемых, контролируемых критериев. Но есть одно важное условие. Предполагается, что в определенный период, допустим, в течение 7-10 лет, с каждым годом этих критериев будет становиться больше. Соответствуешь первоначальным пяти критериям? Добро пожаловать на аукцион для переработчиков, с ограниченным количеством участников и цены будут, соответственно, ниже. Через год к пяти добавляется ещё один критерий, мотивирующий предпринимателя на развитие переработки внутри региона. Например, углубление переработки, увеличение добавленной стоимости, внедрение технологий, создание новых квалифицированных  рабочих мест, обучение. Это цена за "привилегированный" доступ к сырью.
 
В перспективе такой подход, с четкими долгосрочными правилами, должен стимулировать не только обработку янтаря, но развитие новых, смежных с янтарной отраслью рынков, например,  туристских проектов связанных с янтарным брендом, использование янтарного сырья в фармацевтике, косметологии и так далее.
 
— Как восприняли это предложение янтарщики?
 
— Они готовы его обсуждать. Есть понимание, что это государственная задача. Иначе мы останемся местом добычи сырья, просто с легализованными доходами от этой добычи. Да, замечательно, что прибыль с добычи янтаря генерируется в области, и с неё платится налоги. Но мы же говорим о мультипликативном эффекте, которого, если мы не будем развивать переработку, просто не будет.