Интервью
Автор: Константин Сериков
02.10.2015
15:07

В нынешних условиях 18 рублей за проезд в автобусе — это не так много

С января 2016 года в России вступает в силу новый порядок организации пассажирских перевозок, регламентированный федеральным законом № 220 от 13 июля 2015 года об организации регулярных перевозок пассажиров. Он позволяет местным властям в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок. О нововведениях, тарифах и о том, смогут ли воспользоваться предоставленной возможностью власти, Клопс.Ru рассказал президент некоммерческого партнёрства "Калининградский региональный транспорт" Владимир Гренц.

— Как вы оцениваете этот закон и какие главные изменения ждут калининградских пассажиров общественного транспорта в ближайшем будущем?
 
— Закон готовился более трёх лет, и транспортники всей страны его ждали. До этого местные власти сами регулировали транспортные отношения так, как считали нужным. Закон позволяет унифицировать перевозки во всей России по единому стандарту. Конечно, сейчас прибавилось головной боли как предприятиям, так и органам власти, зато поможет навести порядок с нелегальным транспортом.
 
Вот едет автобус с пассажирами, он занимается определённым видом перевозок — это регулярные перевозки, заказные, туристические или человек везёт своих друзей или родственников. У водителя или предприятия должны быть основания для этого — маршрутная карта, список пассажиров и контракт на перевозку, не может такого быть, чтобы он каждый день по одному и тому же маршруту возил родственников. Поэтому неоднократная фиксация нелегального перевозчика на линии позволяет выписать ему серьёзный штраф в размере 300 тысяч рублей. Поэтому, я думаю, благодаря новому закону нелегальные перевозки исчезнут в нашей области.

О тарифах

— Закон вводит два важных новшества — перевозки по нерегулируемому тарифу и по регулируемому. Если власти как заказчики решат взаимодействовать с перевозчиком по нерегулируемым тарифам, то он сам определяет стоимость проезда.
 
— Значит ли это, что цены взлетят? Ведь перевозчики, например в Калининграде, подсчитали, что билет в автобусе должен стоить 20 рублей.
 
— Нет, не значит. Потому что для перевозчика в новом региональном законе будет прописана норма рентабельности (прибыльности). Если он будет превышать эту норму, то любая жалоба в ФАС обернётся неприятностями.
 
— Как работать по регулируемому тарифу?
 
— Перевозчик будет получать фиксированную сумму по контракту. Это выгодно на тех маршрутах, которые считаются социальными, или убыточными, там какой тариф ни установить, всё равно он не будет рентабельным.
 
— Самим перевозчикам какая система выгоднее?
 
— Обе. Для Калининградской области есть два варианта развития событий. Либо оставить всё как есть сейчас и сделать тарифы нерегулируемыми, а при этом перевозчик будет повышать цены в зависимости от инфляции. Тогда можно будет сохранить действующую систему перевозок в области без ущерба для бюджета. Если переходить на контрактную форму взаимоотношений, то тут для перевозчика вообще никаких проблем не возникнет: у него будет договор с заранее заложенной суммой затрат, которую заказчик должен будет оплатить. Сколько соберут денег с пассажиров, перевозчика касаться уже не будет.
 
— Для пассажиров, получается, выгоднее регулируемые тарифы. Но как будут осуществляться перевозки, при которых выручка будет идти в местный бюджет?
 
— Это возможно только при наличии электронной системы оплаты проезда. Прежде чем выставить на торги маршрут, нужно определить цену контракта, в которую войдёт обновление подвижного состава, соблюдение режима труда и отдыха, расписание и так далее. Поэтому цена контракта будет довольно-таки высокой. При этом вся выручка будет поступать не к перевозчику, а к единому оператору перевозок, который должен подчиняться городу.
 
— Насколько эта система реализуема в Калининграде в ближайшее время?
 
— До чемпионата мира по футболу это достаточно реализуемо.
 
— На днях глава Калининграда Александр Ярошук заявил, что тариф на общественный транспорт должен быть в городе экономически обоснованным, при этом добавил, что стоимость проезда должна вырасти. Как можно, не подсчитав экономическую составляющую, говорить о росте стоимости проезда?
 
-  Когда перевозчики подавали документы в региональную службу по тарифам и сборам, обоснованным назывался тариф 20 рублей. В итоге стоимость проезда подняли до 18 рублей. Я не думаю, что даже сейчас она будет выше 20. Полагаю, глава города сделал предположение, основанное на фактах, предъявленных ещё в прошлом году. 18 рублей в нынешних условиях — это не так много. Но я бы начал сейчас на месте властей с внедрения электронной системы, которая покажет, что нам нужно. Пассажиры должны быть готовы к тому, что тариф будет расти. Стоимость топлива постоянно повышается, из-за курсовой разницы стало дорого приобретать запчасти.

О транспортной схеме

— С чего нужно начинать?
 
— Первым делом нужно создавать тот самый единый центр перевозок, который будет заниматься всеми электронными моментами: карточками, валидаторами и другими вещами. Чтобы эту систему запустить, нужно примерно полгода. Ещё столько же времени уйдёт на то, чтобы систему установить на общественном транспорте. Ещё полгода — на то, чтобы изучить пассажиропотоки. То есть, в каждом автобусе установить над каждой дверью датчики, которые будут считать пассажиров. С них информация должна идти на сервер в этот единый центр.
 
— Но у нас же подсчитали потоки пассажиров питерские разработчики транспортной схемы Калининграда. Этого мало?
 
— У разработчиков новой транспортной схемы информация частичная. Только на основе подробного анализа можно будет сказать, сколько в городе нужно автобусов и какого класса. После этого городская администрация как заказчик будет принимать решение, на каком маршруте, в каком количестве пускать автобусы и какого класса. Где-то пойдут обычные, где-то с "гармошкой" или автобусы среднего класса.
 
— То есть может случиться и такое, что в городе останется вся тысяча единиц общественного транспорта, которая есть и сейчас?
 
— По предварительным расчётам, городу не нужно так много транспорта.
 
— Все эти изменения должны были вступить в силу в 2015 году. Но конкурс из-за разработки новой транспортной схемы передвинули на год. И, судя по срокам, которые вы озвучили, все новшества не получится реализовать и в 2016-м. На каких же условиях тогда работать перевозчикам, какой транспорт им закупать и в каких количествах?
 
— Этот вопрос следует адресовать в городскую администрацию. Там должны объявить перевозчикам об условиях конкурса. До этого они и транспорт не будут закупать новый, хотя, я знаю, многие готовы к этому.
 
— Судя по отзывам калининградцев, новая транспортная схема — выброшенные в очередной раз деньги. Сама схема не изменилась абсолютно, добавились лишь несколько маршрутов в новые микрорайоны города. Вы как оцениваете разработку питерцев?
 
— Система пассажиропотока в городе уже сложилась. Я думаю, что кардинально менять ничего не нужно. Но нужно провести хорошее исследование пассажиропотока, о чём я говорил выше. Что нужно сделать точно, так это сократить количество транспорта, определиться с характеристикой подвижного состава, классом (большие или маленькие).

Об ответственности перевозчиков

— Закон говорит о том, что новых конкурсов с предприятиями не будут проводить, а договоры автоматически продлятся...
 
— Это касается системы нерегулируемых тарифов. Если нет претензий к перевозчику, если он обновляет свой парк, согласно обязательствам, то с ним предполагается продлевать отношения без конкурса.
 
— Есть изменения по штрафам и иным наказаниям. Легче ли будет властям расторгать контракты с перевозчиками за серьёзные нарушения или множество мелких?
 
— Закон теперь регламентирует всё. Если будут грубые нарушения — лицензий будут лишать.
 
— В августе — сентябре контролирующие органы проверяли автопредприятия. Выяснилось, что у некоторых компаний из 50 единиц транспорта 30 выходят на линию с техническими неисправностями. За это будут лишать лицензий или нет?
 
— Перевозчик отвечает только за выполненную работу. Если автобусы не вышли на маршрут, за это наступает ответственность. По какой причине их нет на линии, не волнует заказчика.
 
— А если вспомнить ДТП на улице Киевской, когда с моста свалился автобус, или смертельный случай с маршруткой на улице Невского?
 
— Да, за подобное предусмотрено лишение лицензий.
 
— Один из самых примечательных пунктов нового закона касается обновления подвижного состава. Выходя на конкурс, перевозчику необязательно иметь в наличии новые автобусы. Частник может лишь пообещать, что купит их в будущем. В Калининграде некоторые перевозчики постоянно только и делают, что обещают, но ничего не происходит. Не получится ли так, что теперь Калининград вообще не увидит новых автобусов?
 
— Новый закон даёт возможность субъектам самостоятельно определять сроки обновления транспорта. В Калининградской области работа над региональным законом, я знаю, ведётся. Там будет указано, что перевозчиков будут каким-то образом стимулировать обновлять свой парк. В Германии средний возраст пассажирского парка — 12 лет. Перевозчик сам решает, какой автобус ему менять, но в среднем эта цифра должна быть не меньше 12 лет. В Калининграде она более 20. Это, конечно, неприемлемо. Если мы тоже выйдем на 12 лет, то почти половина автобусов должна будет сразу обновиться. Если этого не произойдёт, перевозчики нарушат закон, а значит, последует отзыв лицензии.
 
— Закон предусматривает и введение в КоАП нескольких статей, связанных с наказанием транспортников. В частности, планируется штрафовать по более строгой статье за высадку пассажиров в неположенных местах, карать за ночную стоянку в неположенных местах, например, в жилых дворах. Наказывать планируют серьёзно. Это что-то изменит?
 
— Сейчас автобусы редко, но встретишь во дворах, а микроавтобусы с трафаретами я вижу везде. Теперь за подобные нарушения предприятия будут штрафовать, а за систематические — отзывать лицензию.