13:56

Существует два конкурирующих лагеря — легальный янтарный бизнес и нелегальный, но останется кто-то один

  1. Интервью
В калининградском Музее Янтаря открыта шестая международная биеннале "Алатырь 2015". В этом году ее партнером был "Янтарный Ювелирпром" — предприятие, производящее самое большое количество украшений из янтаря в стране, и даже в мире. Как необычные дизайнерские работы, представленные на выставке, могут повлиять на создание массовой продукции, Business FM Калининград рассказал директор "Янтарного Ювелирпрома" Вадим Водопьянов.
 
— Вадим Валерьевич, насколько такие мероприятия, как биеннале "Алатырь", способствуют привлечению молодых авторов в ювелирную профессию?

— Нам было интересно участвовать в биеннале с точки зрения получения дополнительных знаний о том, прежде всего, что происходит в янтарной отрасли в Калининградской области, так и за ее пределами. Кроме этого, заинтересованность  с точки зрения бизнеса компании тоже, естественно, присутствовала. Это аксиома — что молодые люди делают будущее. Мы решили поддержать начинания молодых дизайнеров и считаем, что те молодые люди, которые принимали участие в выставке, те работы, которые они продемонстрировали, те идеи, которые они нам показали, через какое-то время реализуются уже в производственных цехах, в том числе и нашего предприятия.

— "Янтарный Ювелирпром" является стопроцентным дочерним предприятием Калининградского янтарного комбината. И почти два года комбинат состоит в госкорпорации "Ростех". За это время, с началом модернизации предприятия, насколько изменились объемы производства, продажи, уровень рентабельности, налоговые отчисления и другие экономические показатели?

— Изменения произошли, единственную ремарку я хотел бы сделать о том, что руководство комбината и нашего предприятия "Янтарный Ювелирпром" не считает работу нашу, которую мы проводим, чем-то выдающимся. Просто приехали и начали работать. Это тоже очень важно. Мы работаем не хуже и не лучше тех предприятий, которые находятся на территории Калининградской области, занимаются обработкой янтаря, - нам тоже есть чему у них поучиться. Но важное отличие, которое я хотел бы отметить, это то, что наше предприятие является государственным, - то есть, единственным его акционером является государство и как нам кажется, окружающие все наши действия рассматривают через призму отношения государства к янтарному производству и в целом к отрасли. Поэтому мы чувствуем свою повышенную ответственность за то, что происходит, за то что мы делаем.

— В связи с модернизацией предприятия происходит его расширение. Существуют ли проблемы с привлечением молодых специалистов?

— Кадровые вопросы, которые сегодня существуют в нашей стране, распространяются на всех. Мы не исключение. Другое дело, что каждый в отдельности пытается решить эти проблемы по-своему. Мы не изобретаем велосипед, а выполняем те задачи, которые перед собой поставили, четко и последовательно, — это привлечение молодых кадров, их поддержка и сохранение преемственности, которая за последние годы, к сожалению, была утрачена. Приемы, которые мы применяем в своей кадровой работе, понятны — это работа с профтехучилищами, которые готовят специалистов по обработке янтаря и поощрение молодых сотрудников в том числе и участием в таких конкурсах, как биеннале "Алатырь", который ежегодно проходит у нас в Калининграде.

— Вот что касается популяризации профессии. Не так давно в Москве прошла выставка в Музее Москвы, посвященная янтарю. Прошлой осенью в Москве, нынешней весной в Париже, на неделе высокой моды, Валентин Юдашкин представил коллекцию с использованием балтийского янтаря. Насколько подобные проекты и такие широко известные личности, как Юдашкин, популяризируют  ювелирное производство, и — соответственно — работу в этой отрасли?

— Это долгие проекты, отдачу от них прямо сегодня или завтра мы не ожидаем, но без таких проектов не может быть развития. Если говорить о представленной в Париже коллекции Валентина Юдашкина, то это в первую очередь имеет отношение к культурному обмену, который, в свою очередь, дает толчок и инвестиционным проектам, более сложным бизнес-проектам. Что касается выставки, которая прошла в Москве, я был ее участником. Хочу сказать, что выставка искренне меня поразила. Потому что подход, который применили молодые дизайнеры из объединения Russian Amber, в том числе и те, что никогда и не бывали в Калининградской области, и не посещали производство по обработке янтаря, оказался необычным. Идеи, которые они воплотили в своих произведениях, увидев этот камень, может быть, впервые, порадовали. Они вдохнули новую жизнь в янтарь, нестандартно подошли ко многим решениям, - видимо, оттого, что у них нет замыленного взгляда, вот этой нашей привычки представлять виденные когда-то изделия, когда мы говорим об янтаре. Я пригласил на московскую выставку некоторых дизайнеров, моих друзей, — это выпускники строгановского промышленно-художественного училища, - которые много лет занимаются промышленным дизайном. Они со мной поделились впечатлениями и мыслями о том, что представляли иной ассортимент, который будет представлен в экспозиции, — шкатулки, бусы, серьги. Да, красивые, но традиционные. Но то, что они увидели, их поразило, и они считают это очень важным движением вперед.

— Какая еще поддержка нужна сегодня от государства янтарной отрасли?

— Если коротко охарактеризовать то, что происходит на Калининградском янтарном комбинате и "Янтарном Ювелирпроме" последние полтора года, то эту работу можно оценить таким образом: сделали много, но еще очень много предстоит сделать. Что касается поддержки государства, есть очень важный момент — работа с законодательной базой, которая регулирует отношения юридических и физических лиц в работе с янтарем. Не секрет, что в области есть два конкурирующих лагеря — легальный янтарный бизнес и нелегальный. Очень сложная ситуация, и однозначно, — кто-то должен остаться один. Как будет проводиться эта работа, конечно, зависит не только от нас, не только от правоохранительных органов, не только от местных законодателей, но и от защиты отрасли на федеральном уровне. Шаги, которые предпринимает "Ростех", видны, понятны, прозрачны. Для развития в целом янтарной отрасли очень важно наладить культурный обмен, — и не только со странами Балтии.