19:34
Автор:

Претензии к "Росгосстраху" по ОСАГО незначительны, компанию можно было наказать жестче

Претензии к "Росгосстраху" по ОСАГО незначительны, компанию можно было наказать жестче  - Новости Калининграда
После того, как ЦБ запретил компании "Росгосстрах" регистрировать новые договоры ОСАГО и вносить изменения в действующие соглашения, у водителей появилось много вопросов и опасений. Что делать тем, кто застраховал свою гражданскую ответственность в "Росгосстрахе" и как повлияют последние события на рынок в целом, Клопс.Ru рассказал юрист, представитель регионального общества защиты прав автомобилистов (ОСА) Петр Губенко.
 Петр, вчера неожиданно крупнейшему страховщику в России – компании "Росгосстрах" запретили привлекать новых клиентов, в чем причина этого решения?
— Как указано на сайте ЦБ, это связано с тем, что со стороны "Росгосстраха" имеются массовые нарушения по делам об ОСАГО. При заключении договоров навязываются дополнительные услуги – водителей обязывают застраховать жизнь и здоровье. Конечно, сумма небольшая – 500-1000 рублей, но все равно это неприятно, и главное, что возможность приобретения страхового полиса по ОСАГО ставится в зависимость от другого вида страхования. Также к нам в организацию обращались люди, которые рассказывали, что при оформлении не применяется система "бонус-малус", то есть не учитывается аварийная история. А ведь страховщики за безаварийную езду снижают стоимость страховки. У "Росгосстраха" этого не было. На мой взгляд, надо было ограничивать "РГС" не по ОСАГО, но и как раз по тем видам страхования, которые компания навязывает.
 Уйдут клиенты, подмочена репутация. Сильно пострадает "Росгосстрах"?
— Ограничение по ОСАГО – весьма сомнительная мера. Сам "Росгосстрах", равно как и другие страховщики, жаловались на то, что ОСАГО для них убыточная история. За последнее время судебная практика ужесточилась, бесчинства страховщиков закончились. Еще полтора года назад всем, кто обращался в "Росгосстрах", выплаты занижали просто на треть. Без объяснения причин. В суды же идут только двое из десяти. Но те, кто шел – выигрывали дела, и людям полностью компенсировали ущерб. Однажды был интересный случай с мотоциклистом. Водитель попал в ДТП, и независимый оценщик насчитал 120 тысяч, а страховщик – пять тысяч. Вот он получил эти пять тысяч и отправился в суд отстаивать там свои права. Поэтому претензии, которые сейчас предъявляют к "Росгосстраху", не столь значительны, можно было бы вообще приостановить деятельность компании, чтобы другие видели и понимали, что значит нарушать права автомобилистов. Мне видится, что такой шаг ЦБ, наоборот, на руку "Росгосстраху". Клиенты по ОСАГО пойдут в другие страховые компании. "Росгосстрах" уменьшит свой страховой портфель дел по этой статье. Им это может быть выгодно - сократить число клиентов.
 Какие проблемы могут возникнуть у обладателей полисов "Росгосстраха"?
— Если владелец захочет вписать в страховку еще кого-то, то теперь он это уже не сможет сделать в "Росгосстрахе". Придется искать другого страховщика.
 А вернуть деньги за неиспользованный период можно?
— Можно путем расторжения договора. Компания платежеспособная, она же не банкрот. В целом для водителей трагедии в сложившейся с "Росгосстрахом" ситуации не произошло.
 Что делать тем водителям, которые продлили свои договоры, например 25 мая, а полис начнет действовать 31-го. Не возникнет ли у них сложностей?
— Если договор заключен с "Росгосстрахом" до обозначенной ЦБ даты - 26 мая, то все действительно. В любом случае, вся ответственность ложится на страховую компанию. Если они захотят расторгнуть договор, то обязательно свяжутся с автомобилистами и вернут деньги.
 Совсем недавно рынок покинула по решению регулятора другая страховая компания "Оранта". Это как-то повлияло на калининградский рынок?
— Рынок пережил эту потерю. В начале своей работы проблем у водителей с "Орантой" не было, а вот в последний год к нам все чаще стали приходить водители, которые застраховали свою ответственность у них.
 А что сейчас с действующими клиентами, получают люди выплаты по страховым случаям?
— Сейчас у этой компании финансовое положение очень плохое. Они не могут заплатить даже своим сотрудникам зарплату. И некоторым автомобилистам они предлагают расторгнуть договоры с ними. На мой взгляд, делать этого не стоит, поскольку договор расторгнут, а вот деньги они не вернут, так у них их нет. Поэтому угрозы особой для владельцев полисов ОСАГО банкротство "Оранты" не несет, если нет планов вписывать кого-то в полис. Урегулировать споры теперь будет Российский союз страховщиков.
 Санкции со стороны регулятора – ЦБ не настигнет в ближайшее время и другие компании, которые работают по ОСАГО?
— Недавно отозвали лицензию у "Российской транспортной компании". Отзывают у тех, кто на краю финансового краха. Мне кажется, к "Росгосстраху" подобные меры надо было применять раньше. Вспомните, по всей России страховщики начали офисы урегулирования убытков открывать в крайних точках областей. У нас "Росгосстрах" выбрал Гусев. Еще и назвали это цинично – в целях улучшения сервиса. На самом деле цель была другая – чтобы как можно меньше пострадавших водителей доезжали до них.
 Неужели все так плохо на рынке ОСАГО?
— У нас в области порядка 20 страховых компаний, однако в судах мы имеем дела только с пятью из них. Это в основном крупные фирмы, которые позволяют себе вести экономически выгодную для себя политику. Они массово нарушают права граждан в надежде, что не все пойдут в суды. Однако за последние полгода ситуация значительно улучшилась. И это произошло в результате изменений в отрасли. Во-первых, были разработаны единые правила оценки ущерба. Теперь так открыто злоупотребить и рассчитать ущерб по какой-то другой методике у страховых компаний не получится. Во-вторых, в январе состоялся пленум Верховного суда, где было закреплено, что штраф в пользу потребителя взыскивается вне зависимости от того, внесла страховая компания выплату во время судебного разбирательства или нет, она должна сделать это на момент подачи претензии. Раньше компании вовсю хитрили. Они тянули до решения суда, а за день до его вынесения все перечисляли и не платили штраф в размере 50% от суммы ущерба. Теперь это уже не получится. То же самое касается и занижения выплат. Теперь страховщики могут серьезно за это поплатиться.
60