17:05

У нас очень доброжелательная аудитория, и даже существует костяк - "Кубана фэмили"

  1. Интервью
Как организаторы реагируют на критику, кто будет обеспечивать чистоту пляжа и почему девушки топлес не являются воплощением вселенского зла, Клопс.Ru  рассказал продюсер фестиваля KUBANA Илья Островский.
 
- Недавно калининградский общественник Михаил Черенков обвинил ваш фестиваль в аморальности и пропаганде употребления алкоголя. В Краснодарском крае вы тоже сталкивались с подобными высказываниями в адрес KUBANA, нет ощущения дежавю?
 
- Конечно! Я искренне расстроен, потому что полагал, что те "общественники", которые выступали в Краснодарском крае, существуют только там, в южном регионе. По первому впечатлению о Калининградской области мне казалось, что здесь таких людей нет и быть не может просто по определению. Здешняя близость к Европе наносит определенный флер на все: на общение, бизнес, работу государственных структур.
 
В Краснодаре мы имели дело с откровенными маргиналами, которые ходили по подворотням с ножами, а здесь человек обладает какими-то должностями, но с точно такими же странными принципами и с дешевыми способами манипуляции общественным мнением. По большому счету, что произошло с господином Черенковым, о котором до вчерашнего дня никто в России знать не знал? Благодаря двум громким названиями - РПЦ и KUBANA он получил всероссийский пиар.
 
Если поставить задачу, то из любого самого положительного и самого позитивного мероприятия (например, День селедки в Калининграде) можно сделать антипиар-акцию: найти пьяных, как-то не так выглядящих и нарушающих общественный порядок людей, причем любое скопление народа к этому располагает. 
 
За шесть лет проведения KUBANA было какое-то количество негативных или скандальных случаев - некоторые вещи, к сожалению, не всегда зависят от организаторов. Господин Черенков выдернул это, выставил напоказ, не сказав об огромном количестве положительных моментов, которые связаны с тем же самым фестивалем. Из многотысячной толпы выдернуты единичные кадры фотосъемки. Даже если бы он принес тысячу фотографий, все равно это был бы только 1% нашей аудитории.
 
Не стоит забывать, что молодежь, которая приезжает на фестиваль, - это такая выборка, срез в принципе. Кто должен заниматься воспитанием молодежи и привносить что-то доброе, светлое в их жизнь? Наверное, школа, семья, какие-то социальные институты или церковь… Этим должно заниматься общество. Фестиваль в себе никакой образовательной или воспитательной нагрузки не несет.
 
- Кстати, как вы относитесь к предложению провести безалкогольную KUBANA? Ведь на заседании Общественной палаты представитель регионального УМВД заявил о том, что необходимо запретить продавать спиртные напитки на территории фестиваля.
 
- По мнению полицейских, конечно, проще всего вообще ничего не проводить: ни с алкоголем, ни без алкоголя - вообще никак. Тогда будет спокойнее всего. Здесь вопрос в другом. Много говорят о том, что Калининградская область хочет развиваться как обновленная туристическая площадка, а мы предлагаем некое мероприятие, которое будет способствовать событийному туризму в регионе. Люди приезжают и хотят получать полноценный отдых. У многих в представлении этот отдых связан в том числе и с употреблением алкоголя.
 
Мы же все прекрасно понимаем, что если человек хочет выпить, он раздобудет какую-нибудь сивуху и выпьет с запасом - так, чтобы хватило надолго, если на территории фестиваля ничего продаваться не будет. Никакой пользы это не принесет - мы просто создадим нашим гостям дискомфорт, и они еще десять раз подумают, стоит ли им тратить на дорогу кучу денег, чтобы потом столько времени бегать и искать бутылку пива в соседнем Светлогорске. Мы же не требуем от отелей в Турции или Египте, где действует принцип all inclusive, включать в свою программу лекции о вреде алкоголя, который там потребляется в неограниченном количестве. Речь идет о том, что взрослый человек принял решение, где он хочет провести свой отпуск. В данном случае в Калининградской области, на курорте РФ, причем на том курорте, который на сегодняшний день не слишком известен и не слишком популярен.
 
 Я пять лет проработал с трудными подростками в фонде "Нет алкоголизму и наркомании" и знаю проблему изнутри. Я уверен, что никакое досуговое мероприятие не может стать причиной возникновения таких проблем. Наоборот, пустота досуговая и социальная заставляет молодежь уходить во дворы, подвалы, подворотни или еще куда-нибудь, потому что им элементарно нечем заняться. Мы же предлагаем им качественный развлекательный продукт. Те ресурсы, которые требуются нам со стороны региона, - минимальны. По сравнению с тем, какой фидбэк мы можем принести.
 
- Нет опасений, что все это излишнее внимание общественности к KUBANA перерастет в постоянные оправдания?
 
- Это не самый лучший путь развития мероприятия и событийного туризма в целом. Оправдываться еще до того, как мероприятие состоялось, категорически не хотелось бы. Я не думаю, что господину Черенкову понравится KUBANA, даже если он туда приедет. Тем не менее я искренне приглашаю его туда, и, вполне возможно, тысячи улыбающихся молодых людей его суровое сердце каким-то образом смягчат. Поэтому диалог с людьми, которые о мероприятии не знают и даже слышать не хотят, неинтересен и вообще невозможен. У меня всегда есть огромный противовес тех людей, которые приезжают на фестиваль. Это спасает, потому что если бы их мнения не существовало, то просто эмоционально тяжело было бы заниматься организацией. Опять же моему папе, например, на KUBANA не нравится, а вот мама, наоборот, ездит на фестиваль ежегодно. Это совершенно нормальное явление: невозможно нравиться всем, да и задачи такой мы перед собой не ставим. 
 
Я, может быть, сейчас скажу для многих какую-то крамольную вещь, но 80% фотографий, которыми махал перед лицом губернатора Черенков, - это девушки топлес, которые находятся на пляже в жару. Для меня вот это «вопиющее» событие, когда из 200 тысяч человек несколько девушек решили поступить таким вот образом, не является чем-то криминальным.
 
Думаю, что балтийская погода внесет свои коррективы и никому не будет особо хотеться что-то оголять, однако если вдруг что-то подобнее случиться, то так тому и быть. Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, на пляжах в РФ пока не запрещено загорать топлес.
 
А вспомнить Сергея Шнурова, который решил шокировать публику в 2010 году, выйдя на сцену прикрытым только гитарой. Наверное, этот поступок можно расценивать как мелкое хулиганство, но это эпатажный артист, и он не нанес никому никакого вреда своим поведением. Моралисты и люди с какими-то ханжескими принципами были всегда - всегда сидели бабушки у подъезда, которые говорили "ой-ой-ой, а в наше время такого не было, молодежь была другая…"
 
- Скандал вокруг фестиваля активно подхватили федеральные СМИ. Не боитесь, что это отпугнет часть вашей аудитории?
 
- Я много раз повторял, что не нужно путать свободу и вседозволенность. Никто ни в чём молодых людей, которые будут находиться на фестивале, не ограничивает. Если своим поведением они не нарушают каких-то административных или, не дай бог, уголовных законодательных норм и если они не мешают другим, то делать они могут всё, что угодно.
 
У нас очень доброжелательная аудитория, и даже существует целый такой костяк – "Кубана фэмили". Эти люди все из разных городов, но периодически встречаются не только на фестивале. Они ездят на Новый год в какие-то совместные поездки. Это уже какая-то группа со своими лидерами, причём один из них из Калининграда - он большой фанат группы Offspring, впервые появился на фестивале в 2012 году. Всё, что происходит вокруг KUBANA, носит созидательный характер. 
 
- А как вы расцениваете предложение местных байкеров и казаков помочь вам с организацией порядка на фестивале?
 
- Я в данном вопросе, скорее всего, перепоручу право принимать подобное решение начальнику охраны. В присутствии казаков в качестве наблюдателей за порядком в какой-то степени есть даже элемент экзотики. На первые фестивали в Краснодарском крае к нам любили приезжать казаки (потом официальное казачество потеряло к нам интерес), и они были очень фактурные, с большими усами и бородами, чтобы посмотреть "что у нас творится" и предупредить, чтобы не баловали. Наши гости с ними любили фотографироваться, и их визиты всегда проходили весело и по-доброму.  
 
- Когда было объявлено о том, что KUBANA ушла из Краснодарского края навсегда, одной из причин назывались финансовые трудности. Их удалось решить?
 
- Наши прежние финансовые трудности были связаны только со сложившейся геополитической ситуацией. После грандиозного успеха KUBANA 2013, когда мы собрали колоссальное количество людей, в прошлом году у нас посещаемость снизилась в семь раз - из-за конфликта на Украине стали отказываться выступать на фестивале зарубежные коллективы (просто из соображений безопасности), а люди, в свою очередь, престали покупать билеты. Это катастрофически сказалось на бюджете фестиваля. В Калининградской области совершенно другая история - здесь мы рассчитываем и на нашу старую фан-базу, и на совершенно новую аудиторию. Сегодня мы уже уверены, что артисты не будут отказываться ехать сюда. Мы в какой-то степени начинаем всё с нуля, с самого начала.
 
- Учитывая экономическую ситуацию в стране, вы не планируете выбирать артистов по принципу "что мы в кризис можем себе позволить"?
 
- Конечно же, мы будем стараться держать привычную для KUBANA планку по музыкальному составу. Возможно, экономический кризис действительно внесет какие-то корректировки. Однако на сегодняшний день у нас уже есть достаточно много серьезных зарубежных имен, и мы планируем еще. В любом случае, это только начало. Если мы создадим правильный имидж со стороны общественности, то уже со следующего года и в дальнейшем мы сможем всё больше и больше набирать обороты.
 
- Если первая KUBANA в Янтарном пройдет успешно и получит там постоянную прописку, какое развитие ждёт фестиваль в последующие годы? На приезд каких звезд могут надеяться калининградцы?
 
- Лично я из года в год хотел бы увидеть на нашем фестивале Green Day и Blink 182 - это моя личная симпатия, и по разным причинам мне это организовать пока не удалось. Есть, конечно, и более внушительные мечты, но надо быть последовательными. И группа Metallica и AC/DC очень неплохо бы вписались на кубановскую сцену, но мы подумаем об этом со временем. Я могу сказать точно, что чем меньше нам будут втыкать палки в колеса, тем быстрее у нас получится развиться и самим, и помочь каким-то образом муниципалитету подтянуться под необходимые требования к инфраструктуре.
 
- Возрастного ценза для посетителей фестиваля не будет вообще? 
 
- Более того, у нас очень многие приезжают целыми семьями. Кстати, огромное количество за эти шесть лет образовалось семей среди посетителей KUBANA, и у многих уже появились дети (с некоторыми я лично знаком). Они уже в увеличенном составе продолжают ездить на фестиваль. У нас предусмотрена детская программа. Мы работаем с фондом "Культура детства", у которого есть проект "Книжный автобус ‘Бампер’". В этом автобусе или рядом с ним можно оставить ребенка, и ему будут читать книжки и заниматься психологи - получается такой временный детский сад. На вечернюю концертную программу несовершеннолетние дети могут попасть только в сопровождении родителей. 
 
- На большинстве фестивалей, других массовых мероприятиях всегда существует проблема с туалетами…
 
- Если беспристрастно почитать отзывы о нашем фестивале, то можно узнать доминирующее мнение о том, что KUBANA - "самый чистый" и "самый беспроблемный в плане гигиенических вопросов" из всех out-door фестивалей на территории России. Не всегда у нас с мусором было все хорошо, но с 2012 года мы нашли такой своеобразный союз между эковолонтерами (целая команда сейчас перемещается в Калининградскую область и уже нашла контакт с местными экологами) и клининговыми компаниями, ну и плюс силы местных служб ЖКХ. Вот посмотрите (показывает фотографии с прежних фестивалей KUBANA): пляж если не девственной чистоты, то в очень хорошем состоянии.
 
- Калининградские предприниматели проявляют интерес к фестивалю?
 
- Мы полностью готовы к сотрудничеству, и на сегодняшний день уже очевидно, что уровень и культура ведения бизнеса в Калининградской области намного выше: с людьми общаться приятно, они предлагают интересные идеи и в плане общепита, и развлекательной инфраструктуры. Если в Краснодарский край приезжало большое количество предпринимателей из Москвы, то здесь, конечно же, мы в первую очередь будем взаимодействовать с калининградскими бизнесменами. Уже наблюдается огромный ажиотаж и интерес к нашему фестивалю со стороны тех или иных коммерческих организаций.
 
- Предусматриваете ли вы какие-то меры, которые позволят минимизировать риски того, что во время KUBANA цены в местных заведениях, как это было в Краснодарском крае, взлетят в несколько раз?
 
- На территории фестиваля мы цены контролируем - там мы ежегодно устанавливаем свои определенные цены, по крайней мере, на основные виды продукции. По сравнению с другими фестивалями у нас довольно демократичные цены. Ситуации, когда бутылка воды стоит 200 рублей, - этого не будет, хотя где-то такое практикуется. То, что будет происходить вне нашей территории, это уже нам неподвластно. Конечно, где-то они будут завышаться, и никуда от этого не уйти.
 
- Если в Калининградскую область вдруг по каким-то гипотетическим  причинам не приедет KUBANA, то чего лишится регион? 
 
- В первую очередь, самого масштабного в истории Калининградской области музыкального события. Калининград лишится огромного количества сюрпризов, которые мы сейчас придумываем, и если хотя бы десятая их часть воплотится в жизнь, то поверьте, это все равно будет огромное количество очень неожиданных и интересных мероприятий. И, наверное, Калининград лишится какой-то перспективы развития в этом направлении - я с большим трудом могу представить, что какие-то другие организаторы после гипотетичеcкого отказа от KUBANA захотят инвестировать силы и средства в Калининградскую область. Хотя на самом деле я не хотел бы даже рассматривать такой вариант, потому что никаких предпосылок к этому на сегодняшний день не существует.