Горожане собрали подписи под обращением к калининградскому межрайонному природоохранному прокурору о варварской обрезке деревьев у Нижнего озера. Организатор сбора Анна Карпенко рассказала Клопс.Ru о том, какой вред наносят зеленым насаждениям такие радикальные методы "омолаживания".
- Анна, напомните, что именно произошло на Нижнем пруду в Калининграде в конце марта.
- То, что произошло, показало, как проводят обрезку деревьев в нашем городе. По сути, это не обрезка, а повреждение деревьев. На Нижнем озере обрезали две ивы и четыре липы, и в том, как это было сделано, может каждый убедиться, прогулявшись вдоль озера или найдя эти фотографии в СМИ или социальных сетях.
Эти деревья были обрезаны совершенно не совместимо с назначением Нижнего озера как рекреационной ландшафтной зоны, где люди отдыхают и наслаждаются видом деревьев. Их обкорнали.
Нижнее озеро. Фото Анны Карпенко
- С какой целью, как вы думаете? Они задевали провода или грозили упасть на головы горожан?
- Упасть на голову они точно не могли, так как ивы имеют уклон к воде, а липы стояли совершенно ровно. В официальном разрешении говорилось, что возможна омолаживающая обрезка с целью уменьшения парусности кроны и предотвращения ветровала. Но суть омолаживающей обрезки не в уменьшении парусности, а в том, чтобы деревья улучшили свое состояние, в том числе и внешний облик.
- Мы все видим эти безобразные пеньки не только в Калининграде, но и в городах области. Зрелище просто пугающее. А что за люди обрезают деревья, вы уже знаете?
- В нашем дворе на ул. Фрунзе-Грига обрезала деревья управляющая компания, не имевшая никакого представления о том, как это делается. Что касается обрезки деревьев на общегородских землях, то она должна проводиться под контролем Службы заказчика и отдела охраны окружающей среды. Но этот отдел постоянно выдает разрешения на омолаживающую обрезку деревьев тех пород, которые вообще для этого не пригодны. Например, каштанов. В правилах говорится, что так называемое омолаживание должно применяться для лип и тополей, но никак для кленов и каштанов. А у нас повсеместно каштаны предписываются к омоложению на высоту 6-8 метров. При этом от дерева остается столб.
- Подобное произошло несколько лет назад на улице Горького, у здания бывшего краеведческого музея. Правда, на следующий год каштан оклемался, пустил отростки и даже зацвел. Я помню, в редакцию "Вечернего трамвая", который тогда плотно занимался этой темой, пришла пенсионерка и сказала: "Ну как же так? Вот немец-то обрезал аккуратно, чтобы было красиво". Мне кажется, вот этот посыл – "чтоб было красиво" - вообще у нас не в чести.
- К сожалению, да. Но не только немец стриг красиво, но и наши родители, которые сажали деревья и ухаживали за ними. Стройные ряды лип на Московском проспекте, Пролетарской регулярно обстригались аккуратно, искусно. Последние 20 лет обрезка не проводилась, а теперь вот приняла массовый характер.
Да, каштан, о котором вы говорите, восстановился, как и каштаны на Пролетарской. Но дело не в том, что он отрос, а что ждет его дальше. Каштан – дерево с тонкой корой и рыхлой древесиной. Отросшие побеги просто не будут держаться и, так как никто не будет проводить формовочную обрезку, через несколько лет станут отваливаться, набирая массу.
Поражает не только отсутствие эстетического мышления, но здравого смысла и умения предвидеть ситуацию на 10-20 лет. Срок жизни каштана – 150-200 лет. Мы обрезаем 50-летние каштаны и уменьшаем срок жизни этого дерева как минимум в два раза. Разве это нормально?
Ул. Пролетарская. Фото Анны Карпенко
- Как вы думаете, это наплевательское отношение исполнителей или проблема в других головах? Например, в головах чиновников с площади Победы, 1?
- Исполнителю легче спилить все под ноль, заказчику – написать: "омолаживающая обрезка на высоту 6 или 8 метров с оставлением не менее одной трети скелетных ветвей". Это грубая импровизация на тему закона.
- Вы изучали кучу материала – заглянули в ботанические справочники, нашли законы и подзаконные акты. Почему же этим не занимаются чиновники?
- Думаю, на этот вопрос должны ответить сотрудники органов, которые занимаются надзором и за использованием бюджетным средств, и за соблюдением природоохранного законодательства. Поэтому и были отправлены несколько запросов в природоохранную прокуратуру с целью проверить законность и выдачи подобных разрешений, и их исполнения. Область за несколько лет превратилась в отталкивающий край с несимпатичным ландшафтом.
- Может быть, так происходит потому, что нет яркого социального протеста против этого?
- В прошлом году была петиция по поводу варварской обрезки деревьев, но пришла только отписка из комитета городского хозяйства. В этом году обрезали не менее 500 деревьев только в зонах общего назначения, я не говорю про придомовые территории. Люди это обсуждают, и мнение общественности формируется потихоньку. Однако среднестатистический гражданин рассуждает так: ну, это же специалисты делают.
- Мне кажется, для среднестатистического горожанина деревья вообще не имеют особого значения. Специалист мэрии мне как-то рассказывала, что они завалены заявками граждан, желающих снести дерево под окнами. Мол, оно свет загораживает.
- Или мешает машину парковать. Если дерево растет на расстоянии не менее пяти метров от стены здания и вам кажется, что оно заслоняет свет, то для его сноса должно быть заключение главного санитарного врача. Все деревья у вас под окном являются муниципальным зеленым фондом. Человек может потребовать их спилить, но не факт, что это разрешат.
- И тогда он сам возьмет пилу…
- И получит большой штраф!
Нижнее озеро. Фото Анны Карпенко
- Еще одна проблема, связанная с деревьями – гибель каштанов от моли. Тот же "Вечерний трамвай" собирал подписи горожан под обращением в горсовет с требованием найти средства для покупки препаратов. Горсовет отказал, мотивируя, как всегда, тем, что денег нет. Жаль: каштан – это фишка калининградская.
- Согласна с тем, что это наша фишка. Для его спасения от охридской моли нужны не только препараты, но и элементарные меры – такие, как сбор сухой листвы под каштанами. Осенью экологические организации проводили такие акции, и дети принимали в них участие, что очень важно. И если есть миллионы муниципальные на обрезку деревьев, почему бы какую-то часть этих денег не пустить на лечение каштанов? И, кстати, надо предусмотреть в бюджете, что большая часть варварски обрезанных деревьев не восстановится, потребуется их замена.
- Еще одна важная проблема, на мой взгляд, - отсутствие экспертов, которые могут сказать веское слово относительно обрезки и гибели деревьев. Мы писали о том, как засох на корню дуб у входа в зоопарк, явно кто-то руку приложил к этому. Но экспертов найти не удалось.
- Есть специалисты-дендрологи, есть профессионалы в Ботаническом саду, университете. Надо создать экспертный совет с привлечением этих людей. Вопрос в том, будет ли это мнение услышано или останется лишь в соцсетях и в профессиональных кулуарах.
Специалисты работают и в отделе окружающей среды, но и они выдают разрешения на обрезку каштанов. Надо понимать структуру дерева. Крона питает корни. Если мы настолько резко обрезаем крону, понятно, что корни не будут крепкими, мы очень резко меняем баланс древесной системы.
- Общественность смогла остановить реконструкцию улицы 9 Апреля для проведения эксгумации найденных там останков. Может, в случае с деревьями тоже идти по этому пути – упорно бить в одну точку, поднимать шум?
- Я думаю, это очень правильный путь. Сейчас сезон обрезки закончился. Официально он длится до 1 апреля, что очень странно, учитывая нашу мягкую зиму и раннюю весну. Движение соков сейчас в самом разгаре.
- Это точно, мне вчера привезли 10 литров березового сока.
- А у меня во дворе срезали огромную ветвь березы. Она уже три недели "кровоточит". То же с грабами, кленами. Обрезка даже в середине марта губительна. Суть действий общественности - разъяснение, привлечение внимания к проблеме органов надзора, просветительские мероприятия, работа с чиновниками.
- Есть ли у вас любимые деревья в Калининграде?
- У меня много любимых деревьев, в том числе на Нижнем озере есть совершенно замечательные каштаны. Люблю гингко, которое растет у зоопарка. Наши деревья нам дают не только красоту, они помогают как могут, а мы с ними так зверски расправляемся.
У нас во дворе много деревьев, их сажали наши родители и соседи. Каштаны, березы, липы, дуб – им сейчас около 50 лет.
- Никто не успел на них качельки прибить?
- Успели спилить очень красивый каштан. У него нашли небольшое дупло, признали дерево аварийным, хотя он совершенно был здоров. Были обрезаны порядка семи лип, два граба, три каштана. Соседи, когда писали заявление на обрезку, думали, что чуть-чуть постригут. Но обкорнали совсем. Зато кому-то стало удобнее парковать машину на корнях деревьев.
Двор на ул. Грига - Фрунзе. Фото Анны Карпенко
- Напомните, куда сейчас отправлены запросы?
- В природоохранную прокуратуру, комитет городского хозяйства, отдел жилищного котроля, АТИ. Ответ был от жилищного контроля по ситуации с обрезкой деревьев на нашей придомовой территории: выдано предписание оштрафовать управляющую компанию ООО МУП ЖЭУ-29.