16:51

Еще ни разу не слышал, чтобы велосипед кого-то насмерть сбивал. А вот велосипедистов сбивают постоянно

  1. Интервью
Приближается весна, и наверняка часть калининградцев захочет вместо общественного или личного транспорта воспользоваться велосипедами. Тем более, что власти обещали открыть несколько маршрутов по выделенным велодорожкам. О перспективах велосипедного движения как способа комфортного передвижения по городу в интервью Клопс.Ru рассказал участник общественного велодвижения "Критическая масса" Иван Марков.
 
− Что изменится для велосипедистов в новом сезоне, появились ли у нас в городе новые велодорожки или маршруты?
 
− У нас в городе есть какие-то веломаршруты, только они не закончены и проложены не в каждом районе. Я не знаю, почему не строятся дорожки, может, у властей нет средств на это. На самом деле не обязательно людям ездить сугубо по выделенным дорожкам, можно на велосипеде двигаться и вдоль проезжей части, как предписано правилами дорожного движения.
 
Другой вопрос – безопасность для велосипедистов. У нас пока автомобилисты не соблюдают еще правило полутораметрового расстояния от велосипедиста, что принято уже в Европе. В лучшем случае держатся на метровой дистанции, иногда даже зеркалами задевают. Этой зимой было несколько ДТП, когда велосипедистов сбивали насмерть. Про лето я даже не говорю, статистика там больше значительно.
 
− На последнем заседании горсовета депутаты выяснили, что в Калининграде развитие велосипедных маршрутов пока только в проектах, нет четкой программы по их развитию. У общественности есть свое видение?
 
− Проект еще в прошлом году разработала инициативная группа "Велоград". Он называется "Велоэволюция", его автор - Максим Михайлов. На эту концепцию, насколько мне известно, и опираются городские власти сейчас. Что касается новых веломаршрутов, то они все известны.
 
− Что это за маршруты?
 
− Те же, что и у водителей. Сегодня вы водитель машины, а завтра – велосипедист. Ехать людям нужно всё время по одним и тем же маршрутам.
 
− Условия ведь неравные. Одно дело − дороги, другое − велодорожки. Их создание, наверное, сложный процесс...
 
− Я вижу сложность только в том, что схему велодорожки нужно согласовать с ГИБДД. В Госавтоинспекции считают, что нужно еще ограждение от автомобилистов. Предусмотреть это не везде можно. Поэтому сегодня у нас велодорожки появляются либо в парках, либо на тротуарах, где приходится разделять на две части дорогу для пешеходов и велосипедистов. Но есть претензии и к таким велодорожкам: не везде съезды с них оборудованы понижающим бордюром.
 
− К тому же не всегда новые велодорожки соответствуют стандартам. Например, у стадиона "Балтика" от проезжей части велосипедиста и автомобиль разделяет пара десятков сантиметров…
 
− И в Европе при создании велодорожек не всегда всё соответствует стандартам. И у нас не везде можно это учесть. Чтобы соблюсти все стандарты, нужно делать капитальный ремонт дороги.
 
– Учитывая узкие калининградские дороги, пешеходы наверняка будут против, чтобы у них отобрали часть пространства. Ведь на велосипеде может ехать человек в состоянии алкогольного опьянения. Он может сбить ребенка, пенсионера и скрыться, и искать его никто не станет. Следует ли велосипедистов пускать на тротуары?
 
– В каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально. Где-то сделать велодорожку на проезжей части, а где-то и на тротуаре. К тому же, пьяным может быть не только велосипедист, но и пешеход.
 
– Но в таком случае у них неравные условия. Ведь у велосипедиста средство повышенной опасности…
 
– Я еще ни разу не слышал, чтобы велосипедист насмерть кого-то сбил в России. Это вообще нонсенс. А вот водителей велосипедов сбивают постоянно, в том числе и у нас, в Калининградской области. Да, первое время определенные проблемы совместимости будут у велосипедистов и пешеходов. Как показывает зарубежная практика, на это уходит год. Но в последующем люди поймут, где их дорога, где им безопаснее, там они и будут ездить и ходить.
 
− Одна из бизнес-структур в прошлом году пообещала создать велодорожки на ул. Невского. Появились ли они там, и могут ли они быть объединены в маршруты?
 
− Нет, там не появилась велодорожка. Из новых выделю ту, что на набережной у Музея Мирового океана, и несколько сотен метров в парке "Южный".
 
– Один из самых напрашивающихся маршрутов − от Сельмы через ул. Островского к Верхнему озеру, для чего достаточно просто соединить имеющиеся велодорожки. Будет ли он востребован у калининградцев?
 
– Востребован, однозначно, будет. Там проблема в том, что велодорожку нужно делать на трамвайных путях. Получается, не будет ходить трамвай. Я не уверен, что живущие там люди выберут вместо трамвая велодорожку.
 
– Сейчас велодорожки создают в городе после реконструкции улиц. Поэтому, как говорят власти, они появляются в разных частях города. Наверняка в Европе тоже не все сразу строилось, но в отдельных городах велодвижение имеет большую популярность. Что нужно сделать в Калининграде, чтобы люди пересели на велосипеды?
 
– Самая простая мера – понижение бордюров тротуаров на пешеходных дорогах. Что-то начали делать уже в прошлом году в этом направлении. Я бы так даже сказал, что данная мера еще больше подтолкнет калининградцев к решению пересесть на велосипед, нежели выделенная дорожка. К тому же, понижение бордюров будет удобно и людям с ограниченными возможностями. В прошлом году в центре на 20 перекрестках бордюры понизили, но этого мало.