– Как ФАС регулирует цены на продукты?
– После введения санкций в отношении России ФАС еженедельно мониторит только оптовые цены на 11 наименований продуктов питания. Правительство Калининградской области контролирует цены по 30 позициям, муниципалитеты – по 40.
– Цены в магазинах существенно выросли, какие действия вы предприняли?
– Пока мы ограничились только тем, что задали вопросы представителям сетей. После введения санкций бизнес в достаточно краткие сроки должен был найти новых поставщиков, которые требовали предоплату в размере 100% в валюте. В какой степени колебания курсов валюты в декабре 2014 года повлияли на стоимость продуктов в наших торговых сетях – это вопрос, требующий пояснения. Сравнивая поведение сетей, мы сможем сделать вывод, были ли эти действия экономически обоснованными либо это результат запрещенного антиконкурентного соглашения.
– Есть ли среди калининградских торговых сетей монополисты?
– В нашем городе ни одна торговая сеть не является монополистом и даже доминантом. У нас достаточно коммерсантов, занимающихся розничной торговлей, в том числе через интернет.
– Может ли обычный калининградец обратиться в Управление федеральной антимонопольной с жалобой и как долго её будут рассматривать?
– Любой гражданин России может обратиться к нам по вопросам, которые входят в наши полномочия. Это вопросы нарушения процедуры размещения заказов (госзакупки), нарушения порядка проведения торгов, недостоверной рекламы, а также, если человек считает, что товар или услугу ему предлагают по завышенной цене. Сюда, конечно же, входит и контроль деятельности монополистов в своих отраслях, и регулирование оптовых цен на продукты питания.
Закон о защите конкуренции предполагает срок рассмотрения заявления до трех месяцев. Закон о рекламе – два. Что касается вопросов по торгам: по приватизации и госзакупкам – пять рабочих дней, по иным торгам – семь. Полный перечень госуслуг, оказываемых ФАС и ее территориальными органами, размещен на федеральном и региональном сайтах: fas.gov.ru и каliningrad.fas.gov.ru. Там же есть формы обращений в электронном виде, в том числе «горячая линия» по ценам на продукты питания. К разным жалобам требуется прилагать определенные виды документов, подтверждающие факт нарушения.
Распространенный пример – нарушение закона о рекламе: спам-рассылка SMS. Нам необходимы копия вашего обращения к оператору мобильной связи (в первую очередь на спам вы должны жаловаться именно ему), фотографии рекламных сообщений с экрана телефона, распечатка сообщений, полученная от оператора связи, копия договора с оператором на оказание услуг мобильной связи. Кроме того, нужно ваше согласие на передачу персональных данных оператору мобильной связи и правоохранительным органам для проведения оперативно-розыскной деятельности. Заявление без надлежащих документов мы рассмотреть не сможем.
– Какие меры применяются к нарушителям?
– Мы наказываем рублем, причем очень серьезно – от 1 до 15% годового оборота компании. И все же это крайняя мера. Для начала стоит разъяснить, как нельзя поступать, что незаконно и какие последствия будут – это устное замечание. А, к примеру, в случае ценового сговора дело может дойти как до штрафа, так и до уголовной ответственности.
– Как потом распределяются полученные от штрафов деньги?
– Они отправляются в федеральный бюджет, если было допущено нарушение антимонопольного законодательства. Если нарушен закон о рекламе, 60% направляется в бюджет субъекта, а если дело касается госзаказов, то в зависимости от того, кто был оштрафован, или в муниципальный бюджет, или в областной бюджет, или в федеральный.