Пресловутые родительские чаты, особенности трёхлеток и новый подход к утренникам — накануне Дня работников дошкольного образования, который ежегодно отмечается 27 сентября, «Клопс» поговорил со Стеллой Шейко — воспитателем с 30-летним стажем.
Стелла Александровна начинала в 90-е в муниципальном дошкольном учреждении и 15 лет трудится в частном. Сегодня первые воспитанники при встрече уже знакомят со своими подросшими детьми. Признаётся — не думала, что задержится в профессии надолго: очередь на место в детском саду в перестроечные годы была огромная, пошла работать, чтобы сынишку пристроить и... нашла своё призвание.
— Отличается семейный подход к воспитанию сегодня от тех же 1980-90-х?
— Современные родители часто воспитывают детей по интернету. Смотрят коучей, советы каких-то психологов, ещё хуже — опираются на комментаторов. К примеру, сейчас существует такой тренд в интернете — «бежевые мамы». Взрослые решают, что не нужен цветовой спектр, который раздражает, окружают чадо нейтральными цветами в одежде, интерьере, размывают половую принадлежность — розовое или синее. Лично я против таких ограничений.
Всё чаще наблюдаю воспитательные качели: то держим в строгости, то отпускаем ситуацию или проповедуем вседозволенность.
— А если сравнивать подходы к дошкольному образованию?
— К сожалению, утрачены многие основополагающие моменты, и это уже не восстановить. Что такое детский сад? Детский сад — это коллектив детей, социум, который живёт в определённых рамках и системе по одинаковым правилам, режиму. Сегодня родитель приходит и говорит: «Сын не спит днём, пусть просто отдыхает». Не может быть такого.
Где начинается свобода вашего ребёнка, заканчивается у другого, нарушается его право на сон.
Садики в первую очередь помогают социализации детей. Это первая ступень взросления. Ребёнок целыми днями находится с педагогом, и родителям необходимо прислушиваться к этим советам. Но с полной уверенностью могу заявить: педагоги, к сожалению, тоже бывают разные. Низкий уровень заработной платы, куча бумажек, планов... Не все выдерживают, устают, уходят. К сожалению, в простонародье часто педагога называют уничижительно «воспиталкой».
— Почему так происходит?
— Почему многие родители недовольной работой педагогов? Прямо с порога в группу на них накидываются: «Ваш Митя сегодня...» А где был профессионал в этот момент? Всякие нюансы есть, это социум. Взрослые часто не могут разобраться и договориться, куда уж малышам со своими психосоматическими особенностями, развитием нервной системы, двигательной активности.
Дети ругаются, дерутся, отбирают друг у друга игрушки, портят одежду. Взрослые всё чаще устраивают разборки между собой, включая в конфликт сыновей и дочек, администрацию учреждения, СМИ.
Посчастливилось: со мной родители держат контакт стопроцентный, любая спорная ситуация всегда разбирается, и без присутствия детей. Никогда не жалуюсь, считаю — если воспитатель ставит на вид поведенческие особенности малыша, значит, расписывается в собственном бессилии, не смог подобрать ключик.
— Какие особенности есть у детей разного возраста?
— Три года. Если трёхлетка кусается — это способ выражения эмоций. Как правило, это ещё неговорящие дети, они иначе просто не могут выразить гнев или обиду в борьбе за игрушку.
Четыре-пять: самый благодатный возраст. Дети, как губки, впитывают слова, мысли, взгляды близких, педагога.
Из них можно лепить всё. Средний возраст — мой самый любимый, когда мальчишки и девчонки преданно смотрят в глаза, ходят хвостиком. Понимаешь, что они ждут поддержки, взаимопонимания.
Шесть-семь лет. Совершенно другой вайб: начинаются дружеские отношения, первые симпатии, ревность. Однажды в группе была борьба за девочку: кидали жребий, кто будет танцевать в паре на утреннике.
— Как семье подготовиться к детскому саду?
— Существует система адаптации, раньше такого не было. В частном садике у мамы есть возможность в первое время присутствовать в группе, на обеде, завтраке, чтобы ребёнок чувствовал — родной человек рядом. Главное — это комфортные условия для ребёнка, чтобы переход от дома, мамы, в учреждение был безболезненным.
Детский сад — это тройственный союз и работа для всех: педагога в первую очередь, ребёнка и родителей. Современные папы и мамы думают, привели в группу — воспитатель пусть занимается, всему учит. Нет, педагог приучает, прививает навыки, объясняет правила нахождения в коллективе, помогает родителям, направляет, но основная работа по воспитанию — в семье.
Шок-контент — даже пятилетним детям порой надевают памперс.
Это недопустимо даже по нормам гигиены. Многие мамы говорят: «Ну это же ваша работа приучить сына к горшку». Однако научить есть ложкой, ходить в туалет, правильно мыть руки, одеваться — ответственность семьи.
— Число детей в группах — об этом постоянно идут дискуссии. А что думаете вы?
— К сожалению, в муниципальных детских садах, действительно, не просто приходится: около 30 детей на одного взрослого, зачастую без помощника воспитателя. Тут не до индивидуального подхода. Главное, чтобы никто не упал, не поранился, все были накормлены, у воспитанников младшей группы помыта попа. Малышей в ясельной группе может быть 18-25. Всех надо дважды одеть на прогулку, три-четыре раза покормить. Хочется задать вопрос людям, которые нормативы разрабатывают: как оказывать всестороннее внимание каждому ребёнку и при этом беспрекословно соблюдать график занятий и режим дня?
Не должны быть переполнены группы, потому что самим воспитанникам тяжело. Дети-интроверты не могут вытерпеть шумовую атаку, им важно уединиться где-то в уголке, а взрослый должен присматривать за тихоней.
— Разный ли подход к воспитанию в полных и неполных семьях, многодетных или воспитывающих первенца?
— Безусловно. К сожалению, современные мамы очень тревожные, особенно если первенца приводят в детский сад. Начитаются статей, насмотрятся блогеров-психологов. Много семей, в которых папы на СВО: получается, женщины всё чаще в стрессе.
Многодетные родители проще относятся к воспитанию и взрослению: «Мы сделаем всё, что вы скажете». Прислушиваются к педагогу.
Неполная семья — всё индивидуально. Бывает, родители в конфликте — страдает малыш. В домашние проблемы воспитатель допускается либо нет. Если родитель сам не расскажет, не попросит совета или помощи, не имею морального права спрашивать про личное.
Глубокое убеждение: в воспитании ребёнка всё зависит от законов, устоев и правил семьи.
Дети — зеркало, в их поведении отражается всё, что дома происходит.
Получается, воспитатель — человек, который зачастую знает всю подноготную семьи. О возникшей ситуации ведёшь разговор только в тактичной форме. Если же родители не доверяют педагогу, детскому саду в принципе, тогда пребывание в дошкольном учреждении усложняется.
— А что вы думаете о родительских чатах?
— Чаты — зло и особая тема: идёт обсуждение бытовых конфликтов, из мухи слона раздувают мгновенно. Предпочитаю контактировать в группе родительского комитета с двумя-тремя мамами, которые потом самостоятельно обзванивают других. Если что-то надо сообщить по поводу ребёнка, напишу личное сообщение, в экстренном случае обязательно свяжусь. Никакого публичного обсуждения.
Когда мальчик или девочка приходят на адаптацию, всегда прошу взрослых: «Пожалуйста, не звоните каждые пять минут. Мне проще просмотреть сообщение, чем тратить на разговоры 15 минут».
— То есть когда тревожные родители заглядывают в окна и видят, что воспитательница «всё время в телефоне»...
— ...в большинстве случаев она отвечает на сообщения взрослых.
— Самая частая претензия к дошкольным учреждениям — сборы на пресловутые шторы. Поделитесь мнением на этот счёт?
— Последние 15 лет устраиваю не просто утренники, а познавательные. Например, Новый год в египетском или китайском стиле. Зайчики и лисички прекрасны в младшем дошкольном возрасте, подготовишкам надо предложить новое, необычное.
Часто организовываем чаепитие, пироги сами в садике выпекаем. За столом общаемся, проводим интерактив, дети с родителями коммуницируют. Пошив костюмов, реквизитов, закупка продуктов, приглашение аниматоров — затратные мероприятия, но при полной финансовой отчётности вопросов не возникнет.
— Папы в садике частые гости?
— Приходят на праздники, участвуют в мероприятиях, особенно связанные с мужскими праздниками, профессиями. Детки всегда по-особенному выступают перед папами.
Скоро вместе будем играть в Третьяковскую галерею. К примеру, шестилетки оживят картину «Бурлаки на Волге», а родители отгадают художника. Затем родители покажут другие инсценировки. Такой утренник точно запомнится всем, и в следующий раз папы быстрее согласятся на участие.
Дети помнят каждый день, проведённый вместе с семьёй. Понимаю: бизнес, работа, домашняя нагрузка, детсадовцам не хватает тактильной ласки.
Спрашиваю, кому вечером читали книжку? Один мальчик поднял руку из 15 человек.
Чем занята детвора? Чаще всего смотрят мультики в планшете, редко слушают аудиосказки. Настольные игры семейным вечером? Единицы взрослых находят на это время и желание. Упускают такие счастливые моменты коммуникации с собственным ребёнком.
— Удаётся уйти от менторского тона, нравоучений, желания воспитывать самих родителей?
— Педагог должен уметь усмирять гордыню в какой-то мере, найти подход ко всем взрослым, среди которых начальники, звёзды, «конкретные пацаны». Родители, которые приходят вечером за детьми, — ровесники моего сына и даже младше. Бывает, пытаются разговаривать по принципу «все должны и обязаны». Стараюсь грамотно выстроить общение, субординацию. Родители должны прислушиваться к словам педагога, ведь многие моменты в поведении ребёнка домашние просто не замечают. Повторюсь: детский сад — это тройственный союз. Если родители не доверяют педагогу и бесконечно чем-то недовольны, значит, надо менять либо детский сад, либо уходить к воспитателю, которая устроит.
На мой взгляд, педагог порой должен уметь спуститься на уровень ребёнка — снять себя с педагогического пьедестала, найти минуту, чтобы обсудить современный мультик, героя компьютерной игры, поддержать интерес воспитанника. Мальчик удивлённо спрашивает: «Вы знаете лего-ниндзяго?» У малыша гордость за педагога и больше доверия.
— Как вы восстанавливаетесь?
— Не поверите — опять же с детьми, чужими и своими! Приезжает внук, гуляем в парках, по побережью, катаемся на качелях, читаем и строим гаражи, хулиганим и балуемся в тайне от родителей.
Конечно, порой пью валерьянку и корвалол из-за любой детской царапины. Ответственность! Воспитанники семи лет могут показать себя в лучшем виде, и это нормально: ребёнок учится отстаивать своё мнение и позицию. Мальчишки сорятся и дерутся, экспериментируют с высотой и глубиной, везде лазают, а девочки проверяют свои чары. Дети через игру и общение познают таким образом мир. Без этого невозможно. Родители тоже должны понимать и принимать эти этапы развития личности.
Педагогика — сложная профессия, поэтому не каждый справляется. Легко получается на бумажке, когда учишься на педфаке, но когда работаешь с живыми детьми, родителями, в коллективе, где одни только женщины... Грамотно выстраивать взаимоотношения сложно, но возможно. А главный принцип: устал от детей — переходи на другую работу, иначе нанесёшь вред воспитанникам и собственному здоровью. При сегодняшней текучке кадров, готова кланяться в ноги всем специалистам в дошкольном образовании за непростой, но важнейший труд.