13:04

Александр Андреев: Когда музыка становится призванием

  1. Интервью
Александр Андреев: Когда музыка становится призванием - Новости Калининграда

4 декабря в Калининградской областной филармонии им. Е. Светланова пройдёт знаковый концерт «Два юбилея», посвящённый 30-летию камерного оркестра и 70-летию его художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России Александра Андреева.

Накануне этого события мы поговорили с юбиляром о его видении профессии, педагогической деятельности и культурных традициях в музыке. 

— Александр Андреевич, как случилось, что вы выбрали именно скрипку в качестве основного инструмента?

— Я родился в то время, когда этот инструмент был очень популярен и родители считали большой удачей, если ребенка принимали в музыкальную школу: туда был очень серьёзный конкурсный отбор. Но комиссия изначально посчитала, что у меня нет абсолютно никаких данных для музыкального образования, и отказала в приёме. Ситуацию тогда спас мой любимый школьный педагог Борис Леонтьевич Дубров, который сумел убедить моих родителей не обращать внимания на выводы комиссии и предложил заниматься со мной в частном порядке. Я обучался у него в течение года и сумел поступить сразу в третий класс обычной музыкальной школы-семилетки, а затем, через некоторое время, и в специальную десятилетнюю музыкальную школу в городе Алматы. Консерваторию я уже заканчивал в Ленинграде. 

— Вы — яркий представитель отечественной скрипичной школы, которая считается одной из лучших в мире. Кого из своих преподавателей вы вспоминаете с теплотой?

— Прежде всего — моего первого преподавателя, выдающегося педагога музыкальной школы Бориса Дуброва. Я всю жизнь буду ему благодарен, поскольку он нашёл необходимые ключики ко мне и поддержал интерес к занятиям на инструменте, когда это было необходимо. В подростковом возрасте, когда начался кризис и появились другие интересы, я, как и многие подростки, начал капризничать, готов был закончить обучение. Но он сделал очень верный ход, чтобы удержать мой интерес к скрипке: предложил готовиться к республиканскому конкурсу и придумал очень интересную программу. Благодаря этому я и остался в профессии. 

Александр Андреев: Когда музыка становится призванием - Новости Калининграда

— Теперь вы сами преподаёте и более 47 лет являетесь наставником в музыкальном колледже им. С. Рахманинова. Многие ваши ученики сегодня являются артистами именитых оркестров России и зарубежья. Расскажите, каких принципов педагогики вы придерживаетесь?

— Во-первых, педагогу необходимо найти контакт с учеником, не испугать его и вызвать безусловное доверие. Ведь мастерство педагога и, в конечном счёте, его авторитет основаны не на внешних регалиях и других атрибутах, а на глубоком познании природы инструмента, изучении психологического склада ученика, его интересов, тонкостей внутреннего мира, меры его доверчивости и открытости. Важно найти точки соприкосновения с ребёнком, заинтересовать и включить в работу, причём не только его, но и его родителей. 

Если же речь идёт о студенте, то тут также важно заинтересовать профессионально. Важно быть педагогом играющим, то есть не просто разводить руками в воздухе, а взять инструмент и постараться очень детально и подробно объяснить, что хотел бы услышать от ученика. 

— Какое напутствие юным музыкантам вы могли бы дать?

— Не пугаться и трудиться! Наша профессия очень жертвенная, требующая самоотдачи и честности по отношению к нелёгкому делу обучения. Бывает, что ленивый ученик не выдерживает нагрузки и теряет интерес. Однако если ребёнок на каком-то этапе вдруг почувствует, что у него получается, это становится той точкой, от которой он может дальше оттолкнуться. И задача педагога — не погасить огонёк интереса. Важно поддержать ученика и тем самым продвинуть его дальше. Вот этим постулатом я руководствовался всегда в своей педагогической деятельности. 

— С какой профессией сегодня вы себя больше ассоциируете: дирижёра или скрипача-виртуоза?

— Виртуоз — это громко сказано. Я никогда не считал себя виртуозом — скорее, играющим скрипачом, которому было под силу исполнять соло. Виртуоз — ипостась избранных людей, которых в мире и России можно пересчитать по пальцам. Их профессия предполагает насыщенную гастрольную деятельность, я в этом роде профессиональной деятельности никогда не выступал. А что касается работы дирижёра… Мой опыт и профессия складываются из очень многих составляющих, и дирижёр — это, скорее, моя производственная необходимость как руководителя коллектива. Ведь изначально наш оркестр работал без дирижёра. Я занимал место концертмейстера и старался руководить оркестром, сидя за первым пультом. Но со временем оркестр расширил репертуар. Когда с нашим коллективом стали выступать известные музыканты, появилась и необходимость встать к дирижёрскому пульту. В течение многих лет я совмещаю должность дирижёра, руководителя оркестра, профессию скрипача и педагога.

— Камерный оркестр сегодня — визитная карточка культурной жизни Калининграда. В чём секрет ваших достижений?

— Действительно, оркестр занимает сегодня неплохую нишу в музыкальном сообществе Калининграда: с нами играли, и не один раз, известные солисты с мировыми именами. Это говорит о том, что уровень работы коллектива в целом достаточно высокий. И за успехом стоит всегда огромная работа. 

Особого секрета в этом нет. Создание той или иной программы — это всегда чисто технически большой и серьёзный процесс, когда выверяется текст, все детали, связанные с проработкой динамики и особенностей артикуляции, решением стилевых задач. Камерный оркестр — это не просто механическое соединение 22 музыкантов, это серьёзная работа по балансировке групп, работа внутри них, подготовка вещей, связанных с внутренним дыханием произведения: фразировкой, инструментальной краской и т.д. Это те моменты, без проработки которых ни один музыкальный коллектив не существует. 

Александр Андреев: Когда музыка становится призванием - Новости Калининграда

— Чем вы руководствуетесь при выборе программы?

— Для сольных программ у меня собран очень обширный репертуар, который был накоплен за годы работы в филармонии. Я комбинирую исходя из интересов публики, которая приходит на наши концерты. Это всегда очень ответственный момент. Я не могу себе позволить составить как-то однообразно программу, чтобы не разочаровать публику. Стараюсь всегда найти место соединению произведений разноплановых авторов, найти центральные масштабные произведения: многочастные серенады, виртуозные произведения и так называемые «классические» шлягеры.

Вот, например, ближайшая программа, которую мы представим 4 декабря в филармонии, концерт «Два юбилея», — это невероятно трудная и сложная программа, основанная на исполнении произведения Бенжамина Бриттена, выдающегося английского композитора. Им написаны вариации для струнного оркестра на тему Франка Бриджа, который был его педагогом. В этой же программе будет и Игорь Стравинский — выдающийся представитель российской музыкальной культуры. Это музыка, написанная для двухактного балета. Чисто концертное её исполнение — непростая задача, так как она предполагает двигательную балетную пластику, поэтому всё, что там написано автором, нужно мысленно трансформировать, соединить инструментальное искусство с искусством танца. Это достаточно сложно, но я считаю, что оркестр растёт на таких произведениях. Мне кажется, что публике это было бы интересно услышать. 

— Что для вас музыка?

— В разные периоды жизни она воспринимается по-разному. Моё детство проходило в эпоху развитого социализма и построения коммунизма, когда в почёте были марши, оды партии и прочее. Всё это наложило свой отпечаток, но никогда не вызывало во мне искреннего восторга. А вот всё, что касается русской национальной музыки, народного творчества, песен, которые западают в душу, — это действительно для меня и для любого русского человека является той базой, на которой строится профессия.

Купить билет на концерт «Два юбилея» можно по ссылке.

* Государственное бюджетное учреждение культуры «Калининградская областная филармония имени Е.Ф. Светланова», 236039, г. Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 61 А ОГРН: 1023901648165.

На правах рекламы