13:33

Глава калининградского минцифры — о новых функциях камер «Безопасного города» и возможностях госуслуг

  1. Интервью
Глава калининградского минцифры — о новых функциях камер «Безопасного города» и возможностях госуслуг - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Какие вопросы в ближайшее время будет решать портал Госуслуг, где первыми появятся вышки 5G и каким образом digital изменит жизнь каждого калининградца. На эти и другие темы «Клопс» поговорил с региональным министром цифровых технологий Вадимом Рыскалём. 

— Вадим Викторович, недавно с необходимостью иметь подтверждённую учётную запись на Госуслугах столкнулся каждый. А все ли жители области могут пользоваться порталом?

— Учётные записи на ресурсе имеют 95% населения, но в полной мере получать услуги могут жители только с подтверждённым аккаунтом. Таких в регионе 77%. Но цифра каждый день меняется.

— Очереди в МФЦ, которые мы сейчас наблюдаем, связаны с желанием подтвердить «учётку»?

— Действительно, жители пошли в МФЦ, хотя сделать это можно было и через банки. Но люди привыкли идти туда, где им пояснят, всё расскажут, ответят на дополнительные вопросы. С 16 ноября в службе одного окна можно распечатать сертификат о вакцинации гражданам, чья учётная запись не подтверждена на Госуслугах. И это тоже привело к очередям. Только за первые два дня более трёх тысяч калининградцев обратились в многофункциональные центры. Со временем людей станет гораздо меньше.

Глава калининградского минцифры — о новых функциях камер «Безопасного города» и возможностях госуслуг - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

От сервиса к суперсервису

— А сами Госуслуги как-то изменились за последнее время?

— В этом году запустили новую федеральную версию. Теперь не надо читать инструкции и регламенты. В новой версии портала предусмотрен интуитивный интерфейс, который на каждом шаге предполагает предпроверки, таким образом минимизируя возможные ошибки. Портал сам предлагает опции, и через иногда сложные сценарии получения услуг сообщает, какой набор документов нужен.

— Сегодня сервис работает уже по самым популярным запросам: запись к врачу, в детский сад, школу, выплата материнского капитала и многое другое. Каких новинок ждать ещё?

— До конца года государство введёт 101 услугу по стране — так называемые массовые госуслуги, которые в году запрашиваются не менее 100 000 раз. До конца года жители региона смогут получать на едином портале 90 услуг из федерального спектра, есть и ряд опций актуальных конкретно для региона, для отдельных муниципалитетов. В течение 2023 года добавится ещё 40. 

— И за всеми надо будет идти в МФЦ?

— У нас курс на то, чтобы с 2024 года 95% массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг предоставлялись в электронном виде.

— Удобно.

— Всё это не только повысит доступность и качество, но и будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса, снизит административные барьеры, проявление коррупции.

— Чтобы оказывать услуги населению в цифровом формате, нужно где-то хранить данные, обрабатывать их, обеспечивать безопасность. Есть ли в области такой ресурс?

— В регионе работает большой и хорошо защищённый дата-центр.

— Что на нём хранится?

Так называемые ГИСы (государственные информационные системы) — это новые технологичные рабочие инструменты органов власти. В регионе они есть в здравоохранении, образовании, социальной защите, финансах и многих других областях. Минцифра внедряет их по заказу отраслевых ведомств. Мы должны со следующего года начать интеграцию с федеральным «ГосТехом». Как это будет выглядеть, мы пока решаем: либо наш дата-центр станет его узлом, либо мы будем передавать данные по очень защищённым каналам, так как эта информация пойдёт по территориям других стран.

— В последние годы появился термин «государственный сервис». Можете пояснить, что он значит?

— Понятие пришло из бизнеса. Сегодня власти говорят о необходимости ставить потребности каждого гражданина на первое место и выстраивать работу госорганов, исходя из его запросов. Хочет человек записать ребенка в школу или детский сад — надо сделать так, чтобы он не бегал по учреждениям с кипой документов, а спокойно подал заявку, и потом его оповестили, что «можно приводить». Сервис — это услуга, которую предоставляет государство по заявлению гражданина, то есть при его участии, а суперсервис — без его участия. Например, назначение пенсии по возрасту. 

Глава калининградского минцифры — о новых функциях камер «Безопасного города» и возможностях госуслуг - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

«Можем подключить вышки 5G хоть завтра»

— Несмотря на передовые технологии, о которых мы говорим, в Калининградской области не везде есть интернет…

— К сожалению, да! Проблемы есть, особенно в малых посёлках. Хорошо это было видно с временным введением дистанта. Детям из сёл на востоке области приходилось искать вышки, где ловит интернет, чтобы получить и отправить домашнее задание. Причина: компании не хотят вкладывать туда деньги из-за отсутствия даже не коммерческой выгоды, а просто окупаемости.

— Можно ли добиться 100% покрытия области качественной связью?

— Власти на протяжении многих лет решают эту проблему. Сначала в 127 населённых пунктах региона, где число жителей более пятисот, поставили точки коллективного доступа, потом начали подключать интернет в посёлках от 250 до 500 человек. За три года в Калининградской области к высокоскоростному интернету подключено 186 социально значимых объектов. В 2022 стартует новый этап, рассчитанный тоже на несколько лет. Это будут населённые пункты от 100 до 250 человек. 

— При помощи Госуслуг можно было проголосовать за подключение сёл к интернету. Есть уже предварительные результаты?

— По Калининградской области в проекте приняли участие около семи тысяч человек. Жители посёлков Георгиевское Гусевского района, Заозёрье Гурьевского района, Откосово Зеленоградского района, Подлипово Правдинского района и посёлка Красное Славского района активнее всех голосовали за включение населённых пунктов в проект следующего года. В конце декабря на портале Госуслуг будет опубликован перечень населённых пунктов, которые первыми будут подключены к интернету в 2022 году.

— Скоро ли появятся вышки 5G, о которых так много споров сейчас?

— Пилотные зоны с 5G уже есть в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В этом году МТС заявляли о возможных перспективах появления 5G в нашем регионе. Мы можем подключить эти вышки хоть завтра, другой вопрос — зачем? Большинству это пока не нужно. Чтобы поддерживать такой стандарт мобильной связи, должна быть дорогостоящая техника. Предполагаю, что первыми вышки 5G появятся всё-таки на каких-то крупных производствах, где есть суперкомпьютеры, где необходимо передавать большой объём данных. 

— Какие принципиально новые камеры «Безопасного города» планируют поставить в городе и области?

— Сейчас в России проходит тестирование система распознавания объектов — человека и автомобиля. В ближайшие годы мы планируем внедрение подобных функций у нас в «Безопасном городе». Простыми словами: система сможет распознать взаимодействие человека и автомобиля —  то есть ДТП, а также определить момент, когда человек начинает бежать, говорить по телефону, курить, драться. Система будет подавать сигнал оператору, операторы — анализировать ситуацию и незамедлительно сообщать информацию в экстренные или дежурные службы, в правоохранительные органы. Эти функции намного упростят работу операторам, сейчас все подобные случаи фиксируются в ручном режиме. Новая система, по словам разработчиков, будет обладать точностью определения действий в пределах от 80% до 95%.

— Пандемия ускорила процесс цифровизации в бизнесе и среди простых людей. Как власти помогают адаптироваться в новых реалиях?

— Из последнего — поддержка цифровизации субъектов малого и среднего предпринимательства. Им компенсируют 50% расходов на приобретение отечественного программного обеспечения. Если говорить о гражданах, то это поддержка развития новых компетенций. Например, государство в сентябре объявило о запуске образовательного ресурса готовкцифре.рф. Новый портал объединяет сервисы по тестированию уровня цифровой грамотности, обучению безопасной и эффективной работе с digital.

— Год назад, жителям Калининградской области раздавали бесплатные сертификаты на получение профессии в сфере IT. К каким результатам это привело?

— В прошлом году регион вошёл в топ-10 по числу обученных по направлениям цифровой экономики. 1 159 жителей области получили если не профессии, то новые знания. Государство оплатило им обучение. Возможно, на федеральном уровне не увидели ожидаемого эффекта от проекта — притока специалистов в IT-сферу. Поэтому с этого года действуют другие правила: государство оплачивает только половину.

— Какие три первоочередные задачи ставит перед собой министерство на ближайшую перспективу?

— Выполнить успешно все показатели региональных и федеральных проектов. Покрыть качественной интернет-связью всю область. И третье — обучить новым технологиям жителей области. Вводить в эту среду надо с детства. Тут важно не забыть об этике цифровых технологий. Обучать ей важно с садика, чтобы прежде разных прикладных умений в подрастающем поколении сформировать понятие, что делать можно, а чего — нельзя.